Сам метод мозгового штурма был предложен совладельцем крупной рекламной фирмы в США Алексом Осборном. В 1942 году в книге How to think up эта идея впервые прозвучала. В 1953 году вышла Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Problem Solving Applied Imagination, в которой автор указывает два основных правила эффективности:

  1. Откладывать решения: не расстраиваться, когда предлагают плохие идеи.
  2. Накапливать больше идей: продумать максимальное количество вариантов.

Эти правила звучат просто, но в реальности они часто нарушаются, что сводит на нет эффект от командной работы. Есть несколько причин и психологических особенностей, которые мешают в полной мере раскрыться на мозговом штурме.

Что может помешать продуктивному мозговому штурму

При проведении мозгового штурма важно учитывать  психологические особенности его участников. Далеко не все могут спокойно размышлять в условиях мозгового штурма. Есть факторы, делающие этот процесс неэффективным.

1. Страх перед начальством

Исследования показывают, что люди чувствуют себя зажато на корпоративных собраниях, где есть руководство, а на мозговом штурме часто присутствует главный менеджер или директор.

Сотрудник боится высказать вслух плохую идею и выставить себя никчёмным в глазах начальства.

Поэтому многие предпочитают не высказывать свои идеи, опасаясь неодобрения.

2. Все внимание — экстравертам

Во время мозгового штурма экстраверты свободно делятся идеями, а интроверты обрабатывают информацию молча.

Исследования мозговой активности показали, что путь, который проходит информация в мозгу интроверта, длиннее и запутаннее, чем тот же путь у экстраверта. Интровертам нужно больше времени на обдумывание и анализ. Прежде чем ценная идея сформируется и будет высказана вслух, экстраверты уже примут решение.

3. Боязнь новых идей

Современное общество не устает преклоняться перед творческим подходом и инновациями, но это не отменяет того факта, что мозг очень жестко отгораживает себя от любых новшеств.

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Северной Каролины отметили, что все любят практичные идеи, не выходящие за рамки привычного. Это свойство мозга защищает нас от неопределенности в жизни, и человеку очень трудно с ним бороться. Неправильное решение мы воспринимаем болезненно.

Все подсознательно стремятся к более безопасным вариантам и отвергают рискованные, даже если они очень инновационные и творческие.

Инкубационный период творчества

Очень часто в мозговом штурме ценят только итог, не обращая внимания на процесс. Считается, что в финале штурма обязательно должен быть осязаемый результат: блестящая идея или несколько, а если их нет, то мероприятие признают неудачным.

Доказано, что ставить жёсткие ограничивать время творческого процесса не приводит

В 1926 году известный английский теоретик Грэм Уоллес разделил творческий процесс на пять ступеней:

  1. Подготовка. Вы формулируете задачу, исследуете её и концентрируете внимание на поиске решения.
  2. Инкубация. Проблема входит в подсознание и начинает решаться там, тогда как на поверхность сознания ничего не выходит.
  3. Намек. Вы чувствуете, что находитесь на пути к решению проблемы, что вас вот-вот посетит муза.
  4. Озарение. Идея выходит на поверхность сознания и вы понимаете её.
  5. Проверка. Идея проверяется, расширяется и дополняется, после чего вы приступаете к реализации.

Люди последовательно проходят через все этапы, но есть одна проблема: инкубационный период не имеет четких временных рамок. Маловероятно, что эволюционно в нас заложена идея мозгового штурма за 40 минут.

Идея может «созревать» в подсознании день, неделю или месяц. Многие творческие люди признают, что лучшее решение проблемы приходит не сразу, а после долгих поисков.

Затяжной инкубационный период может довести до стресса, потому что вы не подозреваете, когда придет вдохновение, а сроки поджимают. Хорошие идеи просто не успевают рождаться.

Командный после соло

По сути, мозговой штурм — это когда вы какое-то время непрерывно думаете над решением проблемы. В этом случае не важно, в команде ли это происходит или наедине с собой.

Найдите время подумать над вопросом, и вы сможете работать свободно, без страха, что вас не поймут или осудят коллеги. Это раскрепощает и стимулирует творческие способности, а неограниченное время поможет спокойно пройти инкубационный период.

Рекомендуется приходить на командный мозговой штурм, предварительно немного поразмыслив: одной-двух идей достаточно. Исследования Университета Торонто показали, что командный мозговой штурм проходит живее и активнее, если участники подготовленные.

Советы для продуктивности во время мозгового штурма

Вот что поможет сделать командный мозговой штурм более эффективным:

  • Свободный разговор. Иногда обсуждение может уходить в сторону от предмета. Наказывать за это не стоит: нельзя забывать о повестке, но немного юмора и расслабленности может вдохновить людей на новые идеи.
  • Больше времени. Вдохновение не подчиняется времени, поэтому не стоит загонять мозговой штурм во временные рамки. Глупо расходиться через два часа, если у вас море идей, живое обсуждение и появляются новые варианты. Так же неразумно дотягивать штурм до положенного часа или двух, если ни у кого нет мыслей.
  • Отсутствие решения. Очень не хочется заканчивать встречу, не определившись с решением проблемы, но иногда это просто необходимо. Часто результаты первого мозгового штурма далеко не лучшие. Немедленно реализуя их, вы упускаете возможность использовать что-то более продуманное.
  • Расслабленная атмосфера. Разрешите пиво или любой другой лёгкий алкоголь. Этот вариант не для всех, но если коллеги и вы не против, то можно распить немного во время мозгового штурма.

Таким образом, если хорошо подготовиться и дать своей команде достаточно свободы, мозговой штурм может быть ценным, но он не должен рассматриваться, как единственно возможный вариант.

Даже наоборот — команда станет отличным дополнением к индивидуальной работе над проблемой, поможет разнообразить свои мысли, выслушать чужие идеи и оформить то, что крутилось в голове.

Читайте также: