Почему одни люди всегда с лёгкостью находят дорогу, а другие могут заблудиться даже в знакомом месте

Прокладывать маршруты помогает приобретённый опыт, а не какие-то врождённые способности.

До недавнего времени учёным было довольно сложно объяснить, почему кто-то всегда точно знает, где находится и как добраться в нужную точку, а кто-то может заблудиться в своём собственном районе. Однако технологии, такие как виртуальная реальность и GPS, дали возможность наблюдать за сотнями или даже миллионами людей и оценивать, насколько хорошо у них получается находить дорогу в запутанных пространствах. И хотя многое ещё предстоит выяснить, уже можно выделить несколько факторов, которые, судя по всему, влияют на навыки навигации.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

От чего зависят навыки навигации

Жизненный опыт 

В 2020 году группа учёных из Великобритании, США и России решила проверить, связаны ли навыки навигации с генетикой, и сравнила , как 2 660 одно- и разнояйцовых близнецов ориентировались в виртуальном пространстве.

Выяснилось, что наследственность играет скромную роль, а наибольшее влияние оказывает «индивидуальная среда» — уникальный опыт, который каждый человек накапливает в течение жизни. Другими словами, с хорошими навыками навигации не рождаются, а скорее приобретают их со временем.

Культурная среда

Влияние культуры на способность ориентироваться в пространстве в ходе необычного масштабного эксперимента изучали специалисты из Великобритании и Франции. Вместе с компанией T-Mobile они придумали игру для мобильных телефонов и планшетов Sea Hero Quest, в которой надо перемещаться по виртуальному пространству на лодке и искать контрольные точки. Приложение просило игроков предоставить основные демографические данные, и это сделали более 4 миллионов человек по всему миру.

Учёные оценивали навыки ориентации в пространстве по общему расстоянию, которое прошёл каждый участник, чтобы добраться до всех контрольных точек. Кроме того, после прохождения нескольких уровней требовалось стрелять сигнальной ракетой в исходную точку. Это был своеобразный тест на способность указать локацию, которая находится вне поля зрения. Затем авторы исследования сопоставляли прогресс игроков с их демографическими данными.

В результате обнаружилось несколько корреляций. Например:

  • Жители Северной Европы, как правило, немного лучше ориентировались в пространстве. Возможно, это связано с тем, что в скандинавских странах пользуется популярностью спортивное ориентирование.
  • Сельские жители в среднем были более результативным игроками, чем городские.
  • Жители городов с более хаотичной уличной сетью, как в старых частях европейских столиц, продемонстрировали более впечатляющие навыки навигации, чем жители городов с упорядоченной сетью, как в американских мегаполисах. Вероятно, всё дело в том, что жителям «прямых» городов не приходится строить в уме сложные карты.

Таким образом, жизненный опыт может быть одним из главных факторов, определяющих, насколько хорошо мы ориентируемся в пространстве. С опытом также связан и наиболее последовательный вывод (и стереотип) о том, что у мужчин навыки навигации развиты лучше, чем у женщин. Но это различие объясняется влиянием социокультурной среды, а не врождёнными способностями.

Например, в государствах Северной Европы, где гендерное равенство обеспечивается в наиболее полном объёме, почти нет никакой разницы. Тогда как в странах, где культурные нормы не позволяют женщинам самостоятельно изучать окружающую среду, например на Ближнем Востоке, мужчины ориентируются в пространстве намного лучше.

Значимость культурного аспекта и важность опыта подтверждает также исследование , которое провели в общине индейцев цимане — коренных жителей Боливийской Амазонии. С помощью GPS-трекеров учёные в течение трёх дней следили за передвижениями 305 взрослых представителей общины и не обнаружили никакой разницы между расстоянием, которое преодолевали мужчины и женщины. Кроме того, они также одинаково метко указывали, где расположены места, которые находились вне поля зрения. Даже дети отлично справлялись с этим заданием. По мнению экспертов, это результат того, что они выросли в культуре, которая поощряет попытки широко исследовать окружающий лес.

Но большинство культур не похожи на культуру цимане. Женщины и девушки, как правило, более осторожно изучают мир, поскольку вполне обоснованно переживают за свою безопасность. Они не только не получают опыт ориентирования на местности, но и приобретают тревогу из-за того, что могут потеряться. Всё это плохо влияет на навыки навигации. 

Личностные качества

Чтобы научиться хорошо ориентироваться в пространстве, необходимо желание исследовать мир вокруг. Но кому-то нравится получать «опыт странствий», а кому-то, наоборот, это совсем неинтересно.

Действительно, люди, которые любят активный отдых, например кататься на велосипеде или ходить в пешие походы, отличаются более развитыми навыками навигации. Как и те, кто увлекается видеоиграми, многие из которых предполагают исследование виртуального пространства.

Умение мысленно представлять карту

Итак, на приобретение навыков, которые помогают хорошо ориентироваться в пространстве, влияют опыт, культура и черты личности. К этим навыкам относятся следующие способности и умения:

  • оценивать пройдённое расстояние;
  • читать и запоминать карты, в том числе мысленные;
  • запоминать маршруты по последовательности ориентиров;
  • понимать, где разные точки находятся относительно друг друга.

При этом большинство исследований фокусируется на двух навыках. Первый — умение следовать по маршруту, используя ориентиры, например повернуть налево после заправки, пройти три остановки и повернуть направо за красным домом. Второй — умение составлять мысленную карту местности и сверяться с ней (это ещё называют обзорным представлением).

С первым навыком большинство людей неплохо справляется, достаточно всего несколько раз пройти по маршруту. Во время эксперимента , который в течение 10 недель проводили в городе Санта-Барбара в Калифорнии, 24 добровольцев раз в неделю возили по двум извилистым маршрутам в жилом районе, где они никогда раньше не были.

Позднее практически все из них могли точно назвать порядок ориентиров на каждом маршруте и примерно оценить расстояние между ними. Однако с такими задачами, как найти короткий путь между двумя маршрутами, указать на ориентиры вне поля зрения или нарисовать карту маршрута, справились не все участники. По мнению учёных, те, у кого это не получилось, могут страдать от неспособности составлять точные мысленные карты.

Между тем, другое исследование подчёркивает важность подобных карт. Его авторы попросили 294 волонтёров использовать мышку и экран компьютера для навигации по двум маршрутам в виртуальном городе. После того как участники выучили маршруты с ориентирами, их попросили встать на один ориентир и указать на другие на двух маршрутах.

В результате участники разделились на три группы. В первую вошли те, кто создал хорошую мысленную карту, — они смогли показать на ориентиры как на одном, так и на разных маршрутах. Добровольцы из второй группы хорошо знали маршрут, но с трудом справлялись с созданием интегрированной карты — они могли указать на ориентиры внутри одного маршрута, но не между двумя разными. Третья группа плохо справлялась с любыми заданиями.

Способность создавать мысленную карту и обращаться к ней во многом объясняет, почему кто-то ориентируется лучше, а кто-то хуже. Когда у нас нет «обзорного представления» и мы мыслим только категорией маршрута, то не можем проявить изобретательность, чтобы обойти препятствия.

Неудивительно, что людям, у которых хорошо развит подобный навык, легче переключаться между режимами и выбирать наиболее подходящую навигационную стратегию в зависимости от ситуации. То есть они могут использовать ориентиры, когда те очевидны, или обращаться к мысленным картам, когда маршрут требует более сложных расчётов и альтернативных вариантов.

Как улучшить навыки навигации

Исследователи пока не знают точно, действительно ли каждый, кто плохо ориентируется на местности, не способен составлять мысленные карты или в некоторых случаях всё дело в неразвитости других способностей, например в неумении запоминать ориентиры или оценивать пройдённое расстояние.

Лабораторные эксперименты показывают, что развить навыки навигации может помочь обычная практика. По крайней мере, в виртуальном пространстве, где требуется около двух недель, чтобы заметить изменения. Однако всё ещё неясно до конца, улучшается ли умение ориентироваться в целом или только в конкретном пространстве.

Идея регулярной практики поддерживается также исследованиями, которые пытались ответить на вопрос, что происходит, когда люди перестают пользоваться своими навыками. Во время одного из таких наблюдений 50 молодых людей расспросили об опыте вождения с GPS, а затем протестировали их навыки в виртуальной среде, где не было привычной технологии. В итоге активные пользователи GPS справились хуже.

Наблюдение за 13 добровольцами три года спустя показало, что те, кто активнее всего пользовался GPS в течение прошедшего периода, стали менее успешно ориентироваться без неё. Это позволяет предположить, что зависимость от GPS приводит к ухудшению навигационных навыков, а не плохие навыки заставляют чаще пользоваться GPS.

Эксперты также советуют тем, кто испытывает трудности с навигацией, уделять больше внимания заметным ориентирам, чтобы сверять с ними свои передвижения и дополнять мысленную карту. Ещё можно пробовать определять стороны света и проверять свои догадки с помощью компаса. Это позволит выйти за рамки простого запоминания маршрутов и улучшить навыки ориентирования в пространстве. А если такой задачи не стоит и всё, что требуется, — это просто не заблудиться, достаточно убедиться, что под рукой есть GPS-навигатор.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ксения Пирон / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ольга Сапиенс
11.06.24 13:51
А топографический кретинизм - это же оно, да?
Ольга Сапиенс
11.06.24 13:53
У меня с детства вот какая особенность: я отлично запоминаю путь, если пройду его одна. А вот если в компании кого-либо, да ещё за разговорами, - всё, отшибает напрочь)