Границы между поколениями зачастую довольно размыты. Нередко получается так, что на своём рабочем месте нам приходится пересекаться с довольно большим количеством разновозрастных людей. Мы все живём в одно и то же время и вынуждены взаимодействовать друг с другом, даже несмотря на то, что порой наши навыки и компетенции существенно отличаются.

Демографы, как правило, сегментируют мировое население на восемь поколений.

1. Потерянное поколение (Lost Generation) — рождённые в 1880—1900 годах.

2. Величайшее поколение, поколение победителей (The Greatest Generation) — рождённые в 1901—1924 годах.

3. Молчаливое поколение (Silent Generation) — рождённые в 1925—1945 годах.

4. Бэби-бумеры (Baby Boom Generation) — рождённые в эпоху демографического взрыва, в 1946—1964 годах.

5. Поколение X, неизвестное поколение (Generation X) — рождённые в 1965—1982 годах.

6. Поколение Y, миллениалы (Generation Y) — рождённые с 1983-го до середины 1990-х годов.

7. Поколение Ζ, поколение «ЯЯЯ» (Generation MeMeMe) — рождённые c середины 1990-х до середины 2000-х.

8. Поколение Альфа — рождённые после 2010 года. Предположительно, так будут называть всех представителей этого поколения, родившихся до 2025 года.

Рабочий процесс к 2020 году будет представлять собой следующее: совместно предстоит трудиться представителям целых пяти поколений (молчаливого поколения, бэби-бумеров, поколения Х, миллениалов и поколения Z). У этих пяти поколений продолжительность жизни уже гораздо выше, чем у потерянного и величайшего.

Согласно недавним исследованиям, средняя продолжительность жизни в США составляет приблизительно 78 лет. Мужчины, которые на сегодняшний день уже достигли 65 лет, предположительно доживут до 84, а 65-летние женщины — до 87 лет. Данные по России немного иные. Средняя продолжительность жизни составляет 70 лет: 65 лет для мужчин и 76,5 для женщин.

Увеличение продолжительности жизни свидетельствует о том, что продолжительность трудовой деятельности также станет выше. Как это отразится на рабочем процессе в относительно близком будущем? Некоторые прогнозы уже известны.

Преобладание расовых и этнических меньшинств

Расовые меньшинства на территории США уже сегодня имеют более высокие показатели рождаемости, чем белое население. По данным статистики, младенцев, родившихся в таких семьях, гораздо больше, чем родившихся у белого американского населения.

Согласно исследованиям, детородный период белых женщин значительно короче, чем у представительниц расовых меньшинств. Отсюда же следует и вывод о том, что белое население стареет гораздо быстрее. К 2020 году 40% населения США будут составлять расовые меньшинства (по предварительным данным — латиноамериканцы), которых уже не так-то просто будет назвать меньшинствами в полном смысле этого слова.

Поколение Z и поколение Альфа — действительно огромная демографическая сила, и в будущем человечество будет серьёзно от них зависеть. С точки зрения трудовых ресурсов дело обстоит так: большинство представителей поколения бэби-бумеров уже достигли пенсионного возраста, но всё ещё продолжают работать. Однако они постепенно теряют своё социальное и профессиональное господство, уступая место представителям более молодых поколений.

Битва поколений

Конфликт между представителями разных поколений может возникнуть из-за соперничества за ресурсы. Вероятно возникновение проблем следующего толка: должны ли правительственные фонды поддерживать молодёжь и направить все силы на развитие и финансирование сферы образования, или, наоборот, им следует обратить всё своё внимание на представителей «старой школы» и обеспечить им достойное завершение трудовой деятельности вкупе с отличной организацией здравоохранения.

К 2020 году численность сотрудников, чей возраст превысит 55 лет, значительно возрастёт. Им придётся делить рабочее пространство с молодыми коллегами, чьи ценности и подход к трудовым отношениям во многом отличаются от тех, к которым привыкло старшее поколение. Поэтому не исключено возникновение конфликтов из-за непонимания ценностей друг друга и абсолютно противоположного подхода к работе.

Что из себя представляют люди поколения Z

Поколение Z во многом является полной противоположностью всем предшествующим поколениям сразу. Его представители настолько тесно связаны с миром цифровых технологий, что некоторые исследователи называют их «мутантами».

Социальные сети? Конечно. Книги? Определённо, нет. Видеоигры? Наверняка. Спорт? Ни в коем случае. Скорость? Да. Терпение? Никак нет. Сейчас мы в общих чертах обрисовали то, что представляет собой мир типичного представителя поколения Z — независимого, упрямого, прагматичного и всегда находящегося в движении.

Повседневная жизнь

Представители этого поколения хотят получать всё и сразу. Они привыкли искать в интернете ту информацию, которая им не известна, они не против отдавать бешеные деньги за смартфоны, но в то же время считают практически постыдным платить за песни и фильмы, которые можно скачать бесплатно. Всю основную информацию люди Z получают из социальных сетей.

Друзья и виртуальная жизнь

Для людей поколения Z гораздо привычнее общаться в режиме онлайн, чем лично. Друзья в социальных сетях не менее важны для них, чем друзья настоящие. Бывают такие случаи, когда они действительно потом встречаются лично. Восемь из десяти представителей поколения Z зарегистрированы в социальных сетях с 16-летнего возраста и считают свою виртуальную жизнь не менее значимой, чем реальная.

Знания, интересы и умения

Не единожды за свою жизнь представители этого поколения видели, как огромное количество технологий и гаджетов устаревали, а им на смену приходили новые. Именно поэтому у них сформировался особый подход к процессу обучения: люди поколения Z окончательно стали «самопедагогами». Они не будут ждать, пока кто-то предложит им помощь, а просто зайдут на YouTube и посмотрят очередной обучающий ролик.

Согласно недавним исследованиям, большинство представителей этого поколения проводят в среднем три-четыре часа перед экраном компьютера. Они живут в постоянном страхе упустить что-нибудь важное. Их терзает даже мысль о том, что что-то новое и захватывающее прошло мимо.

Социальные сети — их главный наркотик. Facebook, постоянно обновляющаяся лента с фотографиями в Instagram, молниеносные сообщения в мессенджерах, вездесущие Twitter и Tumblr, видеоблогинг… Они с лёгкостью ищут информацию и думают, что с интернетом могут практически всё.

Однако это сказывается на внимательности: скорость восприятия информации растёт, а концентрация внимания постоянно падает. Они имеют привычку скользить взглядом, а не запоминать. От этого часто страдает процесс обучения.

Поколение Z и работа

Это то поколение, которое хочет создать свою собственную компанию, управлять собственным бизнесом. Представители поколения Z не хотят быть простыми служащими, они хотят стать частными предпринимателями. Примерно 76% молодых людей хотели бы превратить своё хобби в основной источник дохода. Они также не исключают возможности того, что смогут прославиться с помощью социальных сетей.

Уже скоро представители этого поколения начнут (или уже начали) свою трудовую деятельность, поэтому важно учитывать, какие трудовые ценности и идеалы они смогут привнести в рабочий процесс.

Вот 5 самых важных вещей, которые нужно знать каждому руководителю, чтобы продуктивно работать с самой молодой группой сотрудников.

Они очень честные

Большая половина поколения Z считает, что честность — одно из самых важных лидерских качеств. Это поколение ищет лидеров, которые чётко и целостно видят организацию рабочего процесса. В отличие от предыдущих поколений, они рассматривают лидерство как привилегию. А это значит, что руководители и менеджеры должны действительно работать и добиваться успеха, чтобы доказать свой авторитет и компетентность, прежде чем смогут завоевать доверие поколения Z.

Они более предприимчивые

Большинство представителей этого поколения имеют предпринимательскую жилку, но это не значит, что они все поголовно хотят иметь собственный бизнес. Скорее, их внимание сфокусировано на достижении определённого результата и наблюдении за тем, какую конкретную пользу приносит выполнение той или иной задачи. Для них важно иметь представление о том, как текущие ежедневные задачи повлияют на долгосрочные перспективы компании. Это поколение может работать больше и усерднее, чем прошлые, но руководителям важно давать понять, что вклад сотрудников из поколения Z имеет большое значение.

Они не любят жёсткий график

Они не заинтересованы в привычной пяти- или шестидневной рабочей неделе, их больше привлекает свободный график. Поскольку это поколение росло погружённым в технологии, его представители не чувствуют себя привязанными к конкретному рабочему месту, так как знают, что работать можно практически отовсюду, где есть интернет и компьютер. В качестве показателя эффективности работы для них выступает конкретный результат, а не восемь часов ежедневного нахождения в офисе за рабочим столом.

Они предпочитают обсуждать проблемы лично

Несмотря на то, что людям этого поколения проще общаться онлайн, многие вопросы они всё же предпочитают обсуждать лицом к лицу с собеседником. Таким образом они стараются наладить и закрепить существующие социальные связи, которые обеспечивают им гарантию того, что они нужны и важны в рабочем коллективе.

Они знают, чего хотят

Их карьерные и жизненные цели начинают формироваться в гораздо более юном возрасте. Согласно исследованиям, около 50% представителей поколения Z, заканчивая обучение в школе, уже знают, чем хотят заниматься в будущем.

В отличие от поколения Y, поколение Z не стремится к смене работы сразу же после того, как им что-то не понравится. Они планируют оставаться в одной компании длительное время, а не прыгать туда-сюда, пытаясь найти идеальное место.


Это поколение более предприимчиво и самостоятельно, менее сосредоточено на деньгах и склоняется к тому, чтобы работать удалённо. Судя по всему, не такое уж оно и плохое. ;)