Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Windows
28 февраля 2024

Знаете ли вы, где в Windows диски A и B?

A упала, B пропала, C осталась на трубе.
Фото автора Дмитрий Сажко
Дмитрий Сажко

Автор Лайфхакера

Знаете ли вы, где в Windows диски A и B?

Если открыть раздел «Этот компьютер» в «Проводнике», то легко можно заметить, что системный диск с Windows помечается буквой C. Если к ПК подключены дополнительные диски, флешки, SD‑карты и прочие накопители, они обозначаются как D, E, F и так далее.

Вы никогда не задавались вопросом, а куда делись диски A и B? Ведь, казалось бы, гораздо логичнее назвать системный диск первой буквой алфавита, а не третьей. И почему, если вы подключаете дополнительные устройства, они никогда не получают буквы A или B?

Знаете ли вы, где в Windows диски A и B?

Чтобы ответить на этот вопрос, придётся совершить экскурс в историю. Традиция давать дискам буквенные обозначения появилась в конце 1970‑х годов в операционной системе CP/M — Control Program for Microcomputers. Она была одной из первых популярных ОС для микрокомпьютеров, разработанной компанией Digital Research и IBM.

В те далёкие времена жёсткие диски ещё не были распространены и стоили примерно как крыло самолёта, а операционные системы записывались на гибкие 8‑дюймовые дискеты. Пользователь вставлял носитель с ОС в дисковод и работал. А если системе было нужно получить доступ к каким‑то дополнительным файлам или запустить программу, она просила вставить ещё одну дискету с соответствующим содержимым.

На дискетах тогда помещались колоссальные 250 КБ. И в этот объём умудрялись засовывать операционные системы и текстовые процессоры!

Многие компьютеры в те годы имели по одному дисководу для гибких дискет, и использование программ постоянно сопровождалось жонглированием носителями. При копировании данных компьютер повторял: «Пожалуйста, вставьте исходный диск в дисковод A…».

Но позже домашние ПК стали оснащать двумя флоппи‑дисководами: A, чтобы запускать операционную систему, и B — для дополнительных программ, перезаписи дисков и так далее.

Nixdorf Computer PWS-D с двумя дисководами
Nixdorf Computer PWS‑D с двумя дисководами. Изображение: Thomas Vogt / Flickr

В 1980 году компания IBM начала поиск подходящей ОС для своего нового персонального компьютера IBM PC и заключила договор с небольшой тогда фирмой Microsoft. Та же купила у Seattle Computer Products лицензию на систему 86‑DOS, которая являлась 16‑разрядным клоном CP/M. ОС переименовали в MS‑DOS и выпустили на рынок в 1981 году.

Как и в CP/M, здесь каждому дисковому устройству назначалась буква. A и B использовались для дискетных приводов, а C и остальные — для жёстких дисков и других устройств хранения данных. Первые версии Windows были всего лишь графической программой‑надстройкой для MS‑DOS.

Позже, когда в 1995‑м вышла первая полноценная ОС этого семейства — Windows 95, она унаследовала традицию назначать гибким дискам буквы A и B. Эта возможность была так глубоко прописана в коде системы, что пользователь просто не мог переименовать эти диски. Даже когда Windows 95 устанавливали на винчестер, она обзывала его C, а A и B заботливо резервировала за флоппи‑драйвами.

Узнайте больше интересного
👇
Знаете ли вы, почему внутри апельсина может быть маленький апельсинчик?
Знаете ли вы, что значит i в iPhone?
Знаете ли вы, почему кошки боятся воды?
Обложка: Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Chto podarit' devushke na Novyj god

Что подарить девушке на Новый год

Kinder Joy с персонажами из «Очень странных дел»

Тратим последнее на тот самый Kinder Joy с персонажами из «Очень странных дел»

Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%

Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%

10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых

10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых

Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены

Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены

Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год

Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

вечерние платья на новогодний корпоратив

15 вечерних платьев со скидками до 90%, чтобы сиять как ёлочка

Это интересно
ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год

ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год

Где живёт добро: карта маленьких больших дел 2025 года

Где живёт добро: карта маленьких больших дел 2025 года

Как меняется «Битрикс24»: девять комментариев из интернета, которые давно не актуальны

