Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Работа и учёба
11 июля 2016

Как дизайн влияет на наше восприятие

При разработке дизайна полезно знать особенности человеческой психологии и использовать психологические приёмы на практике. Об одном из таких, эффекте обрамления, рассказываем сегодня.
Фото автора Лера Мерзлякова
Лера Мерзлякова

Как дизайн влияет на наше восприятие

В апреле 2007 года издание Washington Post провело социальный эксперимент. Джошуа Белл (Joshua Bell), один из самых известных американских скрипачей, играл как обычный уличный музыкант в метро. Надев бейсболку и джинсы, Белл взял в руки скрипку Страдивари за 3 миллиона долларов и начал играть. Интересно, сколько людей остановятся и будут слушать?

Вместо ожидаемой толпы за 45 минут выступления только семь человек из 1 097 остановились, чтобы послушать игру. После этого большинство пассажиров сказали, что попросту не заметили скрипача, и очень расстроились, когда узнали, что пропустили.

Джошуа Белл: эксперимент в метро

Этот эксперимент наглядно демонстрирует важный психологический феномен, известный как эффект обрамления: небольшие изменения в обычном общении или привычной окружающей среде радикально меняют наше восприятие. Белл приковывает внимание зрителей в концертных залах по всему миру своей виртуозной игрой. Однако на переполненной пригородной станции метро Белла воспринимали как обычного уличного исполнителя и спокойно проходили мимо.

Эффект обрамления имеет особое значение для работы дизайнера.

Каждый дизайн несёт в себе сообщение, которое пользователи будут каким-либо образом оценивать и воспринимать. Задача дизайнера — привлечь внимание людей, оставить неизгладимое положительное впечатление. Если дизайнер не видит перед собой такой задачи, итог будет тем же, что и в эксперименте с великим скрипачом: люди будут проходить мимо, не обращая внимания на ваш продукт.

В компании Opower стараются выстраивать свою работу в соответствии с этой философией и на практике используют открытия поведенческих наук. Это помогло её сотрудникам разобраться в привычном поведении людей и научить их экономить на электроэнергии.

Из опыта компании Opower можно выделить три шага, следуя которым дизайнеры смогут сделать собственную работу более притягательной, убедительной и полезной в практическом смысле.

Шаг 1. Учитесь

Чтобы применять принципы эффекта обрамления на практике, нужно изучать психологию и поведенческие науки, в которых они подробно исследованы. Сегодня предмет изучения поведенческих наук популярен как никогда. Об эвристике и когнитивных искажениях, которые влияют на процесс принятия решений, написано много полезных книг:

  • «Психология влияния» Роберта Чалдини;
  • «Подталкивание: улучшение решений по поводу здоровья, богатства и счастья» Ричарда Талера;
  • «Думай медленно, решай быстро» Дэниеля Канемана.
Психология и поведенческие науки

В одной из статей мы обсуждали, как эффект обрамления влияет на наше восприятие числовой информации. Эти же методы могут быть полезны для дизайна в более широком смысле.

Социальные нормы

Люди — социальные существа, и на наше поведение во многом влияют установившиеся социальные нормы.

Команда Opower сравнивала, как происходит потребление электроэнергии в похожих домах и какое влияние на жителей оказывали принятые в районе социальные нормы. Оказалось, понимание того, что вы используете больше электроэнергии, чем ваши соседи, — мощный мотиватор. Именно этот факт побудил многих начать использовать меньше энергии.

Социальные нормы влияют на наше поведение

В другом исследовании Роберта Чалдини в гостиничных номерах было размещено два типа объявлений с просьбой повторно использовать полотенца. При этом в одном из них подчёркивались экологические преимущества, а в другом акцент сделали на том, что большинство гостей уже приняли участие в программе. Когда сравнили результаты, оказалось, что из гостей отеля, прочитавших первое объявление, повторно использовали полотенце 35%, а из тех, кто прочитал второе, — 44%.

Боязнь потери

Люди любыми способами стараются избежать потерь, даже несмотря на возможные выгоды. Из двух сценариев — возможности потерять деньги или получить их — психологическая боль от утраты намного превышает удовольствие от победы. Этот эффект также может подтолкнуть людей к действиям.

Пример: в Opower клиентам отправляли письма с предложением подписаться на программу, которая поможет им эффективнее тратить энергию. На письма, где использовались выражения о возможности потери и убытков (например, «не упустите»), люди откликались в пять раз чаще.

Боязнь потери можно использовать в дизайне

Дефицит

Люди всегда хотят то, чего не могут получить. Дефицит увеличивает воспринимаемую ценность предмета, делает его более желанным.

В настоящее время при запуске нового продукта используют принцип дефицита, избранности, чтобы подогреть к нему интерес. Так произошло с Mailbox. Хотя сервис в итоге многих разочаровал, шуму он наделал немало. В течение нескольких недель почти миллион человек ждали в очереди, чтобы опробовать приложение. Дефицит вкупе с социальным одобрением подают сильный сигнал: на этот продукт стоит обратить внимание.

Использование дефицита для привлечения внимания к продукту

Шаг 2. Выберите правильное сообщение для своей аудитории

Исследования подтверждают, что выбор подходящего для конкретной аудитории сообщения столь же важен, как и его подача.

Так, во время сбора средств на благотворительность было проведено небольшое исследование среди двух групп пользователей, которые получали разные сообщения. Первая группа — люди, которые потенциально могут жертвовать деньги, проявляют интерес к благотворительности, но ещё не участвовали в подобных мероприятиях. Вторая группа — постоянные волонтёры и филантропы благотворительной организации. Они получали одно из двух писем с просьбой сделать пожертвование. В одном сообщении акцент делался на то, сколько средств уже собрали, а во втором — сколько ещё осталось собрать.

Эксперимент со сбором средств

Оказалось, что потенциальные филантропы больше и чаще жертвовали, когда получали сообщение о том, сколько денег уже собрано, в то время как постоянные жертвователи чаще реагировали на сообщение о том, сколько ещё осталось собрать. Это можно объяснить тем, что разные аудитории были мотивированы разными факторами. Первая группа в большей степени находилась под влиянием социального одобрения, а для второй группы более убедительным оказался призыв внести свой вклад и достигнуть поставленной цели.

Вывод можно сделать такой: изучайте свою целевую аудиторию и адаптируйте сообщение под неё. Определите, что сильнее всего влияет на её решения и восприятие, и подстраивайтесь.

Шаг 3. Спроектировать, протестировать, повторить

Мозговой штурм

После того как вы разобрались в основах поведенческих наук и определили группу пользователей, наиболее восприимчивую к вашему сообщению, настало время собственно дизайна.

И ещё один пример от компании Opower, которая разработала интерфейс, позволяющий людям экономить на отоплении зимой. На это приходится больше всего трат электроэнергии. Ниже вы можете посмотреть список, получившийся в результате мозгового штурма.

Техника Сообщение
Социальные нормы 72% ваших соседей в Сан-Матео устанавливают на своих термостатах температуру в 20 °C и ниже
Боязнь потери Каждый месяц вы теряете 30 долларов из-за неправильной настройки термостата
Дефицит / ограничение по времени Зима почти прошла — снизьте температуру на термостате и сэкономьте энергию
Эффект якоря Ваши экономные соседи устанавливают на термостате температуру в 18 °C
Персонализация Основываясь на характеристиках вашего дома, рекомендуем вам устанавливать температуру в 18 °C
Доверие / авторитет Министерство энергетики США рекомендует зимой устанавливать температуру на термостате в 18 °C
Любопытство Как вы думаете, какую температуру устанавливают на термостате ваши самые экономные соседи?
Преимущества Получайте и накапливайте баллы на подарочной карте, когда снижаете температуру на термостате и экономите энергию
Удобство Платите на 15% меньше за коммунальные услуги благодаря одному простому действию — снизьте температуру на термостате

Хотя это не исчерпывающий список, он уже натолкнул команду на некоторые мысли о перспективных возможностях, которые можно реализовать в проекте. А уже потом эти идеи выливаются в окончательную концепцию дизайна, помогают при раскадровке и создании макета или наводят на мысль о необходимости внесения изменений в уже существующий продукт.

Каналы распространения и время

Необходимо продумать, как принятые решения будут влиять на восприятие продукта. Как люди будут получать от вас сообщение: письмом в электронной почте, текстом на конкретной веб-странице, напоминанием в приложении? Какое время будет самым подходящим для отправки сообщения?

Канал коммуникации и время — мощные рычаги влияния на пользователей.

Тестирование

После того как в Opower концепцию доводят до ума и начинается разработка прототипов, настаёт время тестирования. Нужно проверить, насколько удачны разработанные макеты. Качественные исследования, например опросы, дают представление о том, как люди воспринимают конечный продукт. Из опыта понятно, что не всегда можно рассчитывать только на эту информацию: то, что люди говорят и что делают, не всегда совпадает. Полученную обратную связь нужно дополнять данными из аналитики и количественными тестированиями. Всё это помогает дорабатывать и совершенствовать продукт, делая его лучше с каждой новой итерацией.


Использование эффекта обрамления в дизайне — всего один способ из множества возможных, но он способен оказывать колоссальное влияние на качество продукта, если применять его осторожно и с умом.

Источник: Changing Perceptions with Design
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Смартфон realme P3 Lite 5G

Свежий бюджетник realme P3 Lite 5G отдают со скидкой 55%

Это интересно
7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon

7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon

Реклама
ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Как выбрать тренера для ребёнка: 7 признаков классного профессионала 

Как выбрать тренера для ребёнка: 7 признаков классного профессионала 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
Apple запустила новую веб-версию App Store — теперь все приложения собраны в одном месте
Apple запустила новую веб-версию App Store — теперь все приложения собраны в одном месте
0
12:10
Веб-сервисы
Новости
Простые рецепты оладий на любой вкус
Простые рецепты оладий на любой вкус
12:00
Еда
Еда
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
0
11:19
Кино
Новости
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке
0
11:00
Как выбрать
Технологии
Apple представит минимум 15 устройств в 2026 году — раскрыт весь список
Apple представит минимум 15 устройств в 2026 году — раскрыт весь список
0
10:48
Новости
Устройства
Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре
Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре
0
Вчера
Покупки
Покупки
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
0
Вчера
Жизнь
Колонка
Астрономы показали «космическую летучую мышь» в 10 000 световых лет от Земли
Астрономы показали «космическую летучую мышь» в 10 000 световых лет от Земли
0
Вчера
Новости
Новости
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
0
Вчера
Кино
Ликбез
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
0
Вчера
Кино
Новости
Пастуший пирог и ещё четыре оригинальных блюда из картофеля
Пастуший пирог и ещё четыре оригинальных блюда из картофеля
Вчера
«Горящая изба»
Еда
У японской «Годзиллы: Минус один» будет сиквел с подзаголовком «Минус ноль»
У японской «Годзиллы: Минус один» будет сиквел с подзаголовком «Минус ноль»
0
Вчера
Кино
Новости
Что такое «медленный шопинг» и зачем его практиковать
Что такое «медленный шопинг» и зачем его практиковать
0
Вчера
Стать богатым
Стать богатым
Вместо СМС: WhatsApp начал просить у россиян указать почту для входа в аккаунт
Вместо СМС: WhatsApp начал просить у россиян указать почту для входа в аккаунт
0
Вчера
Новости
Технологии
Простые и быстрые блюда из фунчозы
Простые и быстрые блюда из фунчозы
Вчера
Еда
Еда

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Horugvi28 минут назад

0 / 0

Глубоко...
«Даже лучше, чем было»: 16 впечатляющих примеров реставрации старой мебели, техники и не только
Аватар автора комментария
Alex36 минут назад

0 / 0

Вот еще статья на эту тему https://dzen.ru/a/Y5QeL2IE1GBKJyWn
Бывший физик NASA пытается доказать, что мы живём в симуляции — как в «Матрице»
Аватар автора комментария
Valentina Kudyakova48 минут назад

0 / 0

Нам тоже не понравилось. Зря потраченные деньги и время.
Быстрое хачапури на кефире с сыром
Аватар автора комментария
Alexandr Al53 минуты назад

0 / 0

он не знает ) это такая заезженная фраза
Как приготовить ароматный плов с мясом в мультиварке
Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях