Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Кино
16 сентября

Как развивался и менялся жанр киносказки в СССР и России

От классических сюжетов до бесконечных ремейков.
Фото автора Алексей Хромов
Алексей Хромов

Кинокритик Лайфхакера

Как развивался и менялся жанр киносказки в СССР и России

В 1908 году вышел первый фильм, снятый в Российской империи, — «Стенька Разин». Уже спустя два года появилась и первая экранная сказка — шестиминутное немое кино «Русалка» по неоконченной одноимённой пьесе Пушкина. А ещё через пару лет сняли и первую экранизацию Гоголя — 40-минутную «Ночь перед Рождеством». Кстати, поставил её Владислав Старевич — пионер российской кукольной анимации.

Все последующие годы в СССР и России сказки выходили с завидной регулярностью. Зачастую они ещё и отражали актуальные события в кинематографе и даже самой стране.

Первые фильмы, ставшие классикой

Становление советских сказок пришлось на конец 1930‑х годов. К этому моменту появились крупные киностудии, которые производили звуковое кино: первым «заговорившим» отечественным фильмом стала драма «Путёвка в жизнь» 1931 года.

Кадр из фильма «По щучьему веленью»
Кадр из фильма «По щучьему веленью»

Появлением популярных игровых сказок советское кино в первую очередь обязано двум режиссёрам — тёзкам Александру Роу и Александру Птушко. Первый чаще брал за основу народные сюжеты — так появились «По щучьему веленью», «Василиса Прекрасная», «Конёк-горбунок», «Кащей Бессмертный». 

Птушко же начинал с анимации и больше интересовался экспериментами с комбинированными съёмками. Поэтому и сюжеты он экранизировал более подходящие: в его «Новом Гулливере» актёр находится на экране вместе с куклами, а в «Золотом ключике» Буратино и другие игрушки изображали то марионетки, то живые люди — и это ещё в 1930‑х.

Именно эти авторы создали первооснову советских киносказок: на протяжении многих лет оба режиссёра будут снимать картины для всей семьи. И в работах Роу и Птушко всегда найдётся место как юмору и гротескным персонажам, так и морали. 

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
Кадр из фильма «Новый Гулливер»

Причём иногда зрители видели в этих историях даже то, чего не закладывали сами авторы: в «Новом Гулливере» нашли намёк на критику капитализма, хотя режиссёр просто хотел оживить кукол на экране. А вот «Кащей Бессмертный» Александра Роу изначально и задумывался как патриотическое кино о борьбе с захватчиками — ведь его снимали во времена Великой Отечественной войны.

Советские сказки о современном мире

В 1950–1960‑х годах к экранизациям классических историй стали добавляться современные сказки. Они основаны на произведениях отечественных авторов тех времён, а потому действие происходит в более знакомые времена, что делает героев ближе к зрителю.

Кадр из фильма «Старик Хоттабыч»
Кадр из фильма «Старик Хоттабыч»

В 1956 году вышел «Старик Хоттабыч» Геннадия Казанского — один из самых показательных примеров жанра того времени. В этой истории персонаж из классических сказок — джинн из лампы — встречается с пионером из Москвы. На примере столкновения двух культур показывают преимущества советских людей: юного героя не интересуют материальные блага, и он всегда выступает за справедливость.

Более актуальные сказки начали снимать и классики: Александр Роу поставил «Королевство кривых зеркал» по повести Виталия Губарева. Здесь в центре сюжета пионерка Оля, которая борется со своими пороками, а заодно помогает освободить волшебный мир от несправедливого правления. Александр Птушко же снял «Сказку о потерянном времени» про детей-бездельников, которые упускают ценные дни своей жизни.

Кадр из фильма «Сказка о потерянном времени»
Кадр из фильма «Сказка о потерянном времени»

В сказках этого периода более чётко прослеживается социальная и морализаторская составляющая: детям уже не только показывают, что нужно быть послушными и трудолюбивыми (как, например, в «Морозко»), но и намекают на политические темы. Наиболее прямолинейно об этом говорит фильм «Три толстяка» — его поставил Александр Баталов, который сам сыграл главную роль. Экранизация одноимённой книги Юрия Олеши практически полностью посвящена борьбе с жестокими капиталистами.

Эксперименты и социальный подтекст

Начиная с тех же 60‑х, режиссёры всё чаще используют киносказку как метафору для более острых высказываний. По пьесе Евгения Шварца «Голый король» в 1963 году сняли картину «Каин XVIII», где уже в самом начале озвучивают: «Это сказка без затей, но она не для детей». В действии есть явный намёк на притчу про Каина и Авеля, но брат убивает брата при помощи взрывающегося комара — экспериментальное оружие явно намекает на всеобщую тревогу, связанную с Карибским кризисом. 

Кадр из фильма «Каин XVIII»
Кадр из фильма «Каин XVIII»

Чуть менее провокационным, но всё равно смелым выглядит «Город мастеров» Владимира Бычкова. Формально сюжет основан на одноимённой пьесе, которая, в свою очередь, отсылала к борьбе коммун с феодалами. Но на самом деле сказка посвящена борьбе с тиранией и запретами, а заодно высмеивает прихвостней правителей. Чего стоит ироничное замечание одного из персонажей: «Так что, собираться теперь можно только в тюрьме?» 

Ролан Быков снял «Айболит-66» — вроде бы пересказ классической сказки, но в экспериментальной форме. Здесь не только используют технологию разделения экрана, но и периодически ломают четвёртую стену. Айболит прямо обращается к зрителям, а иногда герои просто выходят из кадра на съёмочную площадку. Таким необычным образом режиссёр показал столкновение мейнстримного кино и авторского артхауса, которому трудно пробиться на экраны.

Эксперименты продолжались и в 70‑е годы. Достаточно вспомнить фильм «Мама» Элизабеты Бостан — вольный пересказ сказки «Волк и семеро козлят». Здесь снова сразу показывают актёров вне площадки, а основное действие превращают то ли в гротескный театр, то ли в рок-концерт: герои ходят в ярком гриме и париках, а песни, которые они поют, напоминают советскую и западную эстраду. Да и Волк здесь похищает козлят ради выкупа, а не чтобы съесть.

Кадр из фильма «Мама»
Кадр из фильма «Мама»

Более смелые идеи проникают и в традиционные сказки для детей и взрослых. В 60‑е и 70‑е пересняли несколько историй, которые уже попадали на экраны в виде кино или анимации: вышли игровая «Снежная королева», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку». Во все эти сюжеты добавили более современные повороты и, что не менее важно, запоминающиеся песни — всё дело в том, что стиль композиций стали приближать к модной музыке. Недаром Михаил Боярский сыграл не только Волка в «Маме», но и Кота в «Новогодних приключениях Маши и Вити» — везде ему дают музыкальные номера.

Смелые высказывания и мрачные истории

В 80‑е годы запреты и цензура постепенно уходили в прошлое, поэтому у режиссёров появилась большая свобода творчества. Не обошла эта тенденция и сказки.

Кадр из фильма «После дождичка, в четверг»
Кадр из фильма «После дождичка, в четверг»

Главное направление этого времени — переработка классических сюжетов на более ироничный и современный лад. Причём зачастую создатели уходили в осознанную пародию. Так, в фильме «После дождичка, в четверг» Михаил Юзовский пригласил на роль Кащея Олега Табакова. Его улыбчивый розовощёкий злодей сам шутит, что совсем не похож на стереотипный портрет персонажа: «Что, думали, худой да бледный?»

Сказка «На златом крыльце сидели» Бориса Рыцарева даже названием отсылает к классике, но при этом Кащей здесь заправляет Змея Горыныча ракетным топливом и носит лётный шлем, царю печатают документы на машинке, а главному герою помогает дочка правителя, которая носит тельняшку и изображает из себя простую девушку.

Более откровенными стали авторы и в мрачных темах. Всё тот же Юзовский снял фильм «Раз, два — горе не беда!», где в традиционную историю про солдата Ивана добавили не только лазерное ружьё и огромного стимпанковского робота, но и всяческие политические конфликты и споры с властью. А устами героя Николая Караченцева авторы ещё и говорят, что страна, применившая опасное оружие, сама же от него и пострадает: «Земля же круглая».

Кадр из фильма «Раз, два — горе не беда!»
Кадр из фильма «Раз, два — горе не беда!»

Апофеозом такого взрослого подхода можно назвать «Сказку странствий» Александра Митты. Причём этот фильм вышел ещё в 1983 году — до формального начала перестройки. Хоть работа формально и остаётся в рамках истории для всех возрастов, действие иногда уходит в такую мрачность, что впору причислять картину к ужасам — особенно когда показывают воплощение чумы. А в эпизоде с райской деревушкой, которая на самом деле находится на спине дракона, автор намекал на проблемы экономики страны.

Смерть и возрождение сказок

В 90‑х и даже нулевых жанр в России практически исчез. Только знатоки вспомнят «Волшебный портрет», снятый совместно с Китаем, или кое-как слепленного «Волшебника Изумрудного города» 1994 года. В 2001 году в формате художественного фильма пересняли «Сказ про Федота-Стрельца» по сатирической сказке Леонида Филатова. Но все эти картины либо провалились, либо просто быстро забылись. 

Кадр из фильма «Книга мастеров»
Кадр из фильма «Книга мастеров»

Сказки начали возвращаться на экраны с конца нулевых годов. Поначалу скорее неудачно. В 2009 году вышел первый российский фильм, снятый совместно с Disney, — «Книга мастеров» Вадима Соколовского, но его разгромили критики. Потом, как и в советское время, классические сюжеты стали переделывать на современный лад. Так получилась «Реальная сказка» с Кащеем-олигархом и Лешим-бомжом, которые живут в нашем мире. Или же «Дед Мороз. Битва Магов» и «Тот ещё Карлосон!» — все эти фильмы стали эталоном неудачных постановок и переосмыслений.

Новая волна популярных сказок началась с «Последнего богатыря», также снятого российским отделением Disney. На этот раз современный мир и классических персонажей совместили более успешно. Сработала традиционная история «попаданца»: главный герой из России XXI века оказывается в волшебном мире. Основная часть юмора построена на контрасте между современностью и архаичными порядками сказок, но такая наивность сюжету даже идёт. «Последнего богатыря» на фоне успеха превратили в огромную франшизу, которая идёт до сих пор.

Следом за этим успехом киносказки повалили на экраны как из рога изобилия. Многие из них основаны на уже знакомых сюжетах. На экраны снова попали «Конёк-горбунок», «По щучьему велению» и «Огниво» — последние два снял Александр Войтинский, продюсер «Битвы магов». Формально всё это экранизации классики книжных сказок, но наверняка большинство зрителей помнят советские фильмы. 

Кадр из фильма «По щучьему велению»
Кадр из фильма «По щучьему велению»

Но если эти картины полностью посвящены волшебному миру и просто дополняют его современным юмором и компьютерной графикой (зачастую плохой), то «Волшебник Изумрудного города» или даже «Царевна-лягушка» связывают знакомые истории с нашим миром по подобию «Последнего богатыря».

В отдельную категорию можно выделить киносказки, основанные на советских мультфильмах: «Летучий корабль», «Бременские музыканты», «Чебурашка». Из них только в последнем авторы решились радикально изменить сюжет — крокодил Гена даже стал человеком. А в остальных историях просто растягивают оригиналы, которые длились по 20 минут, до полнометражного кино.

Кадр из фильма «Чебурашка»
Кадр из фильма «Чебурашка»

Такой подход не плох сам по себе — как видно даже из этой статьи, во все времена авторы пересказывали и переснимали знакомые сказки. Проблема лишь в том, что многим сюжетам не хватает оригинальности. В них нет ни социального подтекста, ни интересных новых мыслей. В случае с «Последним богатырём» и «По щучьему велению» переработка выглядит удачной, в большинстве других — просто игрой на ностальгии. И останавливаться киноделы пока что не планируют.

Больше интересного
🎬
10 мультфильмов, основанных на книгах русских классиков
10 не самых известных фильмов, основанных на книгах советских фантастов
Вечный «ответ Западу»! За что чаще всего ругают российские фильмы и заслуженно ли это: колонка Алексея Хромова
Обложка: Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Chto podarit' devushke na Novyj god

Что подарить девушке на Новый год

Kinder Joy с персонажами из «Очень странных дел»

Тратим последнее на тот самый Kinder Joy с персонажами из «Очень странных дел»

Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%

Берём в подарок 3D-принтер от Creality со скидкой 62%

10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых

10 классных наборов от LEGO для детей и взрослых

Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены

Непромокаемые зимние ботинки от Golden Camel отдают за полцены

Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год

Бытовая техника, которую не стыдно дарить на Новый год

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

Как работает распродажа на Ozon c точки зрения продавца и покупателя

вечерние платья на новогодний корпоратив

15 вечерних платьев со скидками до 90%, чтобы сиять как ёлочка

Это интересно
«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год

ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год

Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Комментарии
Sergei F
16.09.25 21:36
Приключения Буратино - фильм гениальный, Карабас и Дуремар прекрасны, кот и лиса так же не подкачали. Фильмы-сказки современные вниманием не отмечены, ибо грустны и убоги.
Что ещё посмотреть
40 главных российских и зарубежных фильмов 2025 года
40 главных российских и зарубежных фильмов 2025 года
0
Вчера
Кино
Ликбез
Названы самые популярные фильмы и сериалы на «Кинопоиске» в 2025 году
Названы самые популярные фильмы и сериалы на «Кинопоиске» в 2025 году
0
Вчера
Кино
Новости
Состоялась премьера второго сезона сериала Fallout — с 98% «свежести» на Rotten Tomatoes
Состоялась премьера второго сезона сериала Fallout — с 98% «свежести» на Rotten Tomatoes
0
Вчера
Кино
Новости
Вышел тизер секретного фильма Стивена Спилберга Disclosure Day об инопланетянах
Вышел тизер секретного фильма Стивена Спилберга Disclosure Day об инопланетянах
0
16 декабря
Кино
Новости
Empire назвал 20 лучших фильмов 2025 года, которые должен посмотреть каждый
Empire назвал 20 лучших фильмов 2025 года, которые должен посмотреть каждый
0
16 декабря
Кино
Новости
Новый «Бегущий человек» с Гленом Пауэллом провалился в прокате. И кино действительно лучше посмотреть дома
Новый «Бегущий человек» с Гленом Пауэллом провалился в прокате. И кино действительно лучше посмотреть дома
0
16 декабря
Кино
Ликбез
Дорогущий «Аватар-3» может провалиться — он получил всего 68% на Rotten Tomatoes
Дорогущий «Аватар-3» может провалиться — он получил всего 68% на Rotten Tomatoes
0
16 декабря
Кино
Новости
«Пятый элемент» снова покажут в России — впервые в 4K-реставрации
«Пятый элемент» снова покажут в России — впервые в 4K-реставрации
0
16 декабря
Кино
Новости
Режиссёр комедии «Один дома» резко высказался о сиквелах, снятых после него
Режиссёр комедии «Один дома» резко высказался о сиквелах, снятых после него
0
16 декабря
Кино
Новости
Джеймс Кэмерон стал пятым режиссёром в истории, заработавшим миллиард долларов
Джеймс Кэмерон стал пятым режиссёром в истории, заработавшим миллиард долларов
0
16 декабря
Кино
Новости
Вышел первый трейлер детектива «Отель „У Погибшего Альпиниста“» по повести Стругацких
Вышел первый трейлер детектива «Отель „У Погибшего Альпиниста“» по повести Стругацких
0
16 декабря
Кино
Новости
Крис Эванс вернётся в фильме «Мстители: Судный день» — это подтвердил утёкший тизер
Крис Эванс вернётся в фильме «Мстители: Судный день» — это подтвердил утёкший тизер
0
16 декабря
Кино
Новости
IndieWire опросил 148 критиков и составил список лучших фильмов 2025 года
IndieWire опросил 148 критиков и составил список лучших фильмов 2025 года
0
16 декабря
Кино
Новости
Disney готовит фильм про Гастона — главного злодея из «Красавицы и чудовища»
Disney готовит фильм про Гастона — главного злодея из «Красавицы и чудовища»
0
16 декабря
Кино
Новости
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
0
15 декабря
Кино
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Guwanc Bayramgylyjow1 час назад

0 / 0

Изображение
DeepNude взломали — теперь оголять людей c фото можно без водяных знаков
Аватар автора комментария
Mikhail Izmaylov2 часа назад

0 / 0

Это же западная скверна,которая,увы, и к нам просочилась
Кто такие куколды и почему им нравятся измены партнёров
Аватар автора комментария
Alexander Krakhmal3 часа назад

0 / 0

13 декабря первый был показ в Авроре, с оригинальным звуком и титры. Было круто. Наизусть если фильм знаешь в русской озвучке, то проблем нет с английским. Даже наоборот по новому фильм расрылся. Лил у
«Пятый элемент» снова покажут в России — впервые в 4K-реставрации
Аватар автора комментария
Mikhail Izmaylov3 часа назад

0 / 0

Сольников мало для раскрытия? Или прочего контента?
Крис Эванс вернётся в фильме «Мстители: Судный день» — это подтвердил утёкший тизер
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке 

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях