Эффект бабочки

Если считать со вчерашнего дня, то ровно 10 лет назад Apple сделала шаг, значимость которого тогда, в далеком 2003-м, практически никто не мог оценить. Как в истории про бабочку, которая взмахом своих крылышек подняла гигантскую волну, прокатившуюся через полсвета, так и это событие в истории «фруктовой компании» оказало колоссальное влияние на дальнейшее развитие Apple. Про такие вещи нечасто услышишь даже от ярых Apple-наблюдателей, но это реально был день, когда «Ад замерз».

16 октября 2003 года Apple выпустила «лучшее в истории Windows-приложение» — iTunes для Windows. Тогда компьютеры Apple занимали всего 3,2 % американского рынка, и доля эта постепенно сокращалась, но создавать софт для PC даже внутри компании считалось запредельной ересью.

В недавно вышедшей книжке Макса Чафкина Design Crasy, основанной на устных рассказах очевидцев и участников описанных событий, впервые опубликованы детали, о которых широкая публика доселе не знала. В одной из глав автор отдает должное старшему вице-президенту Apple по маркетингу Филу Шиллеру и старшему вице-президенту компании по разработке ПО Джону Рубенштейну.

Дело в том, что Стив Джобс хотел, чтобы приложения и устройства Apple оставались доступными только для пользователей Маков. Джобс упорно стоял на своем, но Фил с Джоном были уверены, что адаптация «яблочных» продуктов и для PC-компьютеров принесет компании огромную пользу. И если судить по нижеприведенной цитате Рубинштейна, Стив Джобс отреагировал в присущей ему манере:

Мы долго спорили со Стивом [о выпуске iTunes для Windows], и он все время говорил нет. В конце концов мы с Филом Шиллером сказали: «Мы все равно это сделаем», на что Стив ответил: «Ну и хер с вами, делайте что хотите. Сами будете отвечать», — и в гневе вышел из комнаты.

Этот шаг сделал плееры iPod доступными для 97 % людей, у которых были Windows-компьютеры.

Эти люди смогли увидеть, как слаженно могут работать друг с другом программное и аппаратное обеспечение.

Они узнали, как просто можно устанавливать обновления.

Их первый iPod превратился в их первый iPhone.

Затем они поняли, что их жизнь может быть намного проще, если перейти и на Макинтош.

Рост рыночной стоимости Apple за последние 10 лет

И все это время рыночная стоимость Apple поднималась все выше и выше, и в итоге компания стала самой дорогой в мире.

Вот почему в моем нью-йоркском офисе висит этот старый плакат с надписью «Ад замерз» — он напоминает мне об одном из лучших стратегических бизнес-решений, принятых когда-либо какой-нибудь компанией.

Плакат «Ад замерз»

— Крис Фрэлик.