Страх и ненависть в кинотеатре: как разные фильмы влияют на наш мозг
Исследование, посвящённое фильмам из топа-250 IMDb, показало: в кино мы больше всего любим криминал, драмы, биографии, приключения и триллеры. Что же такого происходит в нашем мозге, что вместо комедий и хэппи-эндов мы выбираем ужасы и трагедии?
Кино любого жанра создаётся таким образом, чтобы вызывать у зрителей определённые эмоции. Это достигается с помощью сюжета, съёмки, музыки, игры актеров и так далее. Например, представьте хоррор с Роуэном Аткинсоном в главной роли или саундтреком из «Джентльменов удачи». Скорее всего, не получится: все элементы жанра должны безошибочно создавать нужное настроение.
Некоторые режиссёры проводят психологические исследования, чтобы понять, вызывает ли сцена, звук или весь фильм нужные эмоции. Этому посвящена относительно новая наука — нейросинематика. Её критики считают, что у каждого зрителя есть свой неповторимый набор переживаний, «включающихся» в кинотеатре. Но со многими открытиями «кинопсихологов» трудно не согласиться. Исследователи из лаборатории нейровизуализации Нью-Йоркского университета утверждают:
«Хичкок умел предвидеть реакции разных участков мозга, включая и выключая их одновременно у всех зрителей; это может быть научным доказательством его известной способности владеть и манипулировать мыслями зрителей».
Кроме элементов жанра, «спусковым крючком» эмоций у кинозрителя выступают зеркальные нейроны. Мозгу не всегда понятно, происходят события на экране или в реальности — он обрабатывает сыгранную актерами драку как реальную, а ранение любимого героя — как собственное.
Разберемся, какие жанры и настроения предпочитают зрители всего мира, и о чём это говорит.
Криминальная драма
Каждый пятый фильм из 250 лучших — криминальная драма. Это самое популярное сочетание жанров. Оно основано на нашем природном интересе к пониманию психологии, к поиску скрытых мотивов поведения людей. Этот интерес сопровождается тревогой и волнением, с которыми мы наблюдаем за тем, как совершается и раскрывается преступление.
11 криминальных фильмов для любителей Тарантино и Смита →
Исследователь психологии кино Торбен Гродал связывает популярность жанра с базовыми человеческими эмоциями: «Поиск, основанный на знаниях, и выслеживание были главными видами деятельности наших предков, охотников и собирателей, необходимыми им и другим животным для выживания. Позже, когда выросли города и стали новыми таинственными джунглями, французские и британские писатели создали новый жанр — детектив — <…> смесь научных методов и поведения охотников и собирателей вроде индейцев — коренных народов Америки».
Другая уникальная для криминальных картин эмоция — «удовольствие вины». Главный герой большинства криминальных драм — преступник. Несмотря на это, мы не можем не сочувствовать Майклу Корлеоне или Тони Монтане. Этот «запретный плод» одновременно пугает и привлекает миллионы поклонников жанра.
Учёные из Северо-Западного университета Иллинойса выяснили:
«Чувство вины связано с удовольствием, потому что чаще всего, когда возникает удовольствие, мы испытываем чувство вины. Когда активизируется удовольствие, включается и чувство вины, и в нашем мозге со временем оба эти чувства становятся связанными».
Кроме эмоций, в криминальных лентах мы черпаем знания о людях, чаще всего о скрытых, «тёмных сторонах» человеческой души, учимся решать жизненные проблемы, с которыми сталкиваемся в жизни.
Есть вероятность, что криминальные драмы способны и «испортить» психику: зрители, тысячу раз видевшие убийства и насилие на экране, могут привыкнуть к ним и стать циничными.
Драма
Драма вызывает у нас сочувствие, волнение за главного героя или печаль в случае трагической концовки. В результате таких переживаний зрители испытывают катарсис и вместе со слезами освобождаются от собственных тяжёлых чувств.
Главным положительным эффектом драм многие учёные считают развитие эмпатии и социального интеллекта — способности считывать чувства и настроения, понимать «боль» другого человека и действовать сообразно этому.
Просмотр фильма — это групповая деятельность, в её центре — элементы социального ритуала как средства достижения группового единства <…>. Очевидна центральная роль таких ритуалов в передаче социального знания о рождении, браке и смерти. Трагические истории ценны всегда, потому что позволяют людям совместно проживать экзистенциальные эмоции».
Существуют также свидетельства того, что совместный просмотр грустных фильмов «синхронизирует» мозг зрителей: если хотите лучше узнать своего партнёра и сблизиться, посмотрите вместе хорошую драму.
10 лучших мелодрам последних лет →
Однако во всём важна мера: избыток драм может спровоцировать развитие гипертревожности (или, если дословно перевести английский термин catastrophising worries, — «преувеличение тревоги до уровня катастрофы»), фокусировку на проблемах любимых героев (особенно это касается сериалов, где герои становятся практически родными) и отвлечение от собственной жизни.
Биография
Когда мы смотрим на жизнь знаменитого человека, то испытываем двойственные чувства. По словам исследователей, восхищение и любопытство может сменяться завистью. Первое мотивирует нас к развитию, второе, наоборот, заставляет концентрироваться на своём несовершенстве и тормозит развитие.
Тренер по личностному росту Джефри Дэвис советует начинать работу над собой с поиска наставника:
«Творчество и достижение мастерства включает в себя изучение жизни мастера».
Для этой цели прекрасно подходят биографические драмы, где изображаются истории успеха и ошибки, на которых можно учиться. Байопик способен вдохновить, подтолкнуть к духовному развитию, показать конкретные техники мастерства виртуального учителя, характер выдающейся личности и способы преодоления жизненных проблем.
15 хороших фильмов, основанных на реальных событиях →
Возможным негативным эффектам увлечения биографиями чаще всего подвержены обладатели незрелой психики (чаще всего дети и подростки). Речь идёт о слепом подражании, копировании образа звезды и, как следствие, потере индивидуальности. А если успех личности слишком велик и недостижим, то вместо вдохновения он будет вызывать зависть и гнев.
Приключения
Фильмы-действия (боевик, приключения, военные, вестерны, спортивные) стимулируют выброс адреналина, поэтому зрители испытывают гнев и агрессию, волнение и — вместе с героем — прилив смелости.
Боевики и приключения крайне популярны сегодня благодаря тому, что дают зрителям быстрое ощущение успеха: герой (с которым возникает эмоциональная связь) проходит через невозможные препятствия, голыми руками побеждает десятки врагов и самого главного злодея в конце. Зрители побеждают вместе с ним.
Это чувство победы даёт прилив смелости, решительности и уверенности в своих силах.
Ярче всего мы переживаем эти эмоции сразу после выхода из кинотеатра, но можем вернуться в то состояние, вспомнив ключевые сцены или прослушав саундтрек.
15 фильмов с Джеки Чаном для любителей зрелищных трюков, боевых искусств и хорошего юмора →
Отрицательными эффектами экшенов исследователи считают жестокость и агрессию — драки, убийства и насилие изображаются здесь слишком красочно, а герой всегда побеждает. Цепочка «насилие → победа → успех» для кого-то оказывается слишком привлекательной.
Другим минусом для поклонников боевиков является опасность развития у них боязни неудач. Подсознание будет искать победы во всех ситуациях, ведь герои в кино никогда не проигрывают. Но реальность полна провалов, падений, ошибок и слабостей. Игнорируя их, невозможно стать действительно сильным.
Героизм требует от человека ухода от своего нормального мира, от привычного поведения. Герои не обычные люди, они превосходят обычность.
Есть и не психологический фактор-минус: учёные из Корнеллского университета доказали, что любители экшенов едят вдвое больше. Эмоциональный голод при отсутствии приключений заставляет искать быстрые яркие эмоции в куске торта или копчёной куриной грудке.
Триллер
Вторая по популярности «адреналиновая» группа жанров — триллеры и хорроры. По силе воздействия учёные сравнивают фильмы ужасов с экстремальными видами спорта: тревога и страх вызывают резкий скачок адреналина, кортизола, учащение пульса и повышение давления. Почему мы подвергаем себя таким испытаниям? Ответ вновь в чувстве катарсиса, знакомом нам по драматическим фильмам.
Идеи в кино чаще всего обращены к эмоциональной, а не рациональной сфере, поэтому фильмы могут нейтрализовать инстинкт подавления чувств и высвобождать скрытые эмоции. Такая эмоциональная разрядка в кино открывает двери, которые иначе остались бы навсегда закрытыми.
Странно, но фильмы ужасов помогают некоторым преодолеть свои страхи. Механизм достаточно прост: мозг сталкивается с опасной ситуацией в безопасном месте, например дома на диване. Ничего страшного в результате не происходит, и цепочка «страх → опасность» в подсознании разрывается. Происходит потеря чувствительности к этому страху.
13 малоизвестных фильмов ужасов, которые заслуживают просмотра →
Хотя чаще эксперты говорят о вреде триллеров и ужасов для нашего мозга. Самая распространённая их опасность — это возникновение новых страхов, ассоциирующихся с тем, что испугало в кино. Например, после некоторых культовых хорроров рождается боязнь зеркал, кукол или клоунов и других объектов, не обладающих реальной опасностью. В первую очередь проблема касается впечатлительной детской психики.
Если есть что-то, о чём вы хотите забыть навсегда, то также избегайте «страшилок»: они способны запускать воспоминания о психологических травмах, пережитых в прошлом, и могут спровоцировать депрессию.
Многие относятся к кино исключительно как к развлечению. Но на самом деле это сильное средство, воздействующее на мозг и тело. Об этом стоит задуматься при выборе следующего фильма для просмотра. А также о том, почему вам хочется именно такого настроения.
Станьте первым, кто оставит комментарий