Правда ли езда на велосипеде ухудшает эрекцию у мужчин

Это не единственная проблема, которая может возникнуть от катания.

Езда на велосипеде — это аэробная или, по-другому, кардионагрузка. Такой тип упражнений может положительно влиять на эрекцию, особенно если заниматься регулярно. Но есть нюанс. Во время езды на велосипеде человек долгое время проводит на седле, которое давит на гениталии. По разным данным от 22 до 91% велосипедистов время от времени чувствуют онемение в промежности после тренировки. 

В теории такое воздействие может навредить сексуальной функции, и многочисленные исследования подтверждают, что эти опасения не беспочвенны. 

Как езда на велосипеде влияет на мужские гениталии и эрекцию

Задняя часть седла давит на ягодичные мышцы и седалищные кости, тогда как передняя воздействует на мышцы, сосуды и нервы промежности.

Юлия Вершинская

Уролог Community Clinic.

Если мужчина ездит регулярно по несколько часов, он рискует заработать синдром хронической тазовой боли. При таком состоянии боль может возникать в одной или нескольких областях малого таза, например в половом члене, мошонке, промежности, мочевом пузыре.

Происходит это за счёт двух механизмов. Первый — спазм мышц тазового дна. При езде на велосипеде эти мышцы активно включаются в работу, а любые мускулы, если их только тренировать и не расслаблять, могут уйти в спазм и спровоцировать появление боли. Второй механизм — сдавление ветвей полового нерва из-за жёсткого седла велосипеда.

При этом хроническая тазовая боль не связана с ухудшением кровоснабжения. В проекции седла не проходят крупные сосуды, которые могли бы попасть в зону поражения.

Кроме того, учёные предполагают, что если крутить педали действительно долго, то это может плохо повлиять на артерии, питающие половые органы. 

Например, авторы одного исследования выдвинули теорию, что длительная компрессия во время езды на велосипеде может привести к артериальной недостаточности пениса и спровоцировать развитие фиброза — состояния, при котором орган зарастает соединительной тканью и не может нормально работать. Или повредить внутренний слой, выстилающий сосуды, — эндотелий, что помешает достичь необходимого для эрекции давления. 

Конечно, это всего лишь теории. На практике далеко не все велосипедисты страдают от проблем с потенцией. 

Авторы научной статьи 2005 года проверили 21 публикацию и выяснили, что среди велосипедистов распространённость умеренных и острых проблем с эрекцией составляла 4,2% и 4%, в то время как у бегунов и пловцов того же возраста — только 1,1% и 2%. 

Учёные заключили, что езда на велосипеде более 3 часов в неделю увеличивает риск эректильной дисфункции. То же самое обнаружили авторы другого исследования с участием 1 709 мужчин от 40 до 70 лет. 

Также регулярное пребывание в седле может плохо сказаться на состоянии мочевыделительной системы. Авторы одного исследования выяснили, что у велосипедистов, занимающихся этим спортом дольше 10 лет, чаще возникают симптомы со стороны нижних мочевыводящих путей. К ним относятся учащённое мочеиспускание, ночные пробуждения из-за потребности сходить в туалет, стрессовое недержание мочи. 

Однако не все учёные единодушны. Авторы одного исследования собрали данные более 5 тысяч велосипедистов из Великобритании и не обнаружили связи между ездой на велосипеде, эректильной дисфункцией или бесплодием. Риск не увеличивался вне зависимости от того, сколько часов в неделю мужчины катались и сколько лет занимались этим видом спорта. 

В обзоре 2018 года учёные опросили почти 4 тысячи мужчин: пловцов, бегунов и велосипедистов, и не обнаружили у последних проблем с эрекцией и мочеиспусканием. Ещё в одном исследовании с участием 688 велосипедистов разных возрастов также не было связи между ездой на велосипеде и риском эректильной дисфункции. Ни количество миль в неделю, ни уровень спортсмена, ни особенности седла не влияли на здоровье спортсменов. 

Учёные даже обнаружили обратную взаимосвязь: чем дольше велосипедист занимался этим спортом, тем ниже был риск проблем с эрекцией по сравнению с теми, кто ездил меньше. 

Некоторый защитный эффект подтвердился и в уже упомянутом исследовании с данными 1,7 тысячи мужчин. Учёные подсчитали, что езда на велосипеде менее 3 часов в неделю снижает риск проблем с эрекцией. Среди таких «умеренных» велосипедистов людей с дисфункцией было меньше, чем в группе мужчин, которые ведут сидячий образ жизни.

В системном обзоре и метаанализе 2021 года учёные проверили шесть исследований с данными более 4,5 тысячи мужчин. Когда авторы учли возраст участников и сопутствующие заболевания, оказалось, что у велосипедистов риск эректильной дисфункции выше, чем у людей, не связанных с этим спортом. Однако в конце учёные заключили, что исследования слишком разнородны, и чтобы сделать вывод, нужно больше научных работ. 

Пока нет убедительных доказательств, что езда на велосипеде вредит мужскому здоровью. 

Наоборот, этот вид спорта, скорее всего, может снизить риск проблем с потенцией, улучшив состояние сердечно-сосудистой системы. 

Но если эректильная дисфункция или проблемы с мочеиспусканием появились после езды на велосипеде, стоит обратить внимание на объём тренировок в неделю, а также на удобство седла. 

Можно ли снизить риск проблем с эрекцией, если подобрать правильное седло

В одном исследовании 20 здоровых молодых мужчин без проблем с эрекцией крутили педали на велотренажёре с разными сёдлами, а учёные измеряли у них давление кислорода в головке члена. 

Во время педалирования на всех типах сидений давление кислорода в пенисе снижалось из-за компрессии промежности. Но вот насколько сильно — зависело от типа сиденья. Узкое и мягкое снижало давление кислорода на 82%; узкое средней мягкости с V‑образным вырезом на носу — на 72%; широкое жёсткое из кожи — на 63%; специальное женское широкое седло средней мягкости без носа — на 20%. 

Учёные сделали вывод, что компрессия будет возникать в любом случае, но её уровень можно снизить, если выбрать правильное седло. Этот и другие эксперименты показали, что промежность меньше сдавливается на седле со следующими характеристиками: 

  • Широкая часть в два раза шире расстояния между седалищными костями велосипедиста. 
  • Узкая часть опущена вниз либо находится в нейтральном положении. 
  • Вообще отсутствует узкая часть. Такие сёдла называют безносыми, и они куда меньше воздействуют на артерии промежности, чем стандартные модели, но при этом увеличивают давление на руки и снижают стабильность велосипедиста. Ему приходится всё время двигаться назад. 

А вот отверстие в сиденье не снижает давления на промежность, а наоборот, увеличивает его. Всё потому, что производители просто не вполне понимают, где именно должен располагаться проём.

Что касается материала седла и степени его мягкости, пока точно не известно, как это влияет на промежность. В одной научной работе учёные отметили, что геометрия седла куда важнее материала, из которого оно сделано. 

Также важно положение седла. Если оно установлено высоко и находится почти на одном уровне с рулём, велосипедист наклоняет корпус и таз вперёд, что увеличивает давление на промежность. Если же руль чуть выше сиденья, у нервов и артерий в паху появляется больше места. 

Что сделать, чтобы снизить риск эректильной дисфункции

В первую очередь надо напомнить, что влияние езды на велосипеде на эрекцию не доказано. И даже в тех экспериментах, что показывают более высокий риск проблем, их процент всё равно небольшой. 

Малоподвижный образ жизни куда хуже влияет на мужскую половую функцию, чем педалирование. Поэтому если вы ездите на велосипеде и не имеете никаких проблем с эрекцией и мочеиспусканием, то можете смело забыть об этом и кататься дальше в своё удовольствие. 

