Алиса Колмогорцева

Маркетолог, бизнес-консультант.

1. Посмотрите на контекст

Спрогнозировать успех своего выступления можно ещё на стадии просмотра программы мероприятия. Как много там спикеров? Сколько времени отводится на презентацию каждого? Может, вам повезло и они уже заявили свои темы? Платное ли это мероприятие для слушателей? С какими целями они идут туда? Это очень важные вопросы, потому что воспринимать вас будут в контексте всего этого.

2. Учтите тайминг

Чем больше спикеров, тем вероятнее, что аудитория уже после обеда превратится в пеньки с глазами. Если вы выступаете с самого утра или во второй половине дня, добавьте в рассказ больше полезной практической информации, юмора и взаимодействий с залом. Если ваша презентация — одна из последних, наоборот, сократите речь до самых ключевых моментов, чтобы не раздражать уже уставших слушателей.

3. Обдумайте тему

Выбирая тему, важно учитывать контекст: было бы неприятно попасть в ситуацию, когда у вас с кем-то одинаковый материал. Узнать об этом заранее не всегда возможно. Некоторые спикеры сохраняют интригу вплоть до дня мероприятия. Может быть и такое, что темы заявлены разные, а по факту звучать будет одно и то же.

Поэтому лучше всего выбирать актуальный для аудитории вопрос, который вы знаете больше, чем планируете раскрыть в презентации. Так вы сможете вынести на слайды главные тезисы и свободно рассказывать по ним, не сильно отклоняясь от темы. Это позволит чувствовать себя увереннее и в случае совпадения просто дополнить предыдущего оратора.

Конечно, лучше изначально взять в рамках темы какой-то один момент и подготовить о нём что-то полезное и интересное. Так риск совпадения будет меньше. На худой конец, всегда есть случаи из практики, по которым можно озвучить свои выводы.

4. Проработайте структуру

Люди слушают внимательнее, когда представляют объём и содержание того, что им предстоит услышать. Для этого можно сделать первый слайд с кратким перечислением вопросов выступления. В речи желательно придерживаться того же правила. Например: «Главные вопросы сегодня — X и Y. Первый делится на А, B и C. В случае с А будет так, в случае с B — так, а с C — так. Y, по нашему опыту, ведёт себя иначе. Вот так».

5. Взаимодействуйте со слушателями

Взаимодействие со слушателями поможет вам сделать их лояльнее. Вопросы часто идут со скрипом, поэтому начните с быстрых тестов или загадок. Например: «Напишите на листочках, как вы думаете, что популярнее: А или B. Никому не говорите, позже мы к этому вернёмся» или «Разделитесь на группы на основании ответов на эти четыре вопроса, посмотрите на людей из соседней, именно с ними вам будет комфортнее всего работать».

Можно рассказывать материал на примере бизнеса кого-то из зала, если людей не очень много и у других будет шанс позже предложить на анализ свой. Всегда можно придумать что-то такое, что вовлечёт и немного расслабит аудиторию.

6. Не бойтесь шутить

Юмор в презентации разбавляет сухой профессиональный язык и помогает поддержать интерес к вопросу. Если вы уверены в своём чувстве юмора, можете вставить шутку собственного сочинения или переделать мемы из вашей ленты в социальной сети. Если не очень, используйте чужие картинки, которые забавно иллюстрируют ситуацию.

7. Не жадничайте

Если цель вашего присутствия (но не конференции) — продажа продукта, не делайте всю презентацию о нём. Особенно если мероприятие платное. Посвятите большую часть выступления полезной для всех информации, а ближе к концу расскажите, как обозначенные проблемы решает ваш продукт, и предложите заинтересовавшимся людям подойти для более подробного обсуждения.

Не стоит быть жадным и на знания: старайтесь предлагать слушателям погуглить или «потом почитать», только если это дополняет тему, а не заменяет рассказ о ней. Если вы не готовы делиться какими-то секретами, лучше их не упоминать или использовать формулировку «К сожалению, сейчас не могу рассказать подробнее».

8. Обращайте внимание на детали

Внимательно посмотрите материалы, которые вы используете в презентации. Вдруг туда попали графики с видимыми изменениями, причину которых вы не знаете, или слова, перевод которых вы забыли?

Вопросы аудитории иногда могут поставить в тупик, и вдвойне обидно, если вас подставит собственная презентация.

Если вы используете видео, лучше делайте это в начале или в конце слайдов. Ролик может не запуститься или зависнуть, презентацию придётся включать повторно, а вам — заполнять неловкую паузу.

9. Используйте потенциал анимации

В умелых руках анимация слайдов работает на рассказчика. Постепенно показывая элементы на слайде, вы сможете наглядно демонстрировать структуру явления, задавать интригующие вопросы, акцентировать внимание на разных участках и даже шутить. Увлекаться не стоит, но в небольших количествах это выглядит эффектно.

Можете создать красивую интерактивную презентацию с помощью онлайн-сервиса Prezi. Особенно она спасёт вас во второй половине дня, когда слушатели уже устали от однотипных статичных слайдов.

10. Подготовьтесь к форс-мажорам

Всё учесть невозможно, однако от самых очевидных заминок можно себя обезопасить. Подготовьте заранее пару забавных фраз на случай технических проблем («Включите презентацию, а то я не учил», «Мне нужен работающий микрофон, хочу, чтобы все знали») и несколько конструкций, которые позволят перевести неудобный вопрос в более комфортную для вас плоскость. Перед выступлением проверьте презентацию, кликер, микрофон, возьмите воду.

11. Не забывайте классику

Готовясь к выступлению, помните банальные, но от того не менее полезные советы:

  • Несколько раз отрепетируйте выступление.
  • Не перегружайте презентацию, избегайте мелкого шрифта.
  • Не тратьте время слушателей на ерунду, говорите как можно более конкретно и по делу.
  • Мысленно выберите в разных частях зала двух-трёх человек и рассказывайте им, чтобы не терять зрительный контакт с аудиторией.
  • Закончите выступление на 10–15 минут раньше, чтобы оставить время на вопросы.