Как меняется «Битрикс24»: девять комментариев из интернета, которые давно не актуальны

Реклама
Как выбрать апарт-отель для инвестиций и зачем это нужно

Как выбрать апарт-отель для инвестиций и зачем это нужно

Комментарии
Pavel Gusev
28.02.24 18:41
Да, было время когда Windows 3.1 ставил с 3.5. Вставил одну, другую, третью и бац какая-то там по счёту запорота и все труды напрасны)))
Андрей
29.02.24 06:47
да и для хранения информации при транспортировке очень ненадёжны, перевозка без герметичного, металлизированного, корпуса в электро транспорте -трамвай/электричка/метро, фатальна для информации, у самого такая шкатулка, с последней пачкой "флопиков" хранится
Nick Verdi
29.02.24 17:11
У меня дискета была, которая прожила 2 года. Она со мной ездила всюду. На другой дискете появились сбойные сектора. Ничего ценного на ней не было. Поводил над ней магнитом. После этого получилось ее отформатировать. Бэды куда-то пропали. Последнее, для чего дискеты использовал – выкачал на работе словарь Ожегова и унес домой. 17 мегабайт. Неделю уносил. Интернет тогда даже на работе был телефонным и только в обед. Ну не жесть?
ezdiumno ru
29.02.24 17:37
Бросьте вы. По 4 раза в месяц несколько лет каждую неделю возил в редакцию дискеты с материалами на обычном трамвае. В одну сторону около часа. Ни разу сбоев не было. И в Москву с дискетами ездил на поезде с электровозом, и в метро много с дискетами ездил. И в аэропортах досмотр с просвечиванием проходил. Без проблем. Только сейчас от вас узнал, что это делать нельзя, что надо железным ящиком предохраняться. :))
Ilnur Giniatullin
01.03.24 18:50
Речь идёт о 5,25. Они капризные были
ezdiumno ru
02.03.24 06:45
Зависело от аккуратности хранения, а не от "электротранспорта". 5,25" я тоже много пользовался. Первый мой IBM-совместимый домашний, т.е. личный комп имел и 5,25" и 3,5" FDD. Так что использовал и те, и те дискеты. И все по работе возил на трамваях.
Андрей
12.03.24 15:46
ваше право не верить , но в моей организации более 100 человек могли бы подтвердить сей факт
ezdiumno ru
12.03.24 20:43
Пусть мне хоть миллион человек доказывает что-либо, но я всегда буду верить только собственному опыту. А он у меня такой, какой я описал выше.
Андрей
12.03.24 15:50
вам СВЧ поле от РЛС о чём то говорит? им даже электронный часы можно убить- зависит от напряженности
ezdiumno ru
12.03.24 20:41
"СВЧ поле от РЛС..." :)) Вы не путайте разную мощность излучения. Вы вообще в этом (я про радиоволны, радиоизлучения и т.п.) что-либо понимаете? Я про более-менее профессиональные знания, а не чайницкие домыслы?
Андрей
13.03.24 10:23
к вашему сведению 30лет в ВКС, крайняя должность старший инженер технической части дивизии... как то знаете обязывало всё это знать, а что, вы самый умный?
Horugvi
13.03.24 11:23
Уточните, пожалуйста, с какого именно края должность.
ezdiumno ru
14.03.24 21:06
Что, для того чтобы знать, нужно быть самым умным??? :))
ezdiumno ru
29.02.24 17:33
Да. Сначала берешь упаковку из 10 дискет 3,5" и ставишь Винду 3.1. Потом берешь вторую коробку и ставишь Оффис. Потом берешь третью коробку и ставишь разный свой рабочий софт. На пол дня задача. :))
Виталий Кудряшов
29.02.24 20:17
Ииии 10я дискета биииитая)))
ezdiumno ru
02.03.24 06:41
Не. Я сам себе дискеты копировал и относился к ним бережно. Да и дискеты были брендовые. Брал всегда новую коробку под новый дистрибутив. Обычно Verbatim. Нравились они мне. Битые были или чужие от неаккуратного пользователя. Или потом, когда но-нейм Китай появился.
Lexx Nov
29.02.24 19:10
