1. Цените идеи, а не иерархию

В одном из своих интервью Стив Джобс высказал следующую мысль:

Если вы хотите нанимать выдающихся людей и заставлять их продолжать на вас работать, вам придётся позволить им принимать много решений. И вы должны руководствоваться идеями, а не иерархией. Должны побеждать лучшие идеи. Иначе выдающиеся умы у вас не задержатся.

Стив Джобс

Цените идеи, которые высказывают ваши сотрудники, невзирая на их должности. Если работник предоставляет вам дельную мысль, прислушайтесь к ней, независимо от его положения на служебной лестнице.

2. Устанавливайте чёткие и понятные цели

Авторы книги «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию» Роберт Каплан и Дейвид Нортон упоминали, что только 7% опрошенных ими сотрудников полностью понимают бизнес‑стратегию своей компании и могут сказать, что они должны сделать для достижения корпоративных целей.

А согласно исследованию Final Destination: Organizational Transparency ClearCompany, 44% респондентов из числа офисных работников вообще слабо представляют себе, к чему стремится их компания. Если ваши сотрудники не понимают, чего вы от них хотите, о какой продуктивности вообще может идти речь?

Вы, как руководитель, должны ясно и чётко формулировать перед подчинёнными цели и задачи вашей организации. Сотрудникам важно осознавать, как выполнение их мелких индивидуальных заданий помогает компании претворять в жизнь глобальные планы. Если работники делают что‑то, вообще не понимая, чем они занимаются и для чего, их мотивация и вовлечённость будут оставаться низкими.

3. Подавайте личный пример

Дэвид Карпентер, предприниматель и экономист из Университета Айовы, утверждает:

Как руководитель команды, вы должны подавать подчинённым пример. Легко сидеть на месте, выкрикивая приказы и придираясь к сотрудникам. Но хороший руководитель должен быть готов понять проблему и помочь подчинённым найти решение, а не просто требовать от них результатов.

Дэвид Карпентер

Подавать личный пример — необходимое качество для настоящего лидера. Показывая сотрудникам, как нужно работать, вы убиваете несколько зайцев.

Во‑первых, вы мотивируете команду, собственноручно задавая ей планку, — люди видят, что, если вы справляетесь, значит, задача достижима. Во‑вторых, вы легитимизируете свою роль руководителя — никто не будет говорить у вас за спиной, что босс ничего полезного не делает. В‑третьих, так вы обучаете ваших сотрудников, служа им не только управленцем, но и наставником.

4. Не бойтесь показаться некомпетентным

Патрик Ленсиони в своей книге «Пять пороков команды» утверждает, что основная причина, по которой попытки создать успешную связку профессионалов проваливаются, — отсутствие доверия.

Как построить доверительные отношения с коллегами и подчинёнными? Ленсиони говорит, что это возможно, лишь когда участники коллектива не боятся показаться слабыми и уязвимыми, попросить помощи и поддержки.

Вы, как руководитель, не должны нацеплять на себя маску всезнайки. Будьте честным. Если не разбираетесь в каком‑то вопросе, открыто признайте это и спросите совета того подчинённого, который более сведущ, чем вы.

Так вы покажете коллегам, что просить помощи — не стыдно. Это позволит членам команды укреплять доверительное отношение друг к другу. Кроме того, если ваши работники не будут стесняться просить помощи у более опытных коллег, они могут избежать многих досадных ошибок.

5. Обеспечьте команде комфортные рабочие места

Айзек Оутс, генеральный директор и основатель Justworks, считает, что больше всего на продуктивности команды сказываются рабочие места сотрудников. По его мнению 12 expert tips to make 2019 your most productive year yet , офисы открытого типа (open‑space) контрпродуктивны.

Рабочее место очень важная вещь. Если в вашем офисе единственный способ для сотрудников хоть как‑то сосредоточиться — это надеть наушники с шумоподавлением и включить музыку, можете забыть о креативности. Лучшие идеи рождаются, когда человек остаётся один или в небольшой группе. Предоставьте своим людям места, где они смогут спокойно поразмышлять.

Айзек Оутс

Эти слова подтверждаются исследованиями The impact of the ‘open’ workspace on human collaboration специалистов Гарвардской школы бизнеса. Они пришли к выводу, что работники в open‑space больше страдают от стресса и чаще отвлекаются, меньше общаются вживую и вообще отстраняются от коллег. Естественно, это всё негативно влияет на продуктивность.

Скорее всего, вы не сможете рассадить всех своих сотрудников по отдельным кабинетам, но есть альтернативный вариант — установить в офисе кубиклы или звукоизолированные кабинки. А если вы озабочены физической формой коллег, можете перевести их на стоячие рабочие места. Согласно результатам исследований Call Center Productivity Over 6 Months Following a Standing Desk Intervention , это хорошо сказывается на производительности.

6. Тратьте меньше времени на совещания

Опрос компании Atlassian показал You waste a lot of time at work , что средний офисный работник каждый месяц проводит около 31 часа на разных встречах, собраниях и мозговых штурмах. Наверное, это время можно было бы употребить с чуть большей пользой.

Деловые встречи являются одним из самых больших препятствий для производительной работы. Они постоянно отвлекают сотрудников и сбивают их с ритма. Но я не думаю, что будет хорошим решением отказаться от встреч вообще или придумывать всякие прикольные правила вроде «не проводить собрания по средам» или «ограничить совещания до 10 минут». Нет, организация должна сделать встречи эффективными и продуктивными.

Шарлин Лауби, HR-консультант HR Bartender

Сэкономьте время ваших сотрудников. Проводите совещания только в том случае, если у них есть чёткая цель и повестка. Пол Грэм, соучредитель стартап‑инкубатора Y Combinator, рекомендует выбирать такое время для встреч, которое устроит большинство подчинённых и не очень помешает их работе.

Организуйте совещания либо в начале, либо в конце трудового дня — но не в его разгаре. Ещё вариант — вести обсуждения не вживую, а посредством клиентов мгновенных сообщений или видеоконференций.

7. Покрасьте офис

Может быть, это покажется мелочью. Но исследования говорят о том, что цвет стен в офисе влияет на продуктивность ваших сотрудников. Специалист из Техасского университета Нэнси Кваллек выяснила Effects of nine monochromatic office interior colors on clerical tasks and worker mood , что белые стены плохо сказываются на способности людей сосредотачиваться.

Она поместила три группы работников в комнаты разного цвета: красного, белого и сине‑зелёного. Подопытные из белого кабинета допустили больше всего ошибок при выполнении задач. А вот красный и сине‑зелёный, кажется, помогли сотрудникам действовать эффективнее.

Ещё одно исследование Blue or Red? Exploring the Effect of Color on Cognitive Task Performances — от учёных из Университета Британской Колумбии — показало, что люди в комнатах с красноватым оттенком лучше исполняют рутинную работу, требующую внимания к деталям, а синий цвет, напротив, стимулирует творчество.

Так что учтите это, когда соберётесь наконец сделать в офисе ремонт.