Эротика просочилась в кинематограф сразу же после его изобретения. В разные годы на экранах показывали и целомудренные объятия, и откровенные постельные сцены. Всё потому, что главное в подобных фильмах — не сам процесс, а исследование сексуальности героев.
История эротического кино тесно связана с отношением к сексу в обществе и происходящими в мире событиями. На примере знаковых фильмов расскажем, как эволюционировал этот жанр.
Время зарождения кинематографа (начало XX века — 1930 годы)
«Поцелуй» Томаса Эдисона, один из первых фильмов в истории, произвёл настоящий фурор в обществе — католическая церковь даже попыталась запретить показ. Эту работу можно принять за точку отсчёта в истории эротики, ведь на короткой записи целовались мужчина и женщина.
В начале XX века цензура редко пропускала фильмы с намёком на откровенность. Пик эротического кино пришёлся на 30‑е — годы расцвета кинематографа и золотого века Голливуда. Кино — коммерческое искусство, которому очень важна окупаемость, а секс отлично продавал.
В центре эротического фильма времён Великой депрессии обычно был адюльтер. Кино отразило, как начал распадаться американский институт семьи. Браки не выдерживали финансовых испытаний, супруги отдалялись друг от друга, и это приводило к изменам и разводам.
Чаще всего женских персонажей в откровенных фильмах изображали либо опытными обольстительницами — агентами зла, либо независимыми героинями, которые с помощью сексуальности отстаивали свою идентичность.
Главный эротический фильм этого периода
Экстаз (Ekstase)
- Чехословакия, 1933 год.
- Драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 22 минуты.
- IMDb: 6,6.

Молодая Ева выходит за мужчину постарше. Супружеская жизнь не клеится, и девушка заводит интрижку со случайным знакомым.
«Экстаз» впервые показал в кино женский оргазм. Несколько минут на крупном плане Хеди Ламарр изображала нарастающее сексуальное напряжение. Эта сцена сделала начинающую актрису суперзвездой и открыла ей дорогу в Голливуд.
Конечно же, представители Ватикана пытались запретить фильм. Но не из-за описанного выше эпизода, а из-за сцены купания полностью обнажённой Евы.
Время цензуры и «Кодекса Хейса» (1940–1950‑е)
На смену разгульным 30‑м пришло военное десятилетие. В Америке в полную силу заработал «». Он закреплял положения киноцензуры и запрещал наготу и даже малейшие намёки на сексуальные отношения между персонажами. Чистой эротике пришлось сойти с экранов, а кинематографисты начали экспериментировать с визуальным языком, чтобы показать нечто откровенное.
В этом не было равных Альфреду Хичкоку, поклоннику Зигмунда Фрейда. Режиссёр часто ставил иносказательные триллеры и драмы, где секс был очень важен. Чтобы обойти цензуру, в фильме «На Север через Северо-Запад» вместо интимной сцены показали поезд, входящий в тоннель.

В 40–50‑е годы расцвёл нуар. Жанр вобрал в себя не только страх общества перед войной и её последствиями, но и подавленную сексуальность. Женские персонажи этих фильмов сильно походили на соблазнительниц из 30‑х. Это были femme fatale, из-за которых главные герои попадали в серьёзные передряги.
Подобные образы отражали мужское недоверие к непокорной женщине — привлекательной, двуличной и ненасытной. Femme fatale бросали вызов патриархальному обществу своей независимостью и эрудированностью.
Главные эротические фильмы этого периода
Двойная страховка (Double Indemnity)
- США, 1944 год.
- Нуар, триллер, драма, криминал, детектив.
- Продолжительность: 1 час 47 минут.
- IMDb: 8,3.

Агент Уолтер приезжает домой к клиенту, чтобы обсудить автомобильную страховку. Там он встречает жену покупателя — Филлис, которая интересуется, можно ли застраховать человека без его ведома. Уолтер понимает, что девушка планирует убить мужа. Герой не собирается становиться сообщником, но быстро увлекается красоткой Филлис и даёт слабину.
«Двойная страховка» — эталонный фильм-нуар, который сформировал каноны жанра. В центре картины — классическая femme fatale в исполнении Барбары Стэнвик. Весь фильм — это записанное на диктофон признание Уолтера. Такой ход создаёт ощущение обречённости персонажей. Глубины повествованию добавляет и визуальное решение, позаимствованное из : клаустрофобные интерьеры, контровое освещение и мрачный символизм.
Сансет бульвар (Sunset Blvd.)
- США, 1950 год.
- Нуар, драма.
- Продолжительность: 1 час 50 минут.
- IMDb: 8,4.

Это история запутанных отношений между молодым сценаристом Джо Гиллисом и пожилой голливудской дивой Нормой Десмонд. Герой скрывается от кредиторов и случайно оказывается в особняке актрисы. Норма очаровывает Джо и просит помочь с написанием сценария. Тот соглашается и начинает жить за счёт женщины. Однажды герой влюбляется в другую — Норме такое не по душе.
Отношения Нормы и Джо — пример нездорового дисбаланса власти в паре. Для 1955-го картина о любви, причём очень телесной, пожилой женщины и молодого парня была пощёчиной цензорам и консерваторам. Зрители того времени привыкли к более традиционным отношениям. Именно поэтому «Сансет бульвар» считается фильмом, опередившим своё время. Он скорее напоминает гораздо более поздние эротические триллеры.
Время сексуальной революции (1970–1985 годы)
К сексуальной революции общество подтолкнуло стечение множества обстоятельств. Появились надёжные средства контрацепции, активизировалось феминистское движение, меньшинства стали энергичнее бороться за свои права — всё это привело к тому, что сексуальные свободы людей укрепились, а религиозность снизилась.
Вскоре перемены в настроениях отразились и на экранах. 1970–1985 годы золотым веком порнографии. Именно тогда появился жанр порношик — эротические фильмы с вызывающим содержанием, которые часто демонстрировали неимитированный половой акт.
Такое кино считалось контркультурным, его показывали только в небольших специальных кинотеатрах — грайндхаусах. Порношик-фильмы относятся скорее к порнографии или , но они серьёзно повлияли на развитие эротики.
Главные эротические фильмы этого периода
Грустное кино (Blue Movie)
- США, 1969 год.
- Драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 45 минут.
- IMDb: 4,7.

«Грустное кино» — один из первых порнофильмов, который вышел в широкий прокат. В картине почти нет сюжета. Энди Уорхол просто показал жизнь Вивы и Луи Волдона — суперзвёзд его художественной мастерской под названием «Фабрика». Герои общаются, занимаются бытовыми делами и сексом. главной героини, происходящее на экране описывает разочарование и фрустрацию от физической близости.
Глубокая глотка (Deep Throat)
- США, 1972 год.
- Для взрослых, комедия.
- Продолжительность: 1 час 3 минуты.
- IMDb: 5,0.

Через три года вышел фильм «Глубокая глотка» — он рассказывал о радостях, которые приносит секс. Главной героине Линде Лавлейс бывает трудно достичь оргазма. Она обращается с этой проблемой к психотерапевту. Тот выясняет, что клитор Линды располагается в необычном месте — её горле. Тогда героиня пускается во все тяжкие, пытаясь раскрыть свою сексуальность и найти мужа.
Хоть одной из причин сексуальной революции и стало феминистское движение, «Золотой век порнографии» лишь усилил сексуализацию женщин. Большинство эротических фильмов снимали мужчины, поэтому женским персонажам отводилась всего лишь роль объекта их желаний.
«Глубокая глотка» — показательный пример. Женщина, которая может достичь оргазма только от орального секса, — воплощение мужского взгляда. При этом актрисы индустрии постоянно подвергались насилию. Сама Линда Лавлейс в своих мемуарах о психологических и физических травмах, которые ей нанесло участие в фильме.
Эммануэль (Emmanuelle)
- Франция, 1974 год.
- Для взрослых, драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 45 минут.
- IMDb: 5,2.

Молодая француженка Эммануэль переезжает в Бангкок вместе с мужем. Пока он на работе, девушка исследует свою сексуальность и пробует то, чего никогда не делала.
Фильм «Эммануэль» снял бывший фотограф Жюст Жакен. Вместо того, чтобы показывать откровенные сцены, он сфокусировался на изобразительном ряде и драматургии. Сюжетная канва фильма довольно искусственная, но каждый персонаж обладает своим характером и даже философией. Камера же заостряет внимание не на половых органах актёров, а на игре света и тени на их коже. Такой подход не характерен для фильмов в жанре порношик.
Последнее танго в Париже (Ultimo tango a Parigi)
- Италия, Франция, 1972 год.
- Драма, мелодрама.
- Продолжительность: 2 часа 9 минут.
- IMDb: 7,8.

Фильм Бернардо Бертолуччи посвящён отношениям 45-летнего Пола и 20-летней Жанны. Жена Пола совершает суицид, а он в тот же день занимается сексом со случайной девушкой — Жанной. Они встречаются ещё несколько раз, но однажды Пол насилует Жанну. Тогда девушка решает прекратить связь, но всё заходит слишком далеко.
Этот фильм предвосхитил появление эротического триллера: секс и смерть в «Последнем танго в Париже» слишком тесно взаимосвязаны.
Время страха перед сексом (1985–1995 годы)
Сексуальное буйство 70‑х привело к распространению заболеваний, передающихся половым путём. К тому же в 1981 году врачи открыли СПИД. Это изменило отношение общества к сексу. Из приятного и ни к чему не обязывающего занятия он превратился в нечто опасное.
Кино отреагировало молниеносно. В начале 80‑х начали появляться детективные триллеры с элементами эротики. В этих фильмах телесная близость и удовольствие от акта сливались со страхом смерти. Многое пришло в эротический триллер из нуара: главная героиня femme fatal, детективный сюжет, убийство или другое преступление в центре истории, эстетика немецкого экспрессионизма, контровое освещение.
Как и прежде, героини эротического триллера отражали мужской страх перед эмансипированной женщиной 80–90‑х и её новой социальной ролью. В таких фильмах традиционный баланс власти в отношениях между мужчиной и женщиной переворачивался. Женщина всегда оказывалась сильнее мужчины, и это многих пугало.
Главные эротические фильмы этого периода
Роковое влечение (Fatal Attraction)
- США, 1987 год.
- Триллер, драма.
- Продолжительность: 1 час 59 минут.
- IMDb: 6,9.

Адвокат Дэн попадает в эротический треугольник. Пока его жена и дочь были в отъезде, он провёл ночь со случайной знакомой с работы — Алекс. Дэн надеялся на лёгкую интрижку, но вскоре понял, что очутился в плену сумасшедшей.
Фильм вышел в 1987 году. Он стал вторым по прибыльности в американском прокате и попадал в десятку лучших по версии Национального совета кинокритиков США. Кассовый успех «Рокового влечения» запустил производство множества других эротических триллеров — их снимали до середины 1990‑х.
Основной инстинкт (Basic Instinct)
- США, Франция, 1992 год.
- Триллер, драма, детектив.
- Продолжительность: 2 часа 7 минут.
- IMDb: 7,1.

В 1992 году американский режиссёр Пол Верховен поставил фильм «Основной инстинкт», который стал кульминацией развития эротического триллера.
Вспыльчивый и импульсивный детектив полиции Сан-Франциско Ник расследует убийство рок-звезды. Главная подозреваемая — его подруга и автор детективов Кэтрин. В одной из её книг подробно описано похожее преступление. В ходе расследования у Ника с Кэтрин завязываются отношения. Он выясняет, что в окружении девушки есть множество подозрительных личностей.
Культовой стала сцена фильма, в которой героиня Шэрон Стоун раздвигает ноги на полицейском допросе и показывает детективам свои половые органы. Агрессивная женская сексуальность вызвала у героев-мужчин неоднозначную реакцию — панику, смешанную с желанием.
От других жанровых шедевров «Основной инстинкт» отличает неоднозначный финал, который ставит под вопрос все события фильма и картину мира героев.
Связанные насмерть (Dead Ringers)
- Канада, 1988 год.
- Триллер, драма.
- Продолжительность: 1 час 56 минут.
- IMDb: 7,2.

Отец боди-хоррора Дэвид Кроненберг добавил в эротический триллер элемент кошмара. В фильме «Связанные насмерть» рассказывается о братьях-близнецах, работающих в гинекологической клинике.
Уверенный в себе Эллиот пользуется успехом у женщин и часто вступает в связь с пациентками. Когда они ему надоедают, герой передаёт их более застенчивому Беверли. Но однажды Беверли влюбляется в женщину с мутацией матки. С тех пор равновесие в отношениях между братьями нарушается и они начинают вести себя невменяемо.
Шоссе в никуда (Lost Highway)
- Франция, США, 1996 год.
- Триллер, детектив.
- Продолжительность: 2 часа 14 минут.
- IMDb: 7,6.

