Что делать, если вас невзлюбили коллеги

Относитесь к другим с уважением, но не пытайтесь под них подстроиться.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Лайфхакер писал, как сработаться с не самыми приятными коллегами. Но бывает, что сослуживцы вроде бы милые люди, однако отношения с ними почему‑то не складываются. Например, вы уже несколько месяцев работаете в новой компании, но всё ещё чувствуете себя чужаком. Рассказываем, как растопить лёд недопонимания.

1. Подумайте, нет ли у неприязни важной причины

Возможно, вы сами когда‑то сказали или сделали нечто неприятное для одного или нескольких коллег. Это могло быть ещё в первые дни вашей работы здесь. Например, случайно коснулись в разговоре чувствительной темы. Или слишком резко пошутили, потому что в прежней компании это было в пределах нормы. Здесь же такое может считаться неприемлемым.

Вспомните: может быть, когда‑то вы нарушили негласные нормы, даже не подозревая об этом. Если такой эпизод действительно был, стоит просто извиниться перед невольно обиженными людьми и объяснить, что вы не хотели никого задеть. Возможно, после этого коллеги станут относиться к вам гораздо теплее.

2. Постарайтесь определить, какая дистанция в отношениях считается нормальной

Допустим, вы уверены, что не задевали коллег ни специально, ни случайно. Тогда просто понаблюдайте, какая «температура» в рабочих взаимоотношениях считается в вашей компании нормальной.

Возможно, на прежнем месте работы было принято дружить. И вы с коллегами вместе не только ходили на обед, но и с удовольствием проводили время вечером. Здесь же всё иначе и ваши попытки перейти к более неформальному общению воспринимаются как нарушение чьих‑то границ.

В таком случае примите факт, что вы не сможете считать свою работу вторым домом. И попробуйте привыкнуть к стандартной для компании дистанции во взаимоотношениях. А если не получится и вы поймёте, что тёплое общение в команде вам важно не меньше интересных задач и хорошей зарплаты, стоит подумать о новой работе.

3. Поищите единомышленников

Наверняка среди ваших коллег есть совершенно разные люди. Возможно, с одним‑двумя из них вам будет проще иметь дело, чем с остальными. Попробуйте больше общаться именно с ними.

Сначала обсуждайте рабочие темы. Просите их объяснить вам какие‑то привычные для старожилов вещи. Обращайтесь за советом. А также расскажите, с какими проблемами они могут приходить к вам как к эксперту.

Если коллеги будут не против, постепенно расширяйте границы обсуждаемых тем. Например, можете поговорить о том, как проходят корпоративные праздники. Или куда обычно сотрудники вашей компании предпочитают ездить в отпуск. Наверняка интересные темы будут возникать в разговорах постоянно — не бойтесь их обсуждать. Естественно, в рамках принятых в компании границ.

Возможно, потом вы расширите круг людей, с которыми вам приятно общаться и хорошее отношение будет взаимным.

Иллюстрация: Ирина Салдина / Лайфхакер

4. Говорите о том, что вы цените в коллегах

Чего точно делать не стоит — дружить против кого‑то из вашей команды или отдела. А также сплетничать о сослуживцах. Открыто упрекать коллег в присутствии других людей тоже вряд ли хорошая идея. Любой рабочий конфликт лучше постараться решить без посторонних.

А вот рассказывать коллегам, какие их профессиональные качества и поступки вызывают у вас уважение, — идея неплохая. Возможно, вам действительно есть чему поучиться у окружающих. Не скрывайте своих эмоций — говорите о них прямо. И наедине, и в общем пространстве офиса.

Например, вы наблюдали, как ваш коллега доброжелательно уладил конфликт. Вас восхитило, что на грубость клиента он отвечал спокойно и с достоинством. И быстро нашёл выход из неприятной ситуации, устроивший обе стороны. Расскажите коллеге о своих впечатлениях. Наверняка ему будет приятно услышать подобное от такого же профи, как он сам.

Но помните о главном условии: ваши эмоции должны быть искренними. Не стоит выдавливать фальшивые комплименты и надевать нарисованную улыбку. Это может лишь навредить отношениям с коллегами.

5. Обсудите проблемы с начальством

Руководитель — это именно тот человек, что взял вас на работу. Значит, он видит в вас ценного специалиста. Вряд ли ему хочется наблюдать напряжённые взаимоотношения в отделе, ведь они не сделают работу эффективнее. Поэтому вы можете считать непосредственного начальника своим союзником.

Если вам трудно стать одним из признанных членов команды, обсудите сложности с руководителем. Расскажите ему, что во взаимоотношениях с коллегами кажется вам неприемлемым. Сообщите, какие внутренние правила непонятны или вызывают недоумение. Может быть, начальник поможет вам адаптироваться в коллективе. Например, поговорит с другими вашими коллегами и выяснит причины их прохладного к вам отношения. А потом подскажет, как решить проблему.

Но если вы хотите продолжать здесь работать, не стоит рассказывать начальству, какие неприятные люди собрались у него в отделе. Руководитель, как правило, отлично знает людей из своей команды. И может счесть неприятным человеком именно вас.

6. Будьте самим собой

И в личных, и в рабочих контактах важно не ломать себя или других, а строить отношения на равных. Это значит ценить и уважать как себя, так и партнёров или коллег.

Бывает, что новый в коллективе человек старается копировать поведение других. Например, идёт с сослуживцами в кафе, меню которого ему не нравится. Или отправляет в общий чат смешные картинки, похожие на те, что шлют коллеги. Всё бы хорошо, но его радуют совсем другие мемы, а общепризнанные оставляют равнодушным или даже раздражают.

Поначалу такое поведение действительно может сократить дистанцию в отношениях. Но со временем вы наверняка устанете от ощущения внутреннего дискомфорта. А значит, в контактах с коллегами может возникнуть напряжённость.

Чтобы такой ситуации не было, не стоит пытаться подстроиться под других. Лучше сразу же искать в команде тех, с кем вы на одной волне.

7. Всегда оставайтесь профессионалом и ценным сотрудником

Может быть, это главный пункт. На работе от каждого требуются прежде всего профессиональные навыки. Самый общительный в мире человек, который срывает важные дедлайны и оказывается беспомощным перед любой рабочей проблемой, вряд ли заслужит восхищение коллег.

Поэтому прежде всего сосредоточьтесь на рабочих задачах. Если вы классный специалист, то рано или поздно сможете завоевать уважение всей вашей команды. Если в сложных случаях вы способны подстраховать коллегу, а в форс‑мажорной ситуации предложите нестандартный, но рабочий выход, это усилит позитивное впечатление о вас.

И помните, что с вами всегда остаются профессиональные навыки, опыт, умение с уважением относиться к себе и окружающим. Значит, если отношения в текущей компании так и не сложатся, вы всегда можете найти другое место работы. Возможно, там проблем с коллегами будет гораздо меньше.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Наталья Мурахтанова
10.01.24 16:25
Так себе ситуация, конечно) Особенно если человек действительно изначально наговорил лишнего