Если же вы часто и подолгу катаетесь на велосипеде, чувствуете онемение промежности и имеете проблемы с мочеполовой функцией, стоит обратиться к урологу и рассказать ему о симптомах и тренировках. 

Юлия Вершинская

Онемение гениталий — один из признаков того, что веточки нерва были пережаты. Но не всегда в моменте мы можем понять, что пора прекращать поездку. Симптомы могут развиваться спустя несколько часов или дней.

Человек может почувствовать жжение при мочеиспускании или боль при дефекации, боль при эрекции или эякуляции, дискомфорт в промежности, стреляющие, колющие, ноющие боли в мошонке, половом члене, анусе. Может испытывать трудности с мочеиспусканием или, наоборот, частые позывы. Спектр симптомов довольно велик и может говорить сразу о нескольких заболеваниях.

Для диагностики последствий именно езды на велосипеде нам порой может потребоваться не менее часа подробной беседы, пальпации мышц на кресле и проведения специального нейроортопедического обследования.

Если вы чувствуете, что после езды на велосипеде немеет промежность, но других симптомов нет, можете предпринять несколько шагов, чтобы снизить дискомфорт во время катания и после него: 

  1. Выбирайте достаточно широкое седло, чтобы на нём хорошо помещались седалищные кости. 
  2. Попробуйте безносое седло, но учитывайте, что оно может ощущаться очень некомфортно, по крайней мере поначалу, а также перегружать запястья. 
  3. Отрегулируйте положение седла так, чтобы оно было горизонтальным, или слегка наклоните его «нос» вниз. 
  4. Не оставайтесь в склонённом положении слишком долго, периодически меняйте угол наклона корпуса. 
  5. Регулярно вставайте на педалях. Если во время езды на велосипеде стоять на ногах более 20% времени, онемение промежности снижается. 
  6. Разбивайте длительные поездки на несколько отрезков и отдыхайте между ними. Юлия Вершинская советует каждые полчаса делать перерыв, слезать с седла, глубоко дышать и делать умеренную растяжку ног. 
Обложка: Анна Исаченко / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Ия Зорина
28.08.24 10:16
Я вот раньше думала, что тягу можно выполнять только с прямой спиной, а недавно узнала, что можно и с круглой, если делать так постоянно и привыкнуть к этому. И так даже будешь тянуть больше. Так что если мне предоставят научно обоснованные факты - те, что подтверждены исследованиями, опубликованными в хороших научных журналах, ржать я не буду, я задумаюсь.
Лизавета Дубовик
28.08.24 12:53
|изменено
Владимир, интересные ссылки, спасибо. А вас не смущает, что все это производители, у которых просто лютейший конфликт интересов? По вашим ссылкам ведь лендинги и маркетинговые странички. Как вы предпочитаете верить им а не научным данным? Почему? Мне просто интересно.
Vladimir Belyaev
29.08.24 13:02
|изменено
Потому, что по этим технологиям, описанным в коммерческих статьях, садили, садят и не известно сколько будут садить спортсменов на велосипед для достижений высших результатов. Потому, что технология была разработана на основе исследований доктора Irwin Goldstein, статьи которого не сложно найти (результаты его исследований, впервые были опубликованы в журнале Bicycling Magazine в Августе 1997 года под заголовком «Unseen Danger» (Невидимая опасность), а доктор Roger Minkow был сам заядлым велосипедистом. Работая над креслом для пилота он разработал прибор измерения кислорода в крови и применил его в исследованиях велоседла, что, совместно с компанией Specialised и исследованиями Голдштейна, вылилось в разработку велосипедного седла и экипировки, исключающих проблему с ЭД. И эффект от этого есть - даже проф.спортсмены не имеют проблем с потенцией, не говоря о сотнях тысяч, если не миллионов любителей, к которым на сегодня отношусь и я. Кто не пользуется этими технологиями (или кустарными, с гофрокартоном, линейкой и гайкой на верёвочке, так тоже можно) - пишут на форумах специализированных, на пикабу и прочих ресурсах о проблемах с коленями, болью при мочеиспускании, онемении мизинцев рук и прочих прелестях жизни. При том советская литература, упомянутая в ссылках, никак не относится к коммерческой.Полагаю, что вопрос данный важен именно для тех, кто крутится в сфере велоспорта, а на исследования деньги выделяются как раз коммерческими структурами, на исследования и разработку технологий. Т.к. велосипедистов слишком малый процент - гос.учреждениям данная история не интересна. О каких научных данных речь? Давайте я разберу вашу статью с т.з. науки.Цитата:"Например, авторы одного исследования выдвинули теорию, что длительная компрессия во время езды на велосипеде может привести к артериальной недостаточности пениса"Идём по ссылке:"Целью данного исследования является систематический обзор существующей литературы о связи между эректильной дисфункцией (ЭД) и ездой на велосипеде. Кроме того, оно хочет предложить профилактические меры для минимизации риска ЭД, связанного с ездой на велосипеде. Было выявлено, что на сегодняшний день не существует достаточных доказательств, чтобы либо приписать простую причинно-следственную связь между ездой на велосипеде и ЭД, либо опровергнуть эту связь. Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы определить, является ли езда на велосипеде независимым фактором риска развития ЭД."В сносках на исследуемые статьи есть лишь 4 статьи, относящиеся к теме вопроса, а если их прочесть (я не поленился), то обнаружиться верное заключение - связь не доказана, а отдельные случаи либо совпадение, либо результат неверного выбора экипировки. О чем вы скромно пишете одну строчку "Конечно, это всего лишь теории. На практике далеко не все велосипедисты страдают от проблем с потенцией.".Цитата:"Авторы научной статьи 2005 года проверили 21 публикацию и выяснили, что среди велосипедистов распространённость умеренных и острых проблем с эрекцией составляла 4,2% и 4%, в то время как у бегунов и пловцов того же возраста — только 1,1% и 2%."Пройдя по ссылке мы наткнёмся на статью, где проценты действительно указаны. И снова это обзор статей за года со случаями из практики. Выводы сделаны на основе статьи о 41 летнем участнике Айронмена (4км вплавь, 42 км бегом и 100км на велосипеде), который жаловался на боль при мочеиспускании (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21120020/), и на основе статьи (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/18466268/) о полиции на велосипедах. Первый случай понятен - я о нём писал выше про посадку на ТТ велосипеде (именно на этом типе велосипеда и наблюдаются основные проблемы, т.к. на седалищные бугры в этой посадке сесть тяжело, компенсируется непродолжительностью гонки). Но айронмен - это 100км пути, а для такой продолжительности нужны соответствующие тренировки в этой посадке, что и вызвало проблему. Спортсмен, предполагаю, катал с седлом для шоссе обычным, получил то, что получил. Пролечился, купил ТТ седло и всё хорошо. В случае с велополицией - не сложно найти фото тех велосипедов того года и убедиться, что используются мягкие широкие кресла, в которые кость проваливается и появляются проблемы. Исследование ради исследования, никто не углубился (как и вы) в корень вопроса и выдал весьма посредственный результат в качестве научной статьи. Другие статьи по ссылкам ведут нас снова к первой, обзорной, как и цитируемая, либо к статьям не имеющим отношения к велосипеду в часности, а делающим обзор на здоровье и спорт в целом.Ну и, впринципе, дальше мы имеем ту-же картину. Отдельно упомяну статью, ссылка на которую у вас присутствует:"Результаты показали, что существует небольшая корреляция между годами езды на велосипеде и наличием симптомов нижних мочевыводящих путей, независимо от возраста мужчины. Таким образом, результаты показывают, что высокоинтенсивная практика езды на велосипеде может негативно влиять на функции тазового дна у некоторых мужчин. Необходимы дальнейшие исследования для анализа влияния езды на велосипеде на урогенитальные проблемы в этой группе населения."Исследования в ней проводились на 58 мужчинах, катающихся на велосипеде один год. Данных о верности посадки на велосипедах и соблюдения всех правил езды не приведены. Насколько данное исследование релевантно? Может ли иметь место здесь такая-же история, как и с полицейскими на широких мягких сёдлах, которых пересадили на сёдла для ТТ, но часть из них вернулась обратно из-за проблем с запястьсями, как в вышеприведённых исследованиях? Читаем статью дальше и натыкаемся на абзац: "Это негативное влияние связано с постоянным сдавливанием промежности седлом во время езды на велосипеде, что приводит к травмам промежности, таким как язвы и раны на коже, мозоли и образование фиброзных масс на седалищных буграх, что, в свою очередь, может вызывать боль в промежности [ 10 ]. Сдавление полового и пещеристого нерва может привести к импотенции из-за онемения полового члена и мошонки, которое может проходить через несколько недель или сохраняться в течение месяцев". Вполне закономерный вывод - сдавливание мягких тканей может привести к боли при мочеиспускании, а неудобные элементы одежды - к повреждению кожного покрова или к фиброзу кости. Ну да, это снова исследование ради исследования, никак не претендующее на научную ценность.Рекоммендации вида "езда на велосипеде более 3 часов в неделю была независимым относительным риском (RR = 1,72) для умеренной или тяжелой ЭД. В исследованиях случай-контроль распространенность умеренной или тяжелой ЭД у велосипедистов составила 4,2% и 4% по сравнению с бегунами соответствующего возраста 1,1% (P < или = 0,018) и пловцами 2% (P = 0,05) соответственно. Поэтому велосипедисты должны принимать меры предосторожности, чтобы минимизировать риск ЭД, связанный с ездой на велосипеде: заменить седло велосипеда с выступающим носом на сиденье без носа, изменить позу на более вертикальное/откидывающееся положение, изменить материал седла (GEL) и наклонить седло/сиденье вниз." из статьи снова никак не помогают нам. Проценты понятны - бегуны и пловцы не сидят по 5 часов на велоседле, там и процент ниже. Велосипедисты сидят, но авторы статьи не углубились в анатомию седла и в выбор экипировки, они лишь обобщили 21 статью. Насколько ценны такие обобщения с т.з. науки? С пушки по мухам? Да, езда не более 3 часов в неделю, размазанная по этой неделе (5 км в день, как я писал выше) действительно убережёт от проблем, время влияния недостаточно. Но может попасться случай предрасположенности, помноженный на неверный выбор экипировки, сложенный с внесением изменений в конструкцию самим пользователем и даже эта рекоммендация не спасёт.У вас получилась вода, с большим количеством ненаучной информации под видом научной, с сылками, которые не были изучены вашим копирайтером в теме, в которой ваши копирайтеры вообще не разбираются. И вы обвиняете меня в том, что я опровергаю её научность, предоставляя ссылки на имена и даты реальных исследований и технологии? Всёж надеюсь на ваше благоразумие и пытливый ум. Сделайте из этого нормальную статью, пожалуйста. Иначе чем ваш сайт будет отличаться от сотен сайтов с жёлтыми заголовками, продающими рекламу, которая вылезает ровно по таймингу на месте кнопки "ответить"?
Vladimir Belyaev
29.08.24 13:51
|изменено
Т.е. провели исследование на конкретике, разработали технику, опробовали в тренировочном процессе, получили результат, верно?В вашей статье приведите ссылку на такое исследование, пожалуйста. Я там нашёл лишь обзорные статьи, среди ссылок которых скромно затесалось одно реальное, с продолжением в разработке технологии, которому выводы ваши противоречат =) А ссылку на эту технологию ваш же шеф-редактор называет коммерческим лендингом, не имеющим научной ценности =)Заметьте - я написал про тягу спиной, а не включение спины в работу, что, собственно, и имеет смысл.
Читать все комментарии