«Долгая прогулка»: экранизация культового романа Стивена Кинга может восхитить или разозлить — выбирать вам

18 сентября в российский прокат выходит фильм «Долгая прогулка», основанный на одноимённом романе Стивена Кинга. Книгу опубликовали в 1979 году под псевдонимом Ричард Бахман.
Об адаптации говорили много лет: когда-то ей вроде бы хотел заняться Фрэнк Дарабонт, снявший «Побег из Шоушенка» и «Зелёную милю», потом — сценарист «Зодиака» Джеймс Вандербильт. Но в итоге картину поставил Фрэнсис Лоуренс, автор нескольких частей «Голодных игр» и постапокалипсиса «Я — легенда».
По большей части «Долгая прогулка» полностью соответствует духу оригинального произведения: это небольшая мрачная антиутопия, которая не рассказывает о мире подробно, а раскрывает одну жуткую историю. Но авторы экранизации изменили некоторые детали. И не всё из этого пошло на пользу ленте.
О фильме «Долгая прогулка»
- Оригинальное название: The Long Walk.
- Страна производства: США.
- Жанр: триллер, драма.
- Дата выхода: 18 сентября.
- Длительность: 1 час 48 минут.
- Режиссёр: Фрэнсис Лоуренс.
- В главных ролях: Купер Хоффман, Дэвид Джонссон, Гарретт Вэрэйнг, Чарли Пламмер, Бен Ван, Джордан Гонсалес, Марк Хэмилл, Роман Гриффин Дэвис.
Молодой Рэймонд Гаррати прошёл отбор на ежегодное мероприятие. Группа из 50 человек отправляется на «Долгую прогулку» — конкурс, за победу в котором дают огромную денежную компенсацию и исполнение любого желания. Это нужно ради поддержания духа страны, которая находится в разрухе после войны. Правила просты: нужно идти по дороге, не сбавляя скорость. За замедление шага или остановку дают одно предупреждение. После трёх участник выбывает. Но в данном случае это означает смерть — всем проигравшим просто стреляют в голову.
Уже на старте Рэй, получивший порядковый номер 47, знакомится с другими участниками «прогулки». Одни из них дружелюбны и решают поддерживать друг друга в пути. Другие молчаливы, а кто-то проявляет открытую агрессию. Но в любом случае в живых останется только один.
Фильм «Долгая прогулка» — первая экранизация культовой книги
В основе лежит удивительный роман и для Стивена Кинга, и как пример антиутопии. Писатель начал работу над ним ещё до того, как создал «Кэрри», которая принесла ему популярность. Однако опубликовать «Долгую прогулку» автору удалось значительно позже.

Главное достоинство и необычность книги в том, что она представляет собой чистейший концепт без лишних деталей. Есть некий антиутопический мир, где в США устраивают жестокое соревнование на выживание. Всё остальное сообщают очень скупо: читатель так точно и не узнает, что же произошло в стране, в какие годы происходит действие и даже кем были большинство участников прогулки. Есть только обрывочная информация, которая может оказаться неправдой.
Именно недосказанность делает книгу намного более тревожной, чем рассказ «Бегущий человек» или даже двухтомник «Противостояние» того же Кинга. Ведь не зря некоторые фанаты ругали продолжения «Тёмной башни» как раз за то, что они разрушили загадочность первого романа.
«Долгую прогулку» перенесли на экраны почти без изменений — о главном отличии мы поговорим в конце обзора. А поначалу большинство деталей поправили лишь косметически для более удачного визуального воплощения. Так, число «идущих» сократили со 100 до 50 — но и в книге акцент делали всего на десятке героев, остальные оставались пушечным мясом, у половины даже нет имён и номеров.

Участники стали чуть взрослее: в книге персонажам до 20 лет, на экране актёрам 25–30. Сыгравшему главную роль Куперу Хоффману 22, но он выглядит старше. Скорее всего, это отчасти техническое решение: с более опытными артистами проще работать, да и играют они часто лучше. И, опять же, с учётом таинственности происходящего это мало влияет на восприятие.
Пожалуй, главный минус в том, что создатели зачем-то добавили деталей об окружающем мире и причинах происходящего. К примеру, часто говорят о войне и разрухе, с которой борются таким странным образом. Полное объяснение не дают, но эти мелкие подробности кажутся просто лишними. Они навязчиво уводят сюжет в область прямолинейной политической сатиры: не просто так командующий мероприятием Майор в исполнении Марка Хэмилла кричит, что страну нужно сделать «снова великой».
Всё-таки книжные параллели выглядели более аккуратными. Хотя Хэмилл явно старается от всей души и идеален в образе бездушного злодея. Что вполне логично, учитывая его общественную позицию: когда-то актёр даже зачитывал публикации Дональда Трампа в соцсетях голосом Джокера. Кстати, любопытно, что Марк Хэмилл появляется уже во второй экранизации Кинга за год. Но образ ровно противоположный: в «Жизни Чака» герой артиста был заботливым мудрецом.

Как мы уже сказали, по большей части Фрэнсис Лоуренс и сценарист ДжейТи Моллнер (он в прошлом году поставил потрясающий фильм «Сталкер» — такой же загадочный и тревожный) постарались сохранить дух оригинальной истории. В фильме «Долгая прогулка» герои действительно всё время идут. Есть единственный короткий флешбэк, в остальное время только дорога и переживания. Мысли, которые были в голове главного героя, превратили в диалоги, а антиутопию визуализировали с помощью мрачных пейзажей и ржавых машин на обочине.
Сюжет рассказывает о доброте среди ужаса
Возможно, главное достоинство оригинальной «Долгой прогулки» в том, что книга показывает историю маленькой дружбы и человечности на фоне всеобщей жестокости. И это сумели достойно передать в фильме.

Обаятельные главные герои чем-то напоминают студентов на вступительном экзамене: даже зная, что они конкуренты, многие помогают друг другу или хотя бы поддерживают словами и приободряют. Казалось бы, ставка здесь — жизнь. Но единственный мерзавец Баркович в исполнении талантливого Чарли Пламмера сразу становится изгоем. Как будто Лоуренс, вторя идеям Кинга, показывает: в мире, где любая слабость карается смертью, можно рассчитывать только на отзывчивость других.
Даже среди жуткой несправедливости люди могут найти хотя бы небольшое проявление доброты: поделиться едой, дать совет, как спастись от жары. Или хотя бы договориться, чтобы победитель помог близкому погибшего. И в эти моменты просто невозможно не влюбиться в исполнителей главных ролей. Купер Хоффман достойно продолжает дело своего великого отца. Звезда последнего полнометражного «Чужого» Дэвид Джонссон просто пленяет обаянием, становясь чуть ли не главным героем истории. Даже таинственный молчун Стеббинс в исполнении Гарретта Вэрэйнга не такой жуткий, как в книге, а скорее вызывает симпатию.
Конечно же, в основе остаётся социальное высказывание. Кинг писал свой роман после войны во Вьетнаме. В иносказательной форме автор раскрывал, как государство ради своих целей втягивает совсем молодых людей в смертельное противостояние.

Сами организаторы ничем не рискуют: едут на машинах и только раздают «предупреждения» тем, кто не соответствует их требованиям. А в итоге — просто уничтожают свой же народ, утверждая, что это всё на благо и ради светлого будущего. Очень бы хотелось назвать такие идеи устаревшими, но даже само существование этого фильма подразумевает, что в политике мало что меняется.
«Долгая прогулка» красива и ужасна тем, что в самой идее книги и фильма нет ни одного намёка, что герои могут что-то изменить. Это не «Голодные игры», которые снимал тот же Фрэнсис Лоуренс, где нарушение правил меняло саму систему.
Персонажам остаются только маленькие «бунты». И потому удивительно обаятельно выглядит момент, когда герои начинают дружно скандировать нецензурные лозунги и посылать организаторов. Один из участников станет победителем, остальные умрут. Так почему бы не высказать вслух всё, что думаешь об этом мире.
Но главный диалог состоится ещё в начале фильма. Один из героев говорит, что ждёт, пока привыкнет к происходящему. Его друг отвечает: «А я боюсь этого». Это высказывание превращается в иронию относительно самого фильма. Зрители начинают смотреть «Долгую прогулку» с тревогой, для героев первые предупреждения звучат жутко, а первое убийство — настоящая трагедия. Стивен Кинг, кстати, у авторов, чтобы казни показывали крупно и без прикрас: никакой жалости и эстетики — смерть есть смерть.

Но уже через час для зрителя и через день для персонажей происходящее превращается почти в обыденность: фоновые голоса сливаются в невнятный гул, история выглядит скучнее. Неинтересно наблюдать? Банально? А ведь перед вами всё так же расстреливают людей. Как быстро можно привыкнуть к жестокости.
Одна составляющая выглядит очень спорно
Прежде чем читать следующие три абзаца, учтите: хоть в них и не будет откровенных спойлеров, без намёков на детали сюжета не обойтись. Так что если вы предпочитаете смотреть фильмы «с нуля» и хотите пережить те же эмоции, что критики на первых показах, лучше перейти сразу к выводу под последней картинкой.

Раньше это казалось совпадением, но теперь можно сказать об интересной тенденции: режиссёр Фрэнсис Лоуренс обожает переписывать финалы книг. В фильме «Константин: Повелитель тьмы» он сменил концовку относительно комикса. В ленте «Я — легенда» и вовсе перевернул идеи одноимённого романа Ричарда Мэтисона с ног на голову. Стоит ли удивляться, что и для «Долгой прогулки» автор придумал собственную развязку.
Как к этому относиться — зависит от того, читали ли вы оригинал и насколько любите сюрпризы и переосмысления. Во многом финал ленты выглядит даже логичнее: он заставляет задуматься, почему мы так подвержены литературным и киношным стереотипам о развитии сюжета — возможно, всю картину зрители смотрят не туда.
Для поклонников книги, которые относятся к фильму позитивно, это может стать своеобразным метакомментарием. На протяжении кино неоднократно говорят, что победителем может стать кто угодно. Единственная проблема в том, что это выглядит странной попыткой натянуть хеппи-энд на историю, где его быть не может.
Ведь если решили показать антиутопию во всей красе и менять финал, можно было поступить смелее. Не зря же в экранизации сохранили фразу об игрушечном кролике. Представьте, что история могла бы закончиться так.

Основной сюжет «Долгой прогулки» соответствует концепции оригинальной книги: весь фильм — путь героев, которые переживают разные этапы взросления, поиска друзей и морального выбора. Только они это делают в рамках нескольких дней. Мрачная атмосфера и недосказанность только улучшают историю. А обаятельные актёры заставляют привязаться к персонажам и искренне за них переживать.
И даже если отдельные решения кого-то разочаруют, это не отменяет все события и разговоры персонажей, которые сегодня не менее актуальны, чем 40 лет назад. В любом случае Лоуренс заставляет снова включиться в историю и начать обдумывать происходящее. А для такого фильма подобные эмоции важнее всего.















Лучшие предложения
5 увлажнителей воздуха до 5 000 рублей
Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%
Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены
10 пар надёжных зимних кроссовок и ботинок
Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера
9 тёплых свитеров стоимостью до 2 000 рублей
11 отличных гаджетов с распродажи Baseus на AliExpress
И без того бюджетные наушники CMF Buds 2a отдают со скидкой 30%
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности
Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата
От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться