Андрей Якомаскин

Преподаватель и писатель. Делится вдохновляющими историями в своей группе в соцсети «ВКонтакте».

Что такое мотивация? Если просто, это побуждение к действию. К сожалению, пока никто не нашёл для человека однозначно лучшую мотивацию, такую, которая могла бы побудить к действиям каждого.

С точки зрения науки мотивацией заинтересовались в 50-х годах прошлого века, в эпоху развития постиндустриального общества. Тогда были сформулированы все классические теории мотивации. Их целью было стимулировать человека для эффективной работы.

Сегодня идеи тех лет стали использовать не только в корпоративных, но и в личных целях. Я хочу рассказать об этих классических теориях и о том, как они могут помочь вам в повседневной жизни.

Итак, как же учёные объясняли нашу мотивацию?

Мотивация — это потребности, и у всех они одинаковые

Самой старой и известной теорией мотивации является теория потребностей Маслоу. Американский психолог-гуманист начал с того, что выделил пять групп потребностей, которые есть у каждого человека:

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Потребность в социализации.
  4. Потребность в уважении.
  5. Потребность в самовыражении.

Маслоу говорил, что мотивация человека зависит от удовлетворения этих потребностей (причём в строгом порядке). Другими словами, пока вы не ощущаете полной безопасности, общение будет вам неинтересно. Или, пока вы не достигли успеха в отношениях с людьми, вы не будете требовать от них уважения.

У этой теории есть ряд недостатков. Например, Маслоу утверждал, что желание двигаться к высшей потребности — самовыражению — есть абсолютно у всех. То есть вы не можете однажды просто остановиться на уровне социализации и наслаждаться тем, что имеете. Вам обязательно захочется творчества и славы.
Согласитесь, идея, что каждый человек желает непрерывно развиваться, звучит утопично (не зря Маслоу был основоположником гуманистической психологии). Тем не менее многие учёные развивали эту теорию, меняя пирамиду потребностей и уточняя детали.

Так, например, психолог Клейтон Альдерфер создал свою теорию потребностей, добавив две важные особенности. Во-первых, он объединил все потребности в три группы:

  1. Потребности существования.
  2. Потребности связи.
  3. Потребности роста.

Во-вторых, Альдерфер первым сказал, что мы не будем двигаться к более сложным потребностям, если их достижение выглядит слишком трудным. Мне кажется, это больше похоже на наше реальное отношение к целям.

Как этим пользоваться?

Если у вас есть цель, вам следует:

  • определить, к какой категории потребностей она относится;
  • максимально удовлетворить потребности на всех предыдущих ступенях.

Если Маслоу был прав, таким путём вы достигнете успеха.

Мотивация — это потребности, и у всех они разные

Американский психолог Дэвид Макклелланд развил теорию Маслоу по-другому. Во-первых, он согласился, что все потребности заложены в нас от рождения, но вот удовлетворяем мы их в разном порядке. Жизненный опыт учит нас тому, какие потребности важнее, а какие можно отодвинуть на второй план. Поэтому одному важнее отношения, другому — слава, а третьему — безопасность и уединение.

Во-вторых, потребностей, которые могут руководить действиями человека, в теории Макклелланда всего три:

  1. Потребности достижения — желание быть самостоятельным и нести ответственность за свой выбор.
  2. Потребности соучастия — желание быть любимым или быть частью группы.
  3. Потребности власти — желание оказывать влияние на окружающих людей.

Теория Макклелланда ближе современному человеку, потому что учитывает многообразие жизненного опыта каждого из нас.

Как этим пользоваться?

В отличие от теории Маслоу, тут придётся потратить время на самоанализ. Для начала определите, какой из трёх потребностей вы руководствуетесь чаще.

Например, вы занимаетесь спортом, потому что хотите получить за это какую-то награду (достижение)? Или потому, что в вашем окружение все спортивные (соучастие)? Или же вы хотите доказать свою силу и стать привлекательнее (власть)?

После этого для развития новых привычек или, наоборот, избавления от старых, вы должны руководствоваться этой потребностью.

Например, вы хотите бросить курить. По Макклелланду у вас три варианта:

  1. Создать для себя привлекательную награду за поддержание здорового образа жизни (достижение).
  2. Найти людей с похожим опытом и спросить у них совета или бросать вредную привычку вместе с кем-то (соучастие).
  3. Превратить всё в спор, чтобы доказать свою силу воли (власть).

Решите, какой подход для вас наиболее привлекателен, и действуйте.

Мотивация — это ожидания

Канадский психолог Виктор Врум согласился, что у людей есть похожие потребности, но утверждал, что удовлетворяют они их разными способами. Кто-то решает похудеть с помощью велотренажёра, а кто-то покупает «чудесные» таблетки. Чтобы разбогатеть, кто-то будет усердно работать, а кто-то попробует сыграть на ставках. От чего тогда зависит выбор способа? От ожиданий!

По теории Врума наша мотивация к действиям зависит от:

  • ожидания, что результат достижим («Могу ли я встать с дивана?»);
  • ожидания, что за результат мы получим награду («Я получу бутерброд, если встану с дивана?»);
  • ожидания, что награда будет ценной («Нужен ли мне этот бутерброд?»).

Если ответ на все три вопроса положительный, человек будет действовать.

Теория Врума популярна до сих пор, потому что даёт удобные критерии: цель должна быть достижимой и гарантировать результат, который будет для нас по-настоящему ценным.

Как этим пользоваться?

Выберите цель, которую хотите достичь, и оцените её по критериям Врума.

  1. Вы уверены, что сможете достичь цели? Вы продумали, как это сделать? Вы знаете, с какими проблемами и трудностями встретитесь в процессе?
  2. Вы уверены, что эти усилия приведут к результату? Как вы можете себе это доказать?
  3. Результат, который вы можете получить, действительно ценен для вас? Будет ли он ценен в будущем? Через год? Пять лет?

Подробные ответы на эти вопросы и станут основой вашей мотивации для достижения цели. Или докажут, что эта цель вам не нужна.

Мотивация — это среда

Моя любимая теория мотивации. Социальный психолог Фредерик Герцберг принимал утверждение Маслоу о том, что у каждого человека есть врождённые потребности, и утверждение Макклелланда, что важность этих потребностей определяется личным опытом человека. Вопрос, которым задался Герцберг, был в следующем: почему многие люди понимают свои потребности, но не хотят добиваться поставленных целей?

Фредерик Герцберг утверждал, что можно знать потребности конкретных людей, но всё равно неэффективно их мотивировать, если для этого нет подходящей среды. То, что формирует эту среду, он назвал «гигиеническими факторами». В корпоративной мотивации к этим факторам он отнёс:

  • условия труда;
  • отношения с коллективом;
  • заработную плату;
  • административную политику компании.

Если говорить о повседневных целях, то важными останутся только два фактора: условия работы над целью и люди, которые нас окружают.

Наша среда постоянно посылает нам сигналы о том, чтобы мы придерживались определённой привычки или, наоборот, отказывались от неё. Другими словами, бросить курить сложнее рядом с людьми, которые дымят как паровоз, а начать тренироваться проще в окружении спортсменов.

Как этим пользоваться?

Если вы точно знаете, чего хотите, сформируйте среду, которая поможет вам достичь желаемого. Ответьте на две группы вопросов:

  1. Что будет постоянно напоминать мне о цели? Что в моём окружении мешает её достижению? Как я могу это исправить?
  2. Кто сможет помочь мне достичь желаемого? Мне нужна команда поддержки? Тренер, наставник, советчик? Как окружающие люди влияют на мои результаты?

Окружающая среда показывает, насколько мы способны проявить свой потенциал. Если работать с этой средой, улучшать её, раскроются и наши возможности.

Мотивация — это удовольствие

Не столько полноценная теория, сколько синтез идей психологии и философии. Неофициально эту теорию называют гедонистической, а наибольшее влияние на неё оказал психиатр Карл Юнг.

Юнг обозначил простую схему: наше поведение определяется эмоцией, которая следует за действием. Если действие приносит нам удовольствие, мы повторяем его, если нет, бросаем.

По сути, гедонистическую теорию мотивации можно противопоставить теории ожиданий. Врум предлагает создать ожидание того, что действия принесут положительный результат, и проверить их. Юнг же всё упрощает: не строй ожидай, проверь на практике. И если процесс тебе понравится, продолжай.

Нравится заниматься спортом? Занимайтесь! Перестала нравиться работа? Выберите другую!

Согласен, звучит несколько инфантильно, но в конечном итоге человек посвящает своё время только тому, что ему нравится, и находится в окружении людей, которые приносят ему радость. Мне кажется, для счастья этого вполне достаточно.

Как этим пользоваться?

Проверяйте все свои желания на практике и смотрите, приносят ли они удовольствие. Если вы хотите научиться играть на гитаре, но оказывается, что бренчание по струнам или изучение аккордов приносят только страдание, беритесь за что-то другое.

На первых порах это будет похоже на метания от одного к другому, но в конечном итоге вы остановитесь на том, что будет приносить долгосрочное удовольствие.


Пока никто не дал универсального ответа, как мы можем мотивировать себя. Я привёл популярные теории, которые были проверены временем и в разных формах используются в менеджменте, спорте и психологии.
Всё, что вам осталось, — проверить их на практике и понять, какая подходит именно вам.