Ольга Очур

Технический писатель и переводчик в собственном небольшом бюро переводов. По специальности — математик-инженер.

Муки выбора

«Как много всего, я не могу выбрать!» — часто думаем мы, когда нужно что-то купить. Неважно что — принтер, кофеварку или диван. В наше время, в эпоху громадного выбора, мы тратим часы на чтение отзывов и сравнение моделей. Теряем время, раздражаемся, ссоримся с близкими. Жалеем, что выбрали не то или не по той цене. Сколько раз мы говорили себе: «Глаза разбегаются! Было бы два варианта, я бы выбрал и не мучился». Действительно, во времена дефицита наши мамы этих мук не знали.

Конечно, не все так страдают. Satisficing & Maximising, одна из самых известных теорий поведенческой экономики, делит людей по типу поведения при выборе на два вида:

  • Satisficer (S) приходит в магазин, видит нужную вещь, оценивает стоимость и покупает. И не жалеет. Пришёл, увидел и купил.
  • Maximiser (M) покупку, например, телефона превратит в целую историю. Он будет читать отзывы на форумах. Изучит ассортимент нескольких магазинов. Настроит пару десятков фильтров на «Яндекс.Маркете», получит несколько сотен вариантов с разрывом в цене в несколько тысяч и пару десятков продавцов. А если он проявит силу воли и не станет метаться в поисках, то сожаления на тему «надо было ещё поискать» ему обеспечены.

Знакомо? Если вы M и испытываете муки при выборе планшета, тратите много часов на подбор обоев, а туфли покупаете со слезами на глазах, то читайте дальше.

5 простых шагов к принятию решения

Теория принятия решений предлагает немало методов для поиска лучшего варианта из множества возможных. Один из них — многокритериальная модель принятия решений, основанная на ранжировании критериев и оценке альтернатив. Её упрощённая версия поможет оптимизировать процесс выбора.

1. Проанализируйте желания, выберите критерии, отбросьте неподходящее

Представьте, что вы неопытные родители и вам нужно выбрать коляску для ребёнка. Решите, какие характеристики коляски важны. Например, нужны большие колёса, чтобы не застревать в сугробах. Неширокая модель, так как в доме узкий лифт. Небольшой вес. Критерии могут быть разные: цвет, компактность при складывании, наличие дополнительных аксессуаров.

Допустим, вы выбрали такие критерии: проходимость, вес и стоимость. Установите пороги отсечения, например стоимость не более X рублей, вес не более Y килограммов. Тогда у вас останутся только подходящие варианты, например A, B, и C.

2. Определите шкалу оценки для каждого критерия

Поставьте вариантам баллы по каждому критерию. Для критерия «вес» оценочная шкала и баллы могут выглядеть так:

  • 5 — самая лёгкая коляска;
  • 4 — достаточно лёгкая;
  • 3 — средняя;
  • 2 — тяжёлая.

Для критерия «стоимость»:

  • 5 — дешёвая;
  • 4 — недорогая;
  • 3 — средняя;
  • 2 — дорогая.

Для критерия «проходимость»:

  • 5 — большие колёса;
  • 4 — средние колёса;
  • 3 — маленькие колёса.

Далее оцените коляски по каждому критерию. Пусть коляска A будет с большими колёсами, очень дорогая, лёгкая (оценки: 5, 2, 5). Коляска B тоже имеет большие колеса, среднюю стоимость, тяжёлая (оценки: 5, 3, 2). C — средние колёса, модель недорогая и лёгкая (оценки: 4, 4, 5).

Для наглядности можно представить данные в виде таблицы:

Критерии оценки (индекс критерия)
Альтернатива Проходимость (3) Стоимость (2) Вес (1)
A 5 2 5
B 5 3 2
C 4 4 5

3. Распределите критерии по степени важности

Самому важному присвойте самый высокий индекс, менее важному — самый низкий.

Очевидно, если недорогая коляска плохо ездит по снегу, то выбор нас не устраивает. Поэтому иерархия критериев может выглядеть так:

  • № 1, самый важный — проходимость, присваиваем вес 3;
  • № 2 — стоимость, вес — 2;
  • № 3 — лёгкость, вес — 1.

4. Вычислите окончательную оценку каждого варианта

Умножьте индекс каждого критерия на балл по этому критерию и сложите полученные числа. Окончательные оценки будут выглядеть так:

  • A: (3 × 5) + (2 × 2) + (1 × 5) = 24;
  • B: (3 × 5) + (2 × 3) + (1 × 2) = 23;
  • C: (3 × 4) + (2 × 4) + (1 × 5) = 25.

5. Проанализируйте полученный результат

Выходит, лучший вариант — C, так как он получил наивысшую оценку. Эту коляску неопытным родителям и стоит купить, чтобы спокойно гулять по нечищенным тротуарам и при необходимости легко закидывать её в багажник.

Выводы

Описанный способ применим для любых бытовых нужд. С его помощью можно выбирать всё, что можно оценить: квартиру, машину, галстук отцу на 23 Февраля. Критерии для квартиры, например, будут такими: стоимость, количество комнат, близость к работе, ремонт. Для машины: стоимость, расход топлива, разгон до 100 км/ч, объём багажника. Для галстука: цвет, стоимость, материал, рисунок.

Кому-то может показаться, что метод сложный, но нужно просто привыкнуть его использовать. Действий всего пять, при этом модель гибкая, можно увеличивать или уменьшать и количество альтернатив, и число критериев.

Конечно, может случиться, что к полученному результату душа не лежит. Тогда можно выбрать второй по величине оценки вариант. Или добавить критерии и снова выполнить все шаги. Главное, что вы будете избавлены от метаний, разочарований и траты времени.