Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Стать богатым
5 ноября 2024

Как соцсети незаметно подталкивают нас к импульсивным покупкам и что с этим делать

Дело даже не в рекламе — мы пытаемся приобрести не товар, а образ жизни.
Фото автора Наталья Копылова
Наталья Копылова

Автор Лайфхакера

Как соцсети незаметно подталкивают нас к импульсивным покупкам и что с этим делать

Соцсети заваливают нас рекламой, и в этом случае работают понятные механизмы. Мы ясно видим, что нам пытаются что-то продать, и поддаёмся либо не поддаёмся порыву. Но посты в ленте могут заставлять нас тратить деньги и другими способами.

Какие факторы вызывают у нас желание покупать

Если говорить о специфических факторах, то они будут следующими.

Желание примкнуть к тренду в сочетании с FOMO

FOMO, или синдром упущенной выгодны, — это страх пропустить что-то интересное. Вместе с желанием примкнуть к тренду они образуют временной отрезок, на котором люди совершают импульсивную покупку по одной и той же, по сути, причине, но с разным подходом.

У истоков любого тренда стоят трендсеттеры, или новаторы, которые внедряют что-то интересное. Затем к ним присоединяются ранние последователи. Постепенно тренд становится массовым, и в конце в этот поезд впрыгивают те, кто понимает, что все куда-то едут — и им тоже надо, потому что вдруг они что-то упустят, если этого не сделают.

Соответственно, тренд может распространяться через соцсети экспоненциально. Так, например, в 2024 году становились популярными мини-юбка баллон и сочетание леопардового принта с красным цветом.

В итоге ранние последователи совершают импульсивные покупки, потому что видят что-то интересное, поздние — потому что у всех это интересное уже есть, а у них ещё нет.

Галина Зеленова

SMM-стратег, маркетолог.

Тренды регулярно пытаются создать искусственно, но они взлетают, только если для них уже есть благодатная почва.

Например, кружки Stanley, которые вирусились в TikTok, — это продукт от бренда с буквально вековой историей. Но его продвигали среди мужчин, которые любят рыбалку или работают на стройках. А сейчас кружки выпускают всех цветов радуги, и основные покупатели — женщины от 25 до 50.

И запустили новый тренд именно женщины — три основательницы блога про шопинг The Buy Guide. Им искренне нравились кружки, они продвигали их в своих соцсетях, а затем связались с брендом. Они рассказали, что кружки нужны не только раз в месяц на рыбалке, а очень удобны для повседневного использования, особенно для женщин. В Stanley их услышали и начали выходить на новую аудиторию.

Оказалось, что кружки удачно вписываются в тренд на здоровый образ жизни — это ведь про употребление достаточного количества жидкости.

Со временем короткие ролики со Stanley Quencher Tumbler стали набирать миллионы просмотров на разных площадках, особенно в TikTok. И тогда кружку уже стали покупать все кому не лень. Не за её удобство или качество, а просто чтобы быть в тренде.

Желание примкнуть к группе

Импульсивная покупка может случиться не только потому, что что-то есть у всех. Некоторым людям важна эксклюзивность, чувство, что ты свой в какой-то определённой среде. Речь необязательно об атрибутах богатства и успеха, которые позволяют создавать видимость, что человек богатый и успешный. Это могут быть и фанатские истории, и субкультурные.

Галина Зеленова

На этом желании продают всё что угодно: от сумок Birkin и последних айфонов до шарфов с символикой «Спартака». К счастью, в случае с шарфами и прочей фанатской атрибутикой с иглы можно слезть с помощью хендмейда. В интернете легко найти схемы вязания шарфов «Спартака» или факультетов Хогвартса. А шарф ручной работы явно делает вас более преданным фанатом.

Влияние авторитета

Люди с прокачанным личным брендом, которым доверяют, на которых хотят быть похожими, могут продавать что-то, не ставя перед собой такую задачу. Например, блогер может выложить любое фото без всяких отсылок на конкретные фирмы. Но у него в комментариях обязательно спросят, откуда брюки, что за цветок на заднем фоне и где купить такую дверную ручку.

В подобной ситуации работают сразу два фактора. Во-первых, если авторитетная фигура что-то выбрала, то с точки зрения аудитории это, должно быть, что-то стоящее. Во-вторых, приятно иметь что-то, чем обладает человек, который тебе нравится.

Галина Зеленова

Чудесный пример использования этой человеческой слабости в маркетинге — рекламная кампания сухих завтраков Surreal. Бренд нашёл тёзок Роналдо, Дуэйна Джонсона, Серены Уильямс и Майкла Джордана и от их лица написал рекламные слоганы в духе «Теперь мы — любимые хлопья Дуэйна Джонсона. И Серена Уильямс говорит, что ей нравится!»

Конечно, такая кампания нарвалась на юридические сложности, но она привлекла совершенно беспрецедентное внимание к бренду, что очень хорошо сказалось на продажах.

Как соцсети незаметно подталкивают нас к импульсивным покупкам
Реклама сухих завтраков Surreal. Кадр: Kickstart Side Hustle / YouTube

Эмоции

Просматривая контент, мы испытываем эмоции: смеёмся, радуемся, злимся. И можем ассоциировать эти эмоции с какими-то вещами. Например, смотрим на уютную фотографию человека в сером пальто — и уже ищем себе такое же на маркетплейсе. Видим, как радуется человек, распаковывая посылку, и хотим радоваться так же. То есть мы импульсивно пытаемся купить даже не вещь, а такие же эмоции.

Галина Зеленова

Это отлично иллюстрирует история всё той же кружки Stanley. Одно из видео, завирусившихся в TikTok, было от женщины, у которой сгорел автомобиль. Когда она рассматривала, что от него осталось, то нашла ту самую кружку, которая обгорела, но не расплавилась. Более того, в кружке не растаял лёд! Лучшую рекламу сложно было бы придумать, а это — реальная история. Кружка начала продаваться со страшной силой, потому что на дворе стоял 2023 год, мир если не в огне, то в хаосе, а перед вами кружка, которая не просто способна это выдержать — она ещё и ваш напиток сохранит при нужной температуре.

Как противостоять влиянию соцсетей

Для начала следует понять, а стоит ли бороться с импульсами. Если вам позволяют средства, а покупки делают вас счастливыми и пригождаются, то, может, и не надо себя останавливать. Возможно, это не очень хорошо с точки зрения финансовой грамотности, но и совсем лишать себя любых радостей тоже неразумно.

Если ограничить траты всё же необходимо, то сработают те же правила, что и для всех других импульсивных покупок.

  • Оцените необходимость приобретения рационально: действительно ли вам нужна эта вещь, пригодится ли она вам, встраивается ли она в вашу повседневную жизнь.
  • Отложите покупку. Возьмите паузу, чтобы эмоции улеглись. При этом вы можете найти нужный товар и отправить его в корзину — просто не спешите оплачивать. Возможно, уже завтра вы передумаете.
  • Проанализируйте своё состояние. Почему вам хочется что-то купить? Какую потребность вы этим закрываете? Есть ли другая возможность удовлетворить это желание? Радовать себя можно и более дешёвыми, а то и вовсе бесплатными способами.
Полезно знать
📌
Как понять, есть ли у вас зависимость от маркетплейсов
Налог на розовое: как женщин заставляют тратить больше и что с этим можно сделать
6 лайфхаков для тех, кому сложно не потратить все деньги сразу после зарплаты
Ходить в магазин или заказывать продукты на дом: разбираем плюсы и минусы обоих подходов
5 фраз-оберегов от ненужных покупок, которые стоит говорить себе во время шопинга
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома со скидкой 38%

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Пусковые устройства на распродаже

5 пусковых устройств для автомобиля, которые можно выгодно купить на «чёрной пятнице»

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Проектор Wanbo Mozart 1 Pro 2025

Выбрасываем телевизор и забираем проектор Wanbo Mozart 1 Pro с хорошей скидкой

Комментарии
Екатерина Таширева
05.11.24 18:28|изменено
В последние годы противостоять даже легче. Потому что реклама стала настолько навязчивой, что уже не воспринимаешь ее и не вглядываешься. В бан - и все. И вводишь новую привычку: в день отписаться от трёх компаний, шлющих никому не нужную рекламу. Естественно, указав как причину "я на вас никогда не подписывался". Потому что хорошо говорить правду
Что вы могли пропустить
Что такое правило 37% и стоит ли его применять в отношениях
Что такое правило 37% и стоит ли его применять в отношениях
0
18:00
Отношения
Отношения
10 добрых и комфортных сериалов, которые помогут расслабиться
10 добрых и комфортных сериалов, которые помогут расслабиться
0
17:30
Кино
Кино
Вин Дизель обратился к Дуэйну Джонсону, похвалив его «Крушащую машину»
Вин Дизель обратился к Дуэйну Джонсону, похвалив его «Крушащую машину»
0
17:19
Кино
Новости
6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»
6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»
16:30
«Горящая изба»
Покупки
У большинства собак есть волчья ДНК — учёные рассказали, у каких её больше и меньше всего
У большинства собак есть волчья ДНК — учёные рассказали, у каких её больше и меньше всего
0
15:50
Новости
Новости
iPhone 17 вернёт Apple лидерство на рынке смартфонов — впервые за 14 лет
iPhone 17 вернёт Apple лидерство на рынке смартфонов — впервые за 14 лет
0
15:40
Новости
Устройства
МегаФон ускорил мобильный интернет в Можайском округе
МегаФон ускорил мобильный интернет в Можайском округе
0
15:30
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Стартует новый сезон Всероссийского отбора лучших практик для старшего поколения «Активное долголетие 2025»
Стартует новый сезон Всероссийского отбора лучших практик для старшего поколения «Активное долголетие 2025»
0
15:00
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Учёные из Кембриджа выделили пять ключевых этапов развития мозга — подростковый длится до 32 лет
Учёные из Кембриджа выделили пять ключевых этапов развития мозга — подростковый длится до 32 лет
0
14:50
Новости
Новости
Huawei представила наушники FreeBuds Pro 5 с ИИ-шумодавом и записью голоса
Huawei представила наушники FreeBuds Pro 5 с ИИ-шумодавом и записью голоса
0
14:40
Новости
Устройства
Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома
Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома
0
14:30
Покупки
Покупки
Xiaomi выпустила планшет Poco Pad X1 с экраном 144 Гц — мощный и доступный
Xiaomi выпустила планшет Poco Pad X1 с экраном 144 Гц — мощный и доступный
0
13:49
Новости
Устройства
Знаете ли вы, кто говорит больше — мужчины или женщины
Знаете ли вы, кто говорит больше — мужчины или женщины
0
13:30
Образование
Образование
«Очень странные дела» установили рекорд Netflix — сразу четыре сезона вошли в топ-10
«Очень странные дела» установили рекорд Netflix — сразу четыре сезона вошли в топ-10
0
13:10
Кино
Новости
Маколей Калкин предложил идею продолжения «Одного дома» — он готов сыграть Кевина
Маколей Калкин предложил идею продолжения «Одного дома» — он готов сыграть Кевина
0
12:40
Кино
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Чадо Брюн26 минут назад

0 / 0

Ой, хорошо бы в исследовании учли эти повторения))) Ну правда же просто выматывающая рутина.
Знаете ли вы, кто говорит больше — мужчины или женщины
Аватар автора комментария
Ivan F50 минут назад

0 / 0

Так, ну вроде можно свою трешку обновить
Huawei представила наушники FreeBuds Pro 5 с ИИ-шумодавом и записью голоса
Аватар автора комментария
Julia Svit1 час назад

0 / 0

Ага. Хорошо еще тем, укоко работа с этим связана
Adobe выпустила бесплатное расширение Photoshop для редактирования фото прямо в Chrome
Аватар автора комментария
Julia Svit1 час назад

0 / 0

Видимо, как с месседжером МАХ. Никто не хотел переходить, а вынудили 😒Все добровольно-принудительно. Вот тебе свобода выбора-демократия 😤
Без интернета, но с пропагандой: YouTube-блогер изучил два смартфона из Северной Кореи
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях