Светлана Курако

Маркетолог, эксперт по развитию бизнеса, леттерер.

Слово «леттеринг» для многих ново, однако с тем, что оно обозначает, мы сталкиваемся постоянно. Красивая этикетка, оригинальная вывеска в магазине, меню, написанное на доске интересным шрифтом, — всё это примеры леттеринга. Не стоит забывать и о поздравительных открытках, принтах на футболках, логотипах…
Леттеринг окружает нас повсеместно. И можно научиться самостоятельно создавать интересные композиции из букв. Рассказываем, с чего начать новичку и как добиться успеха в этом виде творчества.

Что такое леттеринг

Леттерингом называют рисование красивых букв, и в этом смысле его можно сравнить с каллиграфией. Действительно, и там, и там цель — получить оригинальное начертание букв, которое бы отличалось самобытностью и неповторимостью, отражало особое настроение. Однако в леттеринге акцент ставится всё-таки на рисование, он ближе к изобразительному искусству, чем к письму.


Работы автора

Долгое время «рисование букв» было всего лишь одним из многочисленных творческих направлений. Но в XXI веке оно стремительно развилось в самостоятельный, востребованный и очень хорошо оплачиваемый вид деятельности. И можно быть уверенным, что этот тренд не пройдёт молниеносно. Пока существует потребность в оригинальном исполнении текста, будут нужны и леттереры, то есть специалисты по работе с буквами.

С чего начать

Большинство считает, что нет смысла браться за рисование букв, если нет возможности посвящать этому занятию хотя бы несколько часов в день. На самом деле это не так. Главное — заниматься регулярно, пусть даже и по 5 минут в день. Такие занятия принесут больше пользы, чем час один раз в неделю.

Отличительная особенность леттеринга в том, что для него не нужно иметь базовое художественное образование. Будет вполне достаточно начальных навыков рисования и 5–30 минут времени ежедневно.

Безусловно, дело принесёт успех быстрее, если вам не придётся самостоятельно осваивать азы и набивать шишки. Поэтому в выигрыше те, кто уже умеет рисовать, имеет представление о композиции, перспективе, сочетаниях цветов и так далее. Но этому всему вполне реально научиться, так что отсутствие профессиональных художественных навыков не должно вас останавливать.

Леттеринг — идеальное занятие для новичков, и вот почему:

  • В нём значительно легче добиться прогресса, чем в любом другом виде творчества.
  • Он не требует изощрённых навыков, ведь чтобы составлять красивые композиции из букв, не нужно уметь лепить гипсовую голову или рисовать гепарда в прыжке.
  • Существуют чёткие правила составления буквенных композиций, и для коммерческого успеха ваших работ достаточно просто их придерживаться.
  • Уже через месяц регулярных упражнений можно заметить ощутимый рост мастерства.

По этим причинам можно преуспеть в леттеринге и без наличия творческого образования. Есть несколько леттереров, чьи имена известны во всём мире, например Стефан Кунц (Stefan Kunz) и Лорен Хом (Lauren Hom). Свои навыки они приобретали самостоятельно, и их пример — лучшая мотивация для тех, кто сомневается в себе и своих способностях.

Где и как учиться

Начинать лучше всего с прописей — это позволит «набить руку», освоить основные приёмы и ходы. А дальше подключайте фантазию, изучайте работы других авторов (например, на Behance) и экспериментируйте!

Детские прописи для тренировок не подойдут, потому что гармоничное с точки зрения леттеринга написание букв часто отличается от того, чему нас учили в школе. В леттеринге каждая буква должна выглядеть композиционно привлекательно, поэтому стоит обратить внимание на специальные прописи для современного леттеринга, которые можно найти в интернете.

Работа автора

Если занятие вас увлекает и вы понимаете, что хотите его освоить, имеет смысл записаться на онлайн-курсы. Большинство начинающих леттереров нуждаются в оценке со стороны, поскольку очень сложно самому заметить недостатки своих работ. А в процессе обучения вы не только познакомитесь с новыми приёмами, но и научитесь видеть ошибки и исправлять их.

Большое значение имеет чувство стиля и личный вкус. Они придут только с опытом, поэтому регулярно тренируйтесь и ориентируйтесь на мастеров, чьи работы оригинальны, интересны и, главное, востребованы.

Какие необходимы инструменты

Выбор инструментов и материалов во многом зависит от того, какие цели вы ставите. Например, для рисования букв для личных нужд (к примеру, для оформления открытки друзьям) нет смысла тратиться на дорогие профессиональные инструменты. А если вы планируете создавать качественные проекты для коммерческих целей, то, конечно, нужно вложиться в лучшие материалы.

С другой стороны, если вы хотя бы раз попробуете рисовать качественными карандашами или кистями, вы сразу почувствуете разницу. Работать с хорошими материалами гораздо приятнее и комфортнее, да и результат сразу становится на порядок лучше.

Работа автора

Минимальный набор, который нужен, чтобы начать рисовать для себя:

  • Мягкий простой карандаш. Лучше всего брать 2В, но если вы любите надавливать при рисовании, можно ограничиться НВ или В (жирные линии сложнее стереть, они оставляют след на бумаге.
  • Ластик. Желательно мягкий, чтобы он хорошо убирал карандаш и не размазывал его.
  • Бумага — можно взять обычную офисную, для черчения или купить альбом для рисования.
  • Цветные маркеры, карандаши или ручки. Нужны, чтобы обводить контуры и закрашивать.