На излёте популярности жанра Дэвид Линч снимает одну из своих самых стилистически совершенных картин. Фильм начинается с истории Фреда и Рене. Супружеская пара получает по почте странные фильмы, снятые в их доме. Однажды Фреду приходит запись с убитой Рене, и полицейские тут же его арестовывают. Но Фред исчезает, а вместо него в камере материализуется автомеханик Пит. Пита отпускают, и он решает разобраться в произошедшем. Вскоре герой встречает двойника Рене — Элис.
Запутанный фильм рассказывает о взаимосвязи секса и насилия. Фред узнаёт об измене своей жены и в приступе ревности убивает девушку. Из-за совершённого преступления его разум помутился — на смену герою приходит двойник. Но и он попадает всё в тот же круговорот жестокости.
«Шоссе в никуда» — авторский фильм, который сложно поместить в рамки жанра. Зато он намечает следы его дальнейшей эволюции — уход в подсознание и переосмысление образа роковой женщины.
Время общедоступного интернета и порно (2000‑е — настоящее время)
Вышедший в 1995‑м фильм «Шоугёлз» от создателей «Основного инстинкта» оглушительно провалился в кинотеатрах. Это означало одно: популярность эротических фильмов пошла на спад, ведь появились общедоступный интернет и порно.
В XXI веке экономика Голливуда сильно изменилась. Теперь она направлена на создание высокобюджетных и прибыльных франшиз по типу Marvel и DC. Успех фильма зависит от его универсальности, которая рассчитывается с помощью алгоритмов. Они учитывают огромное количество данных: от демографии до статистики. Секс всё ещё остаётся табуированной в обществе темой, поэтому эротические фильмы не получают большие бюджеты и остаются в независимом и фестивальном кино.
Когда порнография стала доступна для просмотра, секс превратился из цели повествования в способ. С помощью секса кинематографисты исследуют тёмные стороны души своих героев. Эротика придаёт сюжету ещё больше радикализма и обостряет и без того острые углы. Вот как чаще всего её используют в современности.
Новое французское трансгрессивное кино
Этот жанр зародился во французском кино, но потом проник и в мировое. Трансгрессивное кино реалистично показывает секс и насилие. Главные представители направления — Александр Ажа, Оливье Ассайас, Клер Дени, Брюно Дюмон, Гаспар Ноэ и Катрин Брейя. Эти режиссёры при помощи шокирующих сцен исследуют кризисные состояния не только своих героев, но и общества в целом.
Пианистка (La Pianiste)
- Франция, Австрия, Германия, 2001 год.
- Драма.
- Продолжительность: 2 часа 11 минут.
- IMDb: 7,5.

Михаэль Ханеке — идейный и художественный вдохновитель трансгрессивного кино. Его фильмы часто производят опустошающий эффект на зрителя из-за чрезмерной жестокости и безнадёжности. При этом сам Ханеке — противник насилия, гуманист и пацифист.
В фильме «Пианистка» он исследует сексуальную патологию своей героини Эрики. Она — девственница средних лет, которая живёт с матерью и мечтает о садомазохистском сексуальном опыте. Она встречает Вальтера — молодого человека, который готов осуществить её фантазии. Но результат оказывается совсем не таким, каким представляла себе его Эрика.
Романс Х (Romance)
- Франция, 1999 год.
- Драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 24 минуты.
- IMDb: 5,2.

К трансгрессивному кино часто обращались и женщины-режиссёры, например Катрин Брейя и Клер Дени. Они использовали вызывающую сексуальность и шокирующие сцены, чтобы разрушить традиционные представления об отношениях между мужчиной и женщиной.
«Романс Х» рассказывает историю молодой школьной учительницы Мари. Она встречается с Полем, которому совершенно неинтересен секс. Из-за этого разочарованная Мари попадает в череду эротических событий, полностью меняющих её отношение к жизни.
Необратимость (Irréversible)
- Франция, 2002 год.
- Триллер, драма, криминал, детектив, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 39 минут.
- IMDb: 7,3.

Одним из главных фильмов, повлиявших на эротический жанр и трансгрессивное кино, стала «Необратимость» Гаспара Ноэ. Зрителям в обратном порядке рассказывают историю о том, как искали виновного в убийстве женщины.
Фильм начинается с жестоких сцен насилия, после которых многие зрители покидали кинозалы, а заканчивается изображением беззаботной жизни главной героини.
Эротические психологические драмы
Психологические драмы с элементами эротики можно считать естественной эволюцией трансгрессивного жанра. В таком кино откровенные сцены и секс представлены как неотъемлемая часть жизни.
Двуличный любовник (L’amant double)
- Франция, Бельгия, 2017 год.
- Триллер, драма, мелодрама.
- Продолжительность: 1 час 50 минут.
- IMDb: 6,2.
Фильмография Франсуа Озона состоит в основном из эротических драм. «Двуличный любовник» начинается как обычный эротический триллер 80‑х об измене и предательстве. Режиссёр намеренно усыпляет бдительность зрителей, чтобы под видом знакомого кино показать что-то новое и шокирующее.
В центре сюжета — модель Хлоя, которая вступает в отношения со своим психоаналитиком Полем. Вскоре он делает девушке предложение. В это же время девушка встречает Луи — брата-близнеца Поля — и узнаёт о неприглядных секретах его семьи.
Истории секс-работниц
Порно постепенно становилось частью жизни общества, поэтому в кино начали появляться истории секс-работников — производственные драмы, рассказы о взрослении и погружении в новый мир или истории о личностном кризисе.
X
- США, Новая Зеландия, 2022 год.
- Ужасы.
- Продолжительность: 1 час 45 минут.
- IMDb: 6,5.
Ретрохоррор Тая Уэста, который он стилизовал под типичный слэшер 70‑х. Согласно канонам этого жанра, у женских персонажей были такие типажи: девственница и соблазнительница. Как правило, в конце выживала только девственница.
Уэст помещает в центр сюжета команду, которая снимает порно. Становится понятно, что тут девственницу не найти. Главная героиня Максин (Миа Гот) — начинающая звезда фильмов для взрослых, она мечтает о славе и популярности. Её не остановит даже безумный маньяк и парочка трупов на пути.
Красная ракета (Red Rocket)
- США, 2021 год.
- Драма, комедия.
- Продолжительность: 2 часа 10 минут.
- IMDb: 7,1.
Фильмы Шона Бэйкера часто рассказывают о маргиналах. При этом герои его фильмов всегда вызывают сочувствие, а не осуждение. Как правило, они — не выросшие дети, оказавшиеся в сложных обстоятельствах.
Главный герой «Красной ракеты» — бывший порноактёр Майки по прозвищу «мистер Голливуд». Он возвращается в родной город, чтобы начать жизнь заново, ведь порноиндустрия отправила его на пенсию. Однако вскоре Майки обнаруживает, что его многочисленные регалии вроде награды за «самую продолжительную эрекцию» не помогут найти работу в Техасе.
Удовольствие (Pleasure)
- Швеция, Нидерланды, Франция, 2021 год.
- Драма.
- Продолжительность: 1 час 49 минут.
- IMDb: 6,3.
Режиссёр Нинья Тюберг провела исследование порноиндустрии в Лос-Анджелесе и поставила по его мотивам фильм. По сюжету шведка Линнеи переезжает в город грёз, берёт себе псевдоним Белла Черри и начинает пробиваться в мир порнобизнеса. Но оказывается, что им правит не удовольствие, а рыночные отношения.
Как менялось эротическое кино: коротко
- 1895–1930 годы. Отношение к сексу формирует религия. Половые отношения на экране под негласным запретом.
- 1940–1950 годы. Голливуд, главный законодатель тенденций в кино по всему миру, связан цензурным «Кодексом Хейса». Кинематографистам приходится ухищряться, чтобы включить интимные связи в сюжет. Самый популярный жанр — нуар. Что смотреть: «Двойная страховка», «Сансет бульвар».
- 1970–1985 годы. Время сексуальной революции. Появляется жанр порношик — фильмы с откровенным содержанием. Что смотреть: «Грустное кино», «Глубокая глотка», «Эммануэль», «Последнее танго в Париже».
- 1985–1995 годы. После открытия СПИДа секс начинает ассоциироваться с чем-то смертельно опасным. Режиссёры снимают эротические триллеры. Что смотреть: «Роковое влечение», «Основной инстинкт», «Связанные насмерть», «Шоссе в никуда».
- 2000 год — настоящее время. Эротический жанр в кино сходит на нет после появления интернета и доступного порно. Теперь секс — не цель повествования, а способ проиллюстрировать внутренний мир героев. Что смотреть: «Пианистка», «Романс Х», «Необратимость», «Двуличный любовник», «Х», «Красная ракета», «Удовольствие».
















Лучшие предложения
Популярный 3D-принтер Bambu Lab A1 отдают со скидкой 40% на «чёрной пятнице»
Надо брать: дрель-шуруповёрт от Xiaomi со скидкой 28%
5 отличных планшетов со скидками на распродаже «чёрная пятница»
6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»
Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома
Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже
Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress
5 пусковых устройств для автомобиля, которые можно выгодно купить на «чёрной пятнице»
Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра
От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле
3 фактора, которые влияют на качество вашего сна
Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте