Когда вы собираетесь наработать новый навык, хорошо бы сначала выбрать ролевую модель — человека, который обладает интересными для вас качествами, чей пример будет вас вдохновлять.

Арт Маркман
Доктор наук, профессор психологии в Техасском университете, Остин, США. Автор книг о развитии лидерских навыков, мотивации и продуктивном мышлении.

Доктор Арт Маркман в течение 10 лет проводил исследования креативности. И за это время собрал внушительную коллекцию историй и примеров, которые вдохновили его на разработку метода по улучшению собственных творческих способностей. Люди, за которыми он наблюдал, умеют на практике решать задачи нестандартными способами. Перед вами пять полезных привычек, которыми обладают креативные люди.

1. Изучать дело до мельчайших деталей

Многие люди боятся, что излишняя загруженность деталями убьёт их творческие порывы, а слишком большой объём сведений создаст плотину на пути свободного творчества или что новые идеи не смогут пробиться из-под слоя рутины.

Креативные люди углубляются в детали тех задач, которые им нужно решить. Когда Фиона Фейрхёрст вместе со своей командой в компании Speedo занималась разработкой костюма для плавания, который помог бы пловцам улучшить результаты, она рассматривала все возможные способы уменьшить силу трения. В итоге на конструкцию материала повлияли многие источники: от особенностей строения акульей кожи до опыта использования тянущихся материалов, уменьшающих мышечные вибрации.

Швейцарский инженер Жорж де Местраль заметил, что на каждой прогулке к шерсти его собаки прилипает репей. Он изучил репьи под микроскопом и обнаружил, что их так сложно вытащить из-за мельчайших крючков, которые цепляются за спутанную шерсть. Он применил открытый принцип, создал искусственные аналоги крючков и шерсти — так появилась застёжка-липучка.

2. Не бояться рутины

Распространённый романтический образ гения: измученный творческими муками человек, который бешено работает в порыве вдохновения, а в перерывах между посещениями музы страдает и занимается саморазрушением. В реальности большинство креативных людей гораздо лучше дружат с дисциплиной. Они воспринимают творчество как работу, поэтому постоянно трудятся.

Классический пример творца такого типа — Стивен Кинг. Если постараться представить, какой результат должен получиться у страдающего гения, то книги Кинга можно использовать как образец. Но сам он неоднократно говорил о важнейшей роли рутины. Он пишет каждое утро. По словам Кинга, для творчества рутина так же важна, как для сна.

Некогда сидеть и ждать появления музы — нужно вкалывать, чтобы она заглянула на огонёк.

3. Понимать, что важно всё

Вопрос, который студенты часто задают преподавателям: «А это будет на экзамене?». Правильный ответ на него: «Да. Но, возможно, это будет другой экзамен». Нельзя угадать, из какого источника появится материал для отличной идеи. Истории самых интересных изобретений отличаются невероятными поворотами сюжета, но понять, какой шаг привёл к результату, мы можем, только оглядываясь назад.

Например, Джеймс Дайсон изобрёл новый тип пылесоса, опираясь на знания о работе циклонных установок, которые очищали воздух на лесопилках. Когда Дайсон из простого любопытства изучал особенности работы лесоперерабатывающих предприятий, он и представить не мог, что найденная информация принесёт ему миллионы прибыли.

Ключ к креативности — стремление к знаниям, и неважно, кажутся они сейчас полезными или нет.

Иногда мы думаем, что заранее можем оценить, что нам пригодится, а что окажется бесполезной тратой времени и сил. Креативные люди всегда дополняют базу знаний, поэтому они готовы к любым возможностям, которые появляются в любой момент.

4. Учитывать время и обстановку

По-настоящему успешные творческие начинания — требования времени. Это значит, что креативные люди должны понимать не только технические аспекты своей работы, но и оценивать окружающую обстановку.

Посмотрим внимательно на Майлса Дэвиса, американского джазового музыканта, трубача. Его музыкальные вкусы сформировались в эпоху бипопа. Бипоп отличался быстрым потоком чётко сыгранных нот, звучащих одновременно с быстрой сменой аккордов. Дэвис шёл в другом направлении ещё с конца 40-х годов, но только десятилетие спустя мир был готов принять звучание таких альбомов, как Birth Of The Cool и Kind Of Blue, которые оказали огромное влияние на слушателей и других музыкантов.

В конце 60-х Дэвис снова повторил попытку сопротивления контексту, когда выпустил фьюжн-пластинку Bitches Brew. Успех заключался в отличном понимании системы, на фоне которой создавались и слушались эти произведения.

С точки зрения инноваций в технике роль системы отлично понимал Стив Джобс. iPod не был первым плеером на рынке, но Джобс в подробностях изучил потребности пользователей и продумал, в каких ситуациях будет использован iPod. Внимание к окружающей обстановке привело к созданию сервиса iTunes, и плеер превратился в устройство plug-and-play.

5. Знать, когда нужно капитулировать

Если много читать о жизни творческих людей, появляется риск идеализировать настойчивость в достижении целей. Дайсон не только сумел почерпнуть вдохновение в отдалённых источниках, но и провёл годы, работая над прототипом своего пылесоса.

Опасно думать, что креативные люди работают над каждой идеей до победного конца, пока не увидят её воплощение. В экономике есть понятие «неокупаемые капиталовложения» — это время, деньги и энергия, которые уже были вложены в проект. Нельзя допускать, чтобы эти издержки оказывали чрезмерное влияние на выбор. Проект не заработает только потому, что вы уже отдали ему много сил и средств. Нужно оценивать проекты по тому, насколько они могут преуспеть, вне зависимости от потраченных ресурсов.

Ричард Нисбетт, профессор психологии Мичиганского университета, вместе с коллегами изучал работу успешных творческих людей (например, академиков, ведущих актуальные разработки в своих отраслях). В длительной перспективе наиболее успешными оказывались те, кто смог отказаться от безнадёжных проектов, несмотря на серьёзные затраты.

Нужно вовремя признавать поражение и переходить к следующей задаче.