Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЖизньКолонка
14 февраля 2017

Не отбирайте у своих детей право выбора

Практикующий психолог Вячеслав Вето говорит о том, как важно предоставить ребёнку право выбора и возможность самому решать, какой будет его жизнь. Даже если вас терзают сомнения, а все вокруг уверены, что знают, «как лучше».
Фото автора Вячеслав Вето
Вячеслав Вето

право выбора

Вячеслав Вето

Практикующий психолог, ведущий групп.

Моему сыну сейчас 17.

И прошлым летом, после школы, он никуда поступать не стал.

Работать пошёл и уже сам себя обеспечивает.

Почти во всём.

Да, и насчёт следующего лета он тоже пока не уверен.

Сомневается.

А нужно ли поступать.

И все вокруг (родственники, разумеется, но и не только) по этому поводу очень нервничают.

И то и дело у меня спрашивают: «А ты, Слава, что на этот счёт думаешь?»

И, услышав мой ответ, всё удивляются, а чего это я такой спокойный?

И чего это я совсем не пытаюсь как-то на него повлиять?!

А я на самом деле них… не спокойный!

И если бы они только знали, как мне трудно.

Как тяжело.

Держаться той линии, которую я выбрал когда-то в отношениях с моим сыном.

И до сих пор держусь.

Изо всех сил.

И мне ужасно страшно, что я окажусь «неправ».

И что весь этот мой «эксперимент» когда-нибудь «плохо кончится».

И что все вокруг обязательно мне на это укажут.

И скажут, что это я во всем виноват.

Что сидел сложа руки и ничего не делал…

Я словно иду против какого-то течения.

Широкого.

Глубокого.

Мощного.

И абсолютно уверенного в своей правоте.

Течения под названием «Вся моя семья».

Вплоть до седьмого колена…

Она, моя семья, точно знает, что нужно моему сыну.

Они, бл…, абсолютно в этом уверены.

И у них нет никаких сомнений.

Конечно, бросать работу!

Конечно, поступать в институт!

Тут даже и думать нечего!

Потому что — армия.

Потому что — то.

Потому что — сё.

А я на этот счёт думаю вот что.

Я думаю, что это них… не их дело.

И даже не моё.

А это дело моего сына.

И только его.

Это его жизнь.

И это ему решать, как ему её жить.

Свою жизнь.

Я вот в своё время очень хотел в литературный институт поступить.

Но мой папа, когда об этом услышал, так на меня посмотрел.

Что я сразу как-то осёкся и даже думать об этом перестал.

И пошёл в инженеры.

Потому что «на хлеб с маслицем всегда хватит».

И что, я сейчас микросхемы разрабатываю?

С шагом 50 нанометров.

Или телевизоры паяю?

Нет.

Я каждый день пишу.

И даже, бывает, ночью.

И кто из нас был прав, получается?

Я или мой отец?!

И я помню, как меня было хлебом не корми в мои 30 лет, когда я вдруг заинтересовался психологией.

Дай только ещё чему-нибудь поучиться.

Арт-терапии, например.

Или психодраме…

И вот, скажите мне, кто мог об этом знать?

Кто мог это предвидеть?

Что я стану психотерапевтом?

Да, никто не мог.

Даже я.

Поэтому не им решать.

Как жить моему сыну.

И не мне.

Пусть он сам решает.

А от меня требуется лишь одно.

Поддерживать его в каждом его интересе.

Какой бы он ни был.

Потому что никто не знает, что его ждет впереди.

И в чём на самом деле будет его счастье.

Я вот точно не знаю.

Пусть он сам его ищет.

Своё счастье.

А мне остаётся лишь верить.

Что он его обязательно найдёт.

Источник: Моему сыну сейчас 17
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Это интересно
Что-то на богатом. Как заработать на инвестициях, если не хочется следить за всеми новостями финансового рынка

Что-то на богатом. Как заработать на инвестициях, если не хочется следить за всеми новостями финансового рынка

Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат

Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат

Отпуск без стресса: как организовать путешествие, чтобы всем было в кайф

Отпуск без стресса: как организовать путешествие, чтобы всем было в кайф

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Комментарии
OptimistTattoo
14.02.17 14:42
Все хорошо и правильно, только почему сейчас? Надо было раньше решиться на этот эксперимент. Спросить сына- "а хочешь ли ты ходить в детский сад? , а хочешь ли ты учиться в школе?". К счастью в России можно многого добиться без диплома. К примеру если человек развит и в том числе, обладает широким кругозором, благодаря любознательности или другим факторам. Но, в Европе к примеру, однозначно,отсутствие диплома,это гарантия только на низко оплачиваемую работу. И хоть ты будешь семипядей во лбу, нет диплома = нет работы.
Александр Томаш
14.02.17 16:08
Согласен, ребёнка надо слушать и советовать ему в вопросах выбора профессии, принятия важных решений, а не пускания всего на самотёк. Потому что по неопытности и не знанию, он может наворотить бед.
Илья Салатюк
14.02.17 18:35
Формирования обычного стада
Александр Томаш
15.02.17 00:49
Знаете, во всём должна быть золотая середина. Середина между свободой выбора и помощью опытного человека. Ребёнок должен набивать свои собственные шишки, на своих ошибка, но и родитель не должен "прощелкать" непоправимую и страшную ошибку с его стороны. Если ребёнок хорошо рисует и у него совсем не математический склад ума, конечно не стоит его гнать на инженера, экономиста и т.п., но и в обратную сторону всё должно работать тоже.
Oxana Kuklina
14.02.17 19:39
А знаете, в чем разница диплома в России, от диплома в Европе? А в том, что диплом в России получают за отметки, за усидчивость, за деньги, за связи, за договорняк. И образовательная программа оторвана от реальных времени лет эдак на 25. И сидит такой, третьекурсник, бараном упершись в методичку и даже тупо воспроизвести лабару не может. Но ничего, на магистра отучится. И курсовую будет писать, подделывая результаты, и подбивая цифры, которые не сходятся. И выборку статистическую из 3 объектов рассчитает как-то так, корявенько, все равно, комиссия придираться не будет. Денюжку на стол группа выпускников собрала? Все норм. Зато графики будут красивые. И выборка как-то нарисуется уже поприличнее, объектов из 100-150 минимум. Ух, прелесть, а не раьотка. Там и на аспиранство соблазнишься. Диплом в Европе не купишь. Если ты претендуешь на бакалавра, будь