1. Память о смерти — лучший способ избежать мыслей о том, что вам есть что терять

Стив Джобс на выступлении перед студентами Стэнфордского университета, 12 июня 2005 года.

Память о том, что я скоро умру, — самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Потому что всё остальное — чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала — все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно. […] Вы уже ничем не скованы. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца.

2. Реальная жизнь — игра для одного игрока. Мы рождаемся и умираем в одиночестве

«О чтении, счастье, принятии решений, привычках, честности и многом другом», Наваль Равикант.

Мы слишком социальные животные, как пчёлы, муравьи, мы запрограммированы и управляемся внешними условиями, мы разучились играть и побеждать в игре с самим собой. Поглощены конкуренцией друг с другом.

А реальная жизнь — игра для одного игрока. Мы рождаемся и умираем в одиночестве. Всё восприятие, все воспоминания индивидуальны. Через три поколения тебя никто не вспомнит. Пока ты не появился на свет, никто о тебе не думал. Мы во всём одиноки.

3. Не мало времени мы имеем, а много теряем

«О скоротечности жизни», Сенека.

Жизнь дана нам достаточно долгая, и её с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить её с умом. Но если она не направляется доброю целью, если наша расточительность и небрежность позволяют ей утекать у нас меж пальцев, то, когда пробьёт наш последний час, мы с удивлением обнаруживаем, что жизнь, течения которой мы не заметили, истекла.

Именно так: мы не получили короткую жизнь, а сделали её короткой.

Мы не обделены ею, а бес­со­вест­но её про­ма­ты­ва­ем. Как богатое цар­ское досто­я­ние, перей­дя в руки дур­но­го хозя­и­на, в мгнове­ние ока раз­ле­та­ет­ся по вет­ру, а иму­ще­ство, пусть и скром­ное, передан­ное доб­ро­му хра­ни­те­лю, умно­жа­ет­ся, так и время нашей жиз­ни удли­ня­ет­ся для того, кто умно им рас­по­рядит­ся.

4. Судьба иногда похожа на песчаную бурю, которая всё время меняет направление

«Кафка на пляже», Харуки Мураками.

Хочешь спастись от неё — она тут же за тобой. Ты в другую сторону — она туда же. И так раз за разом, словно ты на рассвете втянулся в зловещую пляску с богом смерти. А всё потому, что эта буря — не то чужое, что прилетело откуда-то издалека. А ты сам. Нечто такое, что сидит у тебя внутри. Остаётся только наплевать на всё, закрыть глаза, заткнуть уши, чтобы не попадал песок, и пробираться напрямик, сквозь эту бурю. […]

Когда буря стихнет, ты, верно, и сам не поймёшь, как смог пройти сквозь неё и выжить. Неужели она и впрямь отступила? И только одно станет ясно. Из неё ты выйдешь не таким, каким был до неё. Вот в чём смысл песчаной бури.

5. Давайте довольствоваться тем, чтобы жить в единственном отрезке времени, в котором мы можем жить, — от настоящего момента до отхода ко сну

«Как перестать беспокоиться и начать жить», Дейл Карнеги.

Вы и я в настоящую секунду стоим на пересечении двух вечностей: безбрежного прошлого, которое длилось вечно, и будущего, которое устремлено вперёд до последнего момента летосчисления. По всей вероятности, мы не можем одновременно жить и в одной, и в другой вечности — нет, даже ни одну долю секунды. […]

Пытаясь этого добиться, мы можем подорвать своё физическое здоровье и умственные силы.

«Каждый способен нести свою ношу, какой бы тяжёлой она ни была, до прихода ночи, — писал Роберт Льюис Стивенсон. — Любой из нас способен выполнять свою работу, даже самую трудную, в течение одного дня. Любой из нас может жить с нежностью в душе, с терпением, с любовью к окружающим, добродетельно до захода солнца. И именно в этом состоит подлинный смысл жизни».

6. Не ставьте себе целью успех. Чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите

«Человек в поисках смысла», Виктор Франкл.

Не ставьте себе целью успех. Чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться — и получается — как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу или как побочный результат любви и преданности другому человеку. […]

Я хочу, чтоб вы прислушивались к тому, что велит вам совесть, и выполняли её советы, употребив на это лучшие силы и знания. Тогда вы доживёте до того, чтоб увидеть, как через долгое время — долгое время, я сказал! — успех придёт, и именно потому, что вы забыли о нём думать!

7. Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает

«Братья Карамазовы», Фёдор Достоевский.

[…] А стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим. Не уважая же никого, перестаёт любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предаётся страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям, и себе самому.

8. Не забывайте, что жизнь сама по себе — удивительное везение, редкое событие, случайное происшествие гигантского масштаба

«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости», Нассим Талеб.

Иногда я просто отказываюсь понимать, почему несвежая еда, холодный кофе, отказ принять в компанию и недостаточно любезный приём могут начисто испортить людям день, обманув их ожидания. Не забывайте, что жизнь сама по себе — удивительное везение, редкое событие, случайное происшествие гигантского масштаба. Представьте себе пылинку рядом с планетой в миллиард раз крупнее Земли.

Пылинка — перевес в пользу вашего рождения; огромная планета — против него. Так что бросьте психовать по пустякам. Не уподобляйтесь тому брюзге, который, получив в подарок дворец, жалуется на плесень в ванной. Хватит смотреть в зубы дарёному коню.

9. Наши субъективные ощущения на самом деле лишены и субстанции, и смысла. Это скоротечные вибрации, изменчивые как океанские волны.

«Sapiens. Краткая история человечества», Юваль Ной Харари.

С точки зрения буддизма большинство людей придают слишком большое значение своим чувствам, отождествляя приятные ощущения со счастьем, а неприятные — со страданием. В итоге люди стремятся получать как можно больше приятных ощущений и избегают неприятных. […]

Погоня за субъективными ощущениями — утомительное и бессмысленное занятие, отдающее нас во власть капризного тирана.

Источник страдания не боль, не печаль и даже не отсутствие смысла. Источник страдания — сама погоня за субъективными ощущениями, которая держит нас в постоянном напряжении, растерянности, неудовлетворённости.

Люди освободятся от страданий лишь тогда, когда поймут, что субъективные ощущения всего-навсего мимолётные вибрации, и перестанут гоняться за удовольствиями. Тогда и боль не сделает их несчастными, и наслаждение не нарушит спокойствия духа.

10. Что посеешь, то и пожнёшь

«К вершинам нет коротких путей», Эд Вистурс.

То, как вы живёте своей жизнью, добро и зло, которое вы приносите другим, и то, как вы в целом относитесь к людям, вернётся к вам обратно. Я называю этот принцип «Национальным банком Кармы». Если вы откажетесь от восхождения на вершину, чтобы помочь спасти чью-то жизнь, кого-то, кто попал в беду, вы внесёте депозит в этот банк. И когда-нибудь в будущем вам отплатят с процентами.

11. Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве

Альберт Эйнштейн в письме Роберту Маркусу.

Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей.

Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всём его великолепии. Никто не сможет выполнить такую задачу до конца, но уже сами попытки достичь этой цели являются частью освобождения и основанием для внутренней уверенности.

12. Ты перестанешь бояться, если и надеяться перестанешь

«Нравственные письма к Луцилию», Сенека.

Ты спросишь, как можно уравнивать столь разные вещи. Но так оно и есть, мой Луцилий: хотя кажется, что между ними нет ничего общего, на самом деле они связаны. Как одна цепь связывает стража и пленного, так страх и надежда, столь несхожие между собой, приходят заодно: вслед за надеждой является страх.

Я и не удивляюсь этому: ведь оба они присущи душе неуверенной, тревожимой ожиданием будущего.

А главная причина надежды и страха — наше неуменье приноравливаться к настоящему и привычка засылать наши помыслы далеко вперёд. Так предвиденье, величайшее из данных человеку благ, оборачивается во зло.

Звери бегут только при виде опасностей, а убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучит и будущее, и прошедшее. Из наших благ многие нам вредят: так, память возвращает нас к пережитым мукам страха, а предвиденье предвосхищает муки будущие. И никто не бывает несчастен только от нынешних причин. Будь здоров.

13. Нельзя пропускать главы в книге своей жизни

«Подушка мысли», Кортни Пеппернелл.

Жизнь не так устроена. Вы должны прочитать каждую строку, встретить каждого персонажа. Вам, конечно, понравится далеко не всё. Чёрт, некоторые главы даже заставят вас плакать неделями. Вы будете читать то, что не хотите читать. И у вас будут моменты, когда вам не хочется, чтобы страницы заканчивались. Но вы должны продолжать. Истории помогают миру двигаться. Живите своими историями, не пропускайте их.