3.5.... вот 5.25 на 160 кб
ezdiumno ru
02.03.24 06:28
5,25", которые я использовал в конце 80-х были 360 Кб. По 180 Кб. на каждой стороне. В институте мы работали на советских ПК "Искра 1030". FDD у них был односторонний. То есть на стандартной 5,25" можно было использовать только 180 Кб. Но голь на выдумки хитра (дискеты были дефицит и стоили дорого - 20 руб. Стипендия - 40 руб...) Поэтому мы аккуратно прорезали "дырочку" с противоположной стороны конверта и могли использовать обе стороны. То есть все 360 Кб. Радости былоооо - как будто стипендию удвоили! :))
Evgeny Borkovsky
01.03.24 07:50
Я 95ую винду с дискет ставил. Не помню сколько их было, но кажется порядка 33 штук
ezdiumno ru
02.03.24 06:37
Нет. Я тоже 95 ставил с дискет 3,5". Одна коробка + еще пол коробки. Кажется 16 штук в сумме. На оставшееся место во второй коробке я складывал дискеты и рабочими файлами. Как раз умещались. Плюс почти коробка с дистром Оффиса. Плюс пара коробок с разным софтом типа CorelDRAW, Aldus PageMaker, PhotoShop и много другой ерунды. Плюс любимые игры. :)) Получался в шкафу склад коробок. Помню прекрасную незаменимую прогу тех лет - DD (DoubleDisk). Позволяляла "1 в 1" копировать установочные дискеты. Так мы плодили "лицензионные" дистры Винды, Оффиса и прочего. 98 ставил уже с CD.
Алексей Михайлов
28.02.24 21:15
<старый пень: включено> Да, выросло проколенице. О дискетах даже не слышали... Вот в мое время, жестких дисков внутри компьютера вообще не было. <старый пень: выключено> Ну да, дискеты. Те самые, которые до последнего момента изображались на иконках сохранения (да и до сих пор в некоторых программах остались). И было их довольно много. 3,5, 5, 8 дюймов - это только самые популярные.
farkhadlw
29.02.24 18:46|изменено
Семидюймовые забыл :)
farkhadlw
29.02.24 18:48
Семидюймовые забыл
Mike
01.03.24 11:28
5-ти дюймовой только нет (:
ezdiumno ru
02.03.24 06:49
У меня несколько 3,5" до сих пор в шкафу лежат. Даже не знаю, что на них. И посмотреть негде. :))
Mike
02.03.24 07:45
Размагнитились скорее всего уже. У меня в сейфе чистенькие дискеты лежат в упаковке и даже флопик есть. На всякий случай.
ezdiumno ru
02.03.24 09:57
Вот и интересно проверить есть там что-то? И если есть, то что? :))
Nikita Trikidi
28.02.24 21:46
Format a: /u Флоппи A: на 3,5" 1.4мб В: 5,25" 1.2 мб )))
Thomas Gephard
28.02.24 23:17
Бззз-бззз бззззз тык тыктык Track 0 bad - disc unusable... А ещё было классное сообщение в дос - no keyboard detected, press any key to continue...
Дмитрий Сажко
29.02.24 07:08
я застал только 3,5 дюймовые диски, и то у меня зубовный скрежет от этих звуков. а еще звук телефонного модема, ммм...
Nick Verdi
29.02.24 17:12
2.88 мегов можно было втоптать на дискету
Eldar Valiev
29.02.24 21:56
Дискеты каждого типоразмера (5,25 и 3,5 дюйма) были обычно двусторонними (Double Sided, DS), односторонние были недолго. Плотность записи была различной: одинарной (Single Density, SD), двойной (Double Density, DD) и высокой (High Density, HD), (DS/DD, емкость 360 или 720 Кбайт) и двусторонние дискеты высокой плотности (DS/HD/2HD, емкость 1,2, 1,44 или 2,88 Мбайта)
Leonid Vakhrameev
29.02.24 01:03
оно и не так давно прекрасно работало. во времена 7-ки мне как-то раз потребовалось кое-что прочитать с дискет 1,44 10-15-леьней давности. ну, пошел в кладовку, нашел там на старом компе нужный дисковод, продул, подключил - нате вам диск А: не уверен, что и сейчас оно живое, там нужна аппаратная поддержка на плате и программная в БИОСе
Алексей Михайлов
29.02.24 06:51
Ну, если ОЧЕНЬ надо, то есть https://market.yandex.ru/product--fd-05pub-usb/1777975981 или его аналоги. Правда пятидюймовок таких я не видел, и скорее всего в Windows диском A:\ оно не окажется, но прочитать вполне позволит. А в целом FDD ушел следом за IDE HDD и LPT портом принтера. Уж очень много места на плате занимают паралельные интерфейсы. Да к тому же они еще и оказываются медленными без применения специальных приемов. И да, ровно так же в свое время ушел интерфейс MFM для жестких дисков. А ведь именно он был примерным ровесником дисководов.
Stanislav Katin
01.03.24 16:12
Сложнее будет найти ide - нужен старый комп
Mike
29.02.24 08:31
Был у меня компьютер где и а и б использовались по назначению )))
Алексей Михайлов
01.03.24 06:53
А у меня, где C:\ и D:\ тоже были дисковертами ;-) Правда как у меня? На работе... Тогда дома компьютер с дисководом - это мечта. Касеты, касеты, касеты...
Иван Ф
01.03.24 07:51
, с с с
Pavel Gusev
01.03.24 08:23
Кассеты застал когда был мелкий) Дядя помню комп собрал и привёз, подключили к ч/б телеку Горизонт и загружали с кассет игры Barbarian и вторая гонки на багги)
Benedict Avalonsky
29.02.24 10:56
Вспомнил чудную прогу FFormat, которая форматировала гибкие 5-дюймовые с 1,28 до 1.44Мб, а 3'5 дискетки до 1.6
Андрей Чекин
29.02.24 17:44
Только это не программа, а оболочка. Программа звалась 800. com.
Sun Cheek
29.02.24 12:54
У меня картридер для флеш-карт SD имеет букву А, это легко делается через панель Администрирование.
Вячеслав Григорьев
29.02.24 13:39
Эх, а борьба за свободные прерывания🤣
Алексей Сухоруков
29.02.24 17:06
Тоже мне загадка. Все знают, что А это 3.5, а В это 5.25. Открыли Америку 😂
Serg Frid
29.02.24 20:34
Не совсем так. А и В могут быть и 3.5 и 5.25. Как подключить шину так и будет:))
Roman Orlov
29.02.24 20:50
В 89-ом году у нас на Амстрадах оба флопаря были 5.25. При процессоре 8088 и hdd 20 Мб
ViaLs
29.02.24 17:14
Не фига се... Только при желание туда все равно можно подключить Вите какой хочешь
Nick Verdi
29.02.24 17:18
Я себе сделал рамдиск. Прикрутил к нему букву a: . Могу еще один сделать. На букву b:. Удобно для всякого промежуточного. Потом само все исчезает...
ezdiumno ru
29.02.24 17:30
Знаем. В отсутствующих FDD. :)) Я еще в молодости пользовался и А и B.
Андрей Чекин
29.02.24 17:46
Сейчас буковка А тоже регулярно употребляется, при создании виртуального диска при запуске лайф сд, например.
Вадим Ключников
29.02.24 20:02
Убила фраза - полноценная OS win 95.... Это всего лишь более раскрученная визуально та же самая надстройка над DOSом. Не более. Полноценная ось не зависящая от DOS, хотя и содержащая ее в своем составе - 2000
Михаил Малочуев
29.02.24 20:52
В 2000 DOS не было. Это раз Первая ОС на ядре NT - Windows NT 3.1. Это два
Веб Дизайн
01.03.24 12:15
Смею вас огорчить - DOS есть даже в Windows 11
Nikita Trikidi
06.03.24 05:23
Win nt тогда уж.
Алексей (Banderlogin43rus)
01.03.24 09:15
В школе (конец 80-х) у нас были ПК с 7 или 8 дюймовыми дисками, точно не помню, огромные)
yarceva mary
01.03.24 17:29
А у меня первый комп - Атари. 64 кб с магнитофоном для кассеты и к ТВ подключался вместо монитора.
Дмитрий Фомин
01.03.24 18:57
В новых виндах уже можно назначить буквы А и В дивидюку и флэшке. =)
Что вы могли пропустить
В России создадут единую базу IMEI мобильных устройств — их привяжут к номерам
В России создадут единую базу IMEI мобильных устройств — их привяжут к номерам
0
18:49
Новости
Технологии
Уже не круто и просто опасно: как нейроконтент заполонил Сеть и что с этим делать
Уже не круто и просто опасно: как нейроконтент заполонил Сеть и что с этим делать
0
18:30
Технологии
Технологии
РКН может разблокировать Roblox — компания готова выполнить требования
РКН может разблокировать Roblox — компания готова выполнить требования
0
17:13
Новости
Технологии
У вас Android и вы выбираете iPhone? Вот 12 вещей, о которых стоит знать заранее
У вас Android и вы выбираете iPhone? Вот 12 вещей, о которых стоит знать заранее
0
13:30
Технологии
Технологии
Добро пожаловать в научную фантастику! Как технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов
Добро пожаловать в научную фантастику! Как технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов
11:00
Технологии
Технологии
OpenAI представила флагманский генератор картинок GPT Image 1.5 — он похож на Nano Banana
OpenAI представила флагманский генератор картинок GPT Image 1.5 — он похож на Nano Banana
0
09:46
Новости
Технологии
20 отличных фитнес-трекеров и смарт-часов в 2026 году
20 отличных фитнес-трекеров и смарт-часов в 2026 году
0
Вчера
Ликбез
Устройства
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
0
15 декабря
Технологии
Технологии
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
0
15 декабря
Устройства
Устройства
Как выбрать кофемашину для дома и не разочароваться
Как выбрать кофемашину для дома и не разочароваться
0
14 декабря
Ликбез
Технологии
Telegram представил новые функции в приложении — и подколол мессенджер Max
Telegram представил новые функции в приложении — и подколол мессенджер Max
0
13 декабря
Новости
Технологии
Как посмотреть свои игровые итоги 2025 года на PlayStation в России
Как посмотреть свои игровые итоги 2025 года на PlayStation в России
0
13 декабря
Технологии
Технологии
Windows 11 позволит запускать Android‑приложения в полноэкранном режиме
Windows 11 позволит запускать Android‑приложения в полноэкранном режиме
0
13 декабря
Windows
Новости
Новая теория заговора: библиотекари скрывают книги, которые советует ChatGPT
Новая теория заговора: библиотекари скрывают книги, которые советует ChatGPT
0
12 декабря
Новости
Технологии
Рататуй в мире гаджетов: представлен ИИ-куб для оценки степени готовности блюд
Рататуй в мире гаджетов: представлен ИИ-куб для оценки степени готовности блюд
0
12 декабря
Новости
Устройства

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Макс Вильтовский10 минут назад

0 / 0

Гибриды (HEV) и гибридные электромобили / подзаряжаемые гибриды (PHEV) - разные типы авто. Первые нельзя заряжать, а вторые можно. Сделали в тексте понятнее
Названы самые надёжные автомобильные бренды — китайских в списке нет
Аватар автора комментария
Мила Цимбал51 минуту назад

+1 / 0

Попробуйте отключить блокировщик рекламы. Должно помочь)
Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%
Аватар автора комментария
Илья Петрашко58 минут назад

0 / 0

Просто на 120 герц телефоны быстрее съедают батарею и иногда падает оптимизация о которой заботятся не все производители (работает и хорошо не нравится возвращайтесь на 60).
У вас Android и вы выбираете iPhone? Вот 12 вещей, о которых стоит знать заранее
Аватар автора комментария
Илья Петрашко1 час назад

0 / 0

Гибриды остаются наиболее надёжными, тогда как электромобили и гибридные электромобили всё ещё находятся в конце топа??? Гибриды надежнее гибридов это как??? Есть авто с ДВС есть гибриды и есть электромобили или я что то путаю?
Названы самые надёжные автомобильные бренды — китайских в списке нет
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке&nbsp;

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях