Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
КолонкаОбразование
7 сентября 2024

Действительно ли мы используем мозг на 10% — рассказывает нейробиолог Филипп Хайтович

И можно ли заставить мозг работать лучше.
Фото автора Филипп Хайтович
Филипп Хайтович

PhD в биохимии. Профессор Skoltech

Действительно ли мы используем мозг на 10% — рассказывает нейробиолог Филипп Хайтович
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Откуда взялась идея про использование мозга на 10%

По одной из версий, её предложили американские психологи Борис Сайдис и Уильям Джеймс. В конце XIX века они наблюдали за крестьянскими детьми и заметили, что по сравнению с высшими слоями населения те крайне необразованны. Но не потому, что они хуже или необучаемы, а потому, что они не в полной мере используют потенциал своего мозга.

В 1936 году писатель Лоуэлл Томас в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» писал: «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей». На деле Джеймс заявлял, что большинство людей не задействует свой умственный потенциал, имея в виду, что наши способности нужно развивать и питать. Однако его слова были интерпретированы несколько искажённо.

Неясность вносило и то, что учёные в начале XX века долго не могли понять значение крупных фронтальных и теменных долей головного мозга, повреждение которых не приводило к двигательным нарушениям. Эти зоны называли тихими, и непонимание их работы могло привести к тому, что миф о 10% укрепился.

Сейчас известно, что эти зоны отвечают за рациональное мышление, планирование, принятие решений и адаптацию.

Почему идея об использовании мозга на 10% не верна

Эта идея имеет две разные интерпретации:

  1. У человека могут не развиться необходимые участки мозга, если у него не было доступа к образованию, к нормальной социализации.
  2. Даже образованный человек в каждый момент всё равно использует 5–10% мозга. И если вдруг магическим образом активировать оставшиеся 90%, он станет гением и будет думать как суперчеловек.

Первая интерпретация достаточно разумна, а вторая — не очень.

Когда мы говорим о работе мозга, нужно чётко разделять ту работу, которая осознанна, на которой есть фокус нашего когнитивного внимания, и ту, которая неосознанна. Например, если мы слышим громкий звук, то вздрагиваем. Это тоже работа мозга, но неосознанная.

Наш фокус когнитивного внимания ограничен. Так, наш мозг анализирует действительность через зрение особым образом: в каждый момент он фокусируется только на небольшом фрагменте той картины, которая есть перед глазами, а потом её реконструирует, дополняет. Поэтому мы можем что‑то не заметить, не увидеть, эта реконструкция может быть неточной.

Так что с точки зрения когнитивного фокуса действительно та часть работы мозга, которую мы осознаём, небольшая. И большинство процессов в мозге происходят неосознанно. Конечно, в таком случае может показаться, что мы не используем мозг полностью. На самом же деле мы просто не осознаём большинство его процессов.

Что было бы, если бы мы действительно не использовали весь мозг

Ответ на этот вопрос известен благодаря некоторым исследованиям. Например, если человек рождается слепым, та часть мозга, которая занимается обработкой зрительной информации (это преимущественно затылочная доля), не будет редуцирована. Она будет использована мозгом для других процессов: для обработки звуковой информации или, например, абстрактного мышления.

После рождения наш мозг ждёт, какая информация к нему придёт. И если в нужный момент какая‑то информация не приходит, то эта часть мозга используется для других целей.

Другой пример: если у ребёнка нет социальных связей, та часть мозга, что кодирует наше поведение и общение с другими людьми, будет использована для чего‑то другого. То есть после 5–7 лет ребёнка не получится социализировать, потому что эта часть мозга уже применяется для иных целей.

Но если говорить о длительных эволюционных изменениях, допустим, если мы переселим людей в темноту и они больше не будут вообще пользоваться зрением, то через много поколений эта часть их мозга действительно уменьшится, потому что поток информации сократится. Но это чисто гипотетически.

Как работает наш мозг

Мозг у всех весит по‑разному — от 1 до 1,5 кг. Какие‑то регионы, области мозга у людей могут различаться в разы по площади, по структурированности, по связанности с другими частями мозга.

Количество нервных клеток в мозге — примерно от 80 до 90 млрд. Из них в коре больших полушарий порядка 15–18 млрд. И каждая из нервных клеток связана с 1 000–10 000 других нервных клеток. Это очень сложная система. Но дело не в количестве нейронов. Важнее то, как работают связи между нервными клетками, потому что именно они определяют наши знания и навыки, которые закодированы в этих связях.

В зависимости от того, чем мы занимаемся в данный момент, можно увидеть небольшую разницу в интенсивности работы разных частей мозга. Её можно измерить, например, с помощью функциональной МРТ, которая показывает интенсивность притока крови к разным регионам мозга. Если вы слушаете текст, у вас фокусируется акустическая кора и потребляет больше крови и кислорода. Если вы смотрите фильм, активируется зрительная кора.

Но разница в потреблении кислорода примерно 1% между теми регионами мозга, которые активно используются, и теми, которые в данный момент должны быть неактивны.

Неактивные процессы тоже довольно условны. У нас в мозге есть множество клеток, которые посылают электрический импульс самопроизвольно. Даже если нет внешних стимулов, всё равно есть внутренняя активность. Её снижение возможно, например, во время сна. Но в нём всё равно происходит очень много процессов, которые важны, скажем, для формирования долгосрочной памяти. Сон — это просто другой режим активности мозга.

Почему мозг у всех работает по‑разному

Разница обусловлена несколькими факторами.

  1. Генетический. У кого‑то, может быть, зрительная кора сформировалась лучше, и он воспринимает зрительную информацию эффективнее. У кого‑то лучше сформировалась кора, ответственная за социальные способности. И он потенциально будет способнее к общению.
  2. Социальный. Даже если социальная кора сформирована прекрасно, но человек не был социализирован в детстве, то социальные навыки у него будут ужасные. Наши способности являются суммой физической архитектуры мозга и той информации, которая была заложена в процессе воспитания и жизни. Второе не менее важно.

Естественно, у мозга есть свои пределы. Возьмём аналогию с физическими достижениями: человек с широкими плечами и длинными ногами, наверное, будет более эффективно плавать, чем человек с короткими ногами. Но если коротконогого с детства обучать, а второго — нет, первый будет лучше плавать. А если обучать обоих одинаково, конечно, успешнее будет тот, у которого лучше исходные данные. То же самое происходит с мозгом.

Поэтому одни, скажем, хорошо решают задачки, другие — нет. Это тоже сумма врождённых характеристик мозга и того, что в него закладывали.

В биологии большинство признаков имеют вариативность, например рост, вес. Можно определить среднее значение, а можно — экстремальное, и очень высоких людей будет не так много. То же самое с работой мозга: есть какие‑то средние показатели, а есть гениальность.

Нюанс в том, что дети, которые могут стать гениями, должны иметь возможность развивать свой талант, даже если он у них врождённый. И если у нас есть 0,1% детей, способных стать гениями, возможно, ни один из них не реализует свой потенциал, потому что родители ими не занимались и талант этот не нашли.

Можно ли заставить мозг работать лучше

Конечно, мозг можно тренировать. Если вы будете тратить время на то, чтобы закладывать в свой мозг информацию, а главное — обучать его с этой информацией работать, строить логические схемы, то он будет лучше функционировать. Это как тренировки: если будете учиться бегать, вы сможете пробежать кросс. Так же надо тренировать и свой мозг.

Скорее всего, у каждого из нас есть некий талант, врождённая склонность. Если нет патологии, то нет мозга, у которого всё было бы плохо.

Просто надо дать возможность ребёнку с самого раннего возраста, с первых лет жизни развиваться разносторонне, чтобы этот талант найти и дать ему раскрыться.

Если же говорить о какой‑то волшебной таблетке, которая могла бы на 300% увеличить эффективность вашего мозга и придать ему нечеловеческие способности, то тут я вас расстрою. Мы все знаем, что есть стимуляторы, способные усилить работу мозга в краткосрочной перспективе, например кофе. Кофеин — это нейростимулятор, который на короткое время какие‑то аспекты мозга активирует. Но любой стимулятор в долгосрочной перспективе вызывает привыкание. Вам придётся выпивать больше кофе, чтобы он действовал. А если вы от него откажетесь, то будете в сонном непродуктивном состоянии, испытаете абстинентный синдром.

Так же могут работать, например, антидепрессанты, которые повышают уровень серотонина, за счёт чего мозг чувствует себя бодро. Но через некоторое время он понимает, что серотонина слишком много, и уменьшает количество рецепторов к нему. А когда человек перестаёт принимать антидепрессанты, уровень серотонина резко падает, а количество рецепторов резко не может увеличиться. Мозгу нужно несколько недель, чтобы восстановить баланс, и возникает тот самый абстинентный синдром: пока мозг восстанавливает рецепторы, вам тяжело. Он восстановится, если это не какие‑то хронические тяжёлые состояния, но всё равно останется видоизменён. Наш мозг помнит, что, если принять некий препарат, будет хорошо, на это у него выработались нейронные связи, и стереть эту информацию невозможно.

Поэтому если говорить о волшебной пилюле, в долгосрочной перспективе без последствий увеличить КПД мозга нельзя. Самое оптимальное — тренировать его чтением, логическими задачами, языками.

Пошевелить извилинами
🧠
Почему невыспавшийся мозг жаждет сладкого и жирного
Как мозг создаёт физическое ощущение нашей личности
Как наш мозг принимает решения и зачем ему соцсети: объясняет биолог Вячеслав Дубынин
Помогают ли приложения — тренажёры для мозга стать умнее
Как устроен мозг — создатель вашей реальности и великий обманщик
Обложка: Marish / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Что-то на богатом. Как заработать на инвестициях, если не хочется следить за всеми новостями финансового рынка

Что-то на богатом. Как заработать на инвестициях, если не хочется следить за всеми новостями финансового рынка

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
0
5 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
0
26 сентября
Образование
Образование
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
24 сентября
Образование
Образование
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
0
19 сентября
Образование
Образование
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
0
17 сентября
Образование
Образование
Как научиться писать левой рукой
Как научиться писать левой рукой
0
16 сентября
Ликбез
Образование
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
0
15 сентября
Ликбез
Образование
Изучаем английский на смартфоне: 11 полезных инструментов
Изучаем английский на смартфоне: 11 полезных инструментов
0
15 сентября
Образование
Технологии
5 фактов о шутах, которые изменят ваш взгляд на эту профессию
5 фактов о шутах, которые изменят ваш взгляд на эту профессию
0
12 сентября
Образование
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Марина Никольская1 час назад

0 / 0

Всегда сначала листаю до цены
Обзор Huawei MatePad 12 X (2025) PaperMatte — приятного планшета для рисования и заметок
Аватар автора комментария
Alexandr Al4 часа назад

0 / 0

С чего ты взял, что я говорил об анализе?
«Google Поиск» в России получает режим ИИ, работающий как чат-бот
Аватар автора комментария
вера денисова5 часов назад

0 / 0

На последнем фото пытались вскрыть личинку чужого😀
Это не так работает: 22 фото, как не надо обращаться с гаджетами и техникой
Аватар автора комментария
Alla Luchko5 часов назад

0 / 0

Интересно, а кто-то из тех, кто копит и не тратит задумывался о том, что может тупо не дожить до того момента, когда сможет накопленные деньги потратить?? Он договор о бессмертии подписал?? Или договорился со всеми мошенниками,что его деньги не исчезнут со счетов?! Я где-то читала, что жить будущим, а не настоящим, то есть здесь и сейчас - это психическое отклонение
Взятка кукухе, чтобы не отлетела: 4 причины не лишать себя маленьких радостей ради экономии
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях