История повторяется снова и снова. Компания долгое время занимает лидирующую позицию на рынке (BlackBerry и смартфоны, Atari и видеоигры, Microsoft и… почти все остальное) и вдруг, почва словно уходит у нее из под ног. Более энергичные конкуренты все чаще вытесняют неповоротливых титанов с поля битвы. Подобная участь постигла и QuarkXPress — когда-то лидера на рынке электронных издательских систем.

Вот, что пишет Дэйв Джерард на страницах Ars Technica:

Нельзя сказать, что Adobe InDesign был сенсацией. Большинство из нас были слишком заняты работой в XPress. Мы не сразу заметили, что появилось что-то, что могло бы не только изменить нашу работу, но и индустрию в целом. Но ситуация изменилась достаточно быстро, уже в 2004 году доля Quark на рынке снизилась до 25 процентов. В издательском бизнесе мы называем это “абсолютным безумием”.

В конце 90-х QuarkXPress была самой популярной профессиональной издательской системой. Газеты, журналы, графические дизайнеры — QuarkXPress использовали абсолютно ВСЕ. И создатели Quark знали это. Они лишь пожинали плоды успеха, не замечая ничего вокруг. Обновления выходили редко, нововведений почти не было — они относились к своим пользователям так равнодушно, словно те никуда не денутся.

Adobe представил пользователям QuarkXPress сотню причин перейти на их продукт InDesign не раздумывая ни секунды. Но этого было недостаточно, ведь люди работали с QuarkXPress очень долго, они были не готовы отказаться от привычки и начать с “чистого листа”. Многие компании не торопились отказаться от того, что стабильно работает. Но в конце концов, InDesign предложил им то, в чем они нуждались, а Quark — нет. Таким образом, Quark постепенно потеряла контроль над рынком.

Однако, QuarkXPress продолжает существовать и некоторые по-прежнему остаются ее преданными пользователями. Но, несомненно, ей уже никогда не вернуть себе былой популярности.

В классической литературе часто встречается упоминание о том, что когда римский император возвращался в город с поля битвы с размахом празднуя победу, за его спиной всегда стоял раб, который должен был шептать “Memento mori” — “Помни, что ты умрешь”.

Это хороший урок для любой компании, занимающей главенствующую позицию на рынке. Неважно насколько вы считаете себя неуязвимыми — всегда есть кто-то меньше, изобретательнее и хитрее, кто идет за вами по пятам и учится на ваших ошибках. Браво, Adobe.

***

(via)