Профессиональный набор пригодится тем, кто хочет создавать конкурентоспособный дизайн или отрисовывать буквы на высоком уровне. В него входят:

  • Мягкий карандаш. Опять же, тем, кто не любит сильно давить, подойдёт 2В, а если вы рисуете с нажимом, то лучше брать более твёрдый.
  • Ластик. Важно, чтобы он был очень мягким и не оставлял следов. Многие иллюстраторы используют ластик-клячку, который не царапает бумагу, и работа в результате выглядит аккуратно и презентабельно.
  • Линеры. Нужны, чтобы обводить контуры. Для любителей толстых линий подойдут 0,8, 1,0 и 1,2, более тонкие линеры имеют маркировку 0,2, 0,3, 0,5. Универсальных рекомендаций относительно линеров нет: выбирайте те, с которыми вам комфортно работать.
  • Брашпен с двумя наконечниками. Это инструмент, на одном конце которого находится маркер, а на другом — кисть. Маркером можно делать контур или закрашивать буквы, а второй наконечник прекрасно подойдёт для тех, кто осваивает браш-леттеринг, то есть рисование букв кистью.
  • Брашпен с одним наконечником-кистью. Этот инструмент сложнее в освоении, чем предыдущий, с ним труднее контролировать написание, он требует более высокого мастерства и поэтому не подходит для начинающих. Однако именно он нужен, если вы хотите создавать модные сегодня буквы, в которых есть очень толстые и тонкие линии.
  • Бумага. Её плотность должна быть не меньше 80 г/м², то есть подойдут обычные офисные листы для принтера.

Этот перечень инструментов не универсален. Каждый леттерер со временем понимает, с чем ему удобнее работать, и собирает собственный набор любимых инструментов. Однако для старта лучше пользоваться этим списком.

Как заработать на леттеринге

Успешность леттеринга определяется коммерческой выгодой, которую он приносит. Как ни странно, но красота — это далеко не главное для успешных продаж. Нужно, чтобы работы были востребованы, а для этого важно создавать в первую очередь трендовые вещи.

Главные принципы успешного леттеринга:

  • лаконичность композиции;
  • минимализм;
  • следование трендам.

Если первые два нарабатываются с опытом, то второй — результат пристального изучения рынка, работ популярных леттереров, а также анализа продающихся и востребованных композиций.

Для успешных продаж очень важно знать хотя бы некоторые принципы функционирования этого рынка. Многие леттереры добивались успеха только потому, что их первая специальность была связана с экономикой, рекламой или продажами. Используя свои знания, они сумели правильно заявить о себе и привлечь клиентов.


Работы автора

Продавать работы можно двумя принципиально разными способами:

  • через соцсети или собственный сайт;
  • на микростоках — площадках, где любой желающий размещает для продажи свои творческие работы.

Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их детально.

Как продавать работы через соцсети или свой сайт

Этот вариант требует активных действий по продвижению.

  1. Определите свою целевую аудиторию. Для этого установите область, в которой вы будете творить: например, создание надписей для футболок и поздравительных открыток или работа над логотипами брендов.
  2. Создайте уникальное торговое предложение — нечто такое, что будет отличать вас от конкурентов.
  3. Поработайте над имиджем. Сотрудничайте с другими блогерами, участвуйте в тематических мероприятиях или запустите мастер-класс.
  4. Создайте портфолио и регулярно пополняйте его. Потенциальные клиенты должны знать, что вы умеете делать.

Преимущества

  • Вы работаете с клиентами напрямую, и это удобно: вам не надо предугадывать желания абстрактного потенциального покупателя, ваш заказчик сам расскажет, чего именно он хочет.
  • Правильно настроенная реклама в соцсетях способна принести вам широкую известность, особенно если размещать её в популярных блогах и правильно определить свою целевую аудиторию.

Недостатки

  • Продвижение блога в соцсетях требует активного участия и материальных вложений, это не пассивный заработок.
  • Почти всегда успех зависит от внешней привлекательности блога, вашей активности и рекламы — без этого не удастся привлечь заказчика.

Как продавать через микростоки

Микростоки — универсальные базы для продажи продуктов вашего творчества, поскольку на них представлены и мастера с именем, и начинающие леттереры. Эти площадки не предъявляют высоких требований к уровню исполнения, поэтому даже новички могут с успехом зарабатывать на своих композициях.

  1. Зарегистрируйтесь на одной или нескольких площадках (ShutterstockAdobe StockDepositphotos и другие), ознакомьтесь с правилами размещения работ (разрешение, качество, требования к оформлению профиля).
  2. Загрузите работы и ждите покупателей.

Преимущества

  • Это относительно пассивный заработок: каждую работу можно продавать столько раз, сколько её захотят купить, поэтому теоретически доход от неё неограничен.
  • Микростоки не требуют вашего постоянного присутствия, рекламы и так далее.
  • Этот вид бизнеса обходится без материальных вложений.

Недостатки

  • Первое время прибыль растёт очень медленно.
  • На микростоках высокая конкуренция, поэтому нужно постоянно совершенствоваться и следить за трендами.
  • Работа предполагает гибкий график, а значит, от вас потребуется хорошая самоорганизация. Надо регулярно пополнять портфолио, осваивать новые направления, выработать собственный стиль, который будет привлекать покупателей.

В идеале хорошо сочетать оба способа монетизации: их достоинства и недостатки взаимно компенсируют друг друга и позволяют наладить стабильные регулярные продажи. Концентрируясь на чём-то одном, вы упускаете возможности, которые даёт другой вариант.

В любом случае приготовьтесь к тому, что мгновенного результата не будет. Возможно, первые месяцы прибыль с микростоков будет минимальна, а соцсети потребуют вложений в продвижение. Запаситесь терпением. Когда всё заработает, вы убедитесь, насколько это выгодный бизнес.

Заключение

Новые тренды всегда привлекательны и удобны для монетизации. Леттеринг, несмотря на свою новизну, имеет огромное преимущество: он не потеряет своей актуальности с годами, а значит, имеет смысл вкладывать время и силы в его освоение.