Тысячи лет человеческий мозг формировался, пока не достиг нужного размера и не приобрел все свои возможности. Сейчас мы знаем больше, чем когда-либо до этого. Но без определенного порядка наш мыслительный процесс превращается в непонятную кашу из мыслей, которая провоцирует стрессы и запутанность в жизни, и нисколько не помогает выполнить цели. Как упорядочить мысли, «очистить» свой мозг от ненужного хлама и использовать его по полной?

Каша из 50 тысяч мыслей

Исследователи утверждают, что каждый день 50 тысяч мыслей проходят через нашу голову. Это могут быть совершенно любые мысли, начиная от «о, какой сексуальный парень/девушка» и заканчивая «я понял смысл жизни». И все эти мысли тратят энергию мозга.

Чтобы упорядочить хаос в своей голове и направить энергию в нужное русло, понадобится постановка целей и создание планов. Эти два пункта здорово помогают очистить голову от ненужных мыслей и стрессов. Причем тут стрессы? Сейчас объясню.

Надоедливые мысли вызывают стресс

У вас бывало так, что одна и та же мысль постоянно всплывает в голове? Например, «Я должен отправить открытку своему дяде». Однако вы не делаете этого сразу, потому что дело не срочное.

После этого мысль периодически скатывается в ваше подсознание, заставляя возвращаться к этому снова и снова. Уже одна такая мысль провоцирует стрессовое состояние мозга, а если их накапливается несколько десятков?

Если нет действий, ваш мозг постоянно напоминает о невыполненных делах, и вы будете вспоминать про дядю до тех пор, пока не пошлете эту открытку или решите, что не будете её посылать.

Получается, что каждый день у вас 50 тысяч мыслей, которые надо довести до логического конца, чтобы они перестали периодически вываливаться из подсознания.

В общем-то, разбирать мысли и доводить их до логического конца — это, наверное, лучший способ быть настолько продуктивным, насколько это возможно.

Inbox Zero для мозга

Вы слышали про пустой ящик электронной почты Inbox Zero и разных способах навести порядок в куче писем?

То же самое можно сделать и со своим мозгом, «почистить» его и предупредить возникновение хаоса. Вот семь советов, как это сделать.

1. Выливаем мысли на бумагу

Первое, что надо сделать, чтобы очистить мозг и подойти к своим проблемам логически — это записать все свои мысли, которые требуют действия.

Не важно, насколько они глупые и банальные, потому что они всё равно требуют выхода. Если вы будете записывать всё, это обеспечит больший контроль, и вы поймете — как бы много мы ни делали, всё равно в мыслях мы хотим большего.

Не записывайте мысли, которые не направлены на достижение цели. Например, вы не можете что-то сделать в ответ на мысль: «О, эта машина красивого небесно-голубого цвета», поэтому не записывайте её. А вот если пришла мысль: «Хочу покрасить свою машину в такой же цвет», это нужно записать.

2. Организуйте по категориям

Каждый раз, когда в вашем списке появляется новое дело, надо дать ему два определения:

  1. Срочность — когда вам надо это сделать.
  2. Приоритет — какое дело надо закончить первым.

Сначала вам придется нелегко, потому что надо будет присваивать два определения каждому незавершенному делу, а их, наверняка, накопилось достаточно.

Спустя пару дней использования этой методики, вам станет проще, потому что какие-то дела вы исполните, какие-то признаете ненужными, а для других назначите приоритеты и сроки.

3. Добавляйте организованные мысли в календарь

Вы уже знаете, когда задание должно быть выполнено, так что можете определить дату и добавить дело в календарь. В этот момент мысль превращается в цель.

Это поможет сконцентрироваться на задаче с ясным дедлайном и отложить все другие дела на потом. Когда вы это делаете, мозг успокаивается, потому что понимает, что задача будет выполнена. После этого навязчивая мысль перестанет всплывать из подсознания.

4. Что, если мысли всё равно повторяются

Итак, ваша мысль схвачена, определена и добавлена в календарь. Теперь настало время проверить, всё ли работает как надо.

Избавление от навязчивых мыслей помогает вам думать более креативно, уровень стресса снижается, потому что вы держите все под контролем и упорядочиваете свою жизнь.

Но если мысль и не думает исчезать даже после того, как вы вписали её в свой календарь, возможно, стоит пересмотреть её срочность и подвинуть другие дела.

Подсознание человека — мощная и безошибочная машина, и если оттуда продолжают всплывать напоминания, постарайтесь выполнить дело как можно быстрее.

5. Дробим и выполняем

Если у вас возникли большие задачи, вы не сможете начать их выполнение, пока не придумаете, с чего начать. Большие задачи пугают нас большими проблемами, и это ещё больше усложняет их выполнение.

Чтобы лучше понять, о чем идет речь, давайте разберем пример:

У вас промелькнула мысль: «Надо построить дом», вы поймали её, записали, поставили высокий приоритет и сроки выполнения — три года. После этого вам надо внести её в календарь, на как это сделать?

Такие большие задачи нужно разбивать на много мелких, на такие дела, которые вы сможете сделать в ближайшем будущем. Например, на завтра можно поставить задачу «Посмотреть, какие документы надо оформлять для покупки земли под дом», или «Посчитать примерную стоимость постройки дома» и т.д.

Это поможет начать воплощение  цели и не испытывать стрессов от её масштабов.

6. Правило пяти минут

У вас часто бывают задачи, которые можно выполнить за пять минут, но, тем не менее, вы их откладываете? Такие незначительные дела, как помыть посуду, заправить кровать или подмести пол.

Вы думаете, что отложенное простое дело не меняет картины, но, на самом деле, ваш мозг получает стресс, и вы вынуждены тратить его энергию на бесполезные напоминания о деле самому себе.

Чтобы избежать этого, применяйте правило пяти минут. Если у вас возникло какое-то дело, задайте себе два вопроса:

  1. Могу ли я сделать его за пять минут?
  2. Если ли у меня сейчас пять свободных минут?

Если ответ на оба вопроса положительный, выполняйте его без отговорок.

7. Только реальность, без иллюзий

Вы знаете себя лучше, чем кто-либо ещё в этом мире. Вы понимаете, что можете воплотить в настоящее время, а что нет. Так что, не врите себе при составлении планов, будет только хуже.

Если нет возможности сделать что-то, без сожаления завершайте задачу, и не надо постоянно передвигать её на более длительный срок в календаре.

Что можно использовать

Чтобы записывать свои мысли и расставлять приоритеты, можно использовать разные программы и приложения, как вам удобнее.

Могу посоветовать Evernote — бесплатные электронные заметки для десктопа или смартфона (заметки синхронизируются и доступны с любого устройства).

Есть ещё один вариант — Google Keep. Тоже полностью бесплатное, работает на разных девайсах, позволяет делать цветные заметки и менять их местами, что отлично подойдет для расстановки приоритетов.

кип

Попробуйте упорядочить свои мысли, и увидите, насколько больше вы, на самом деле, можете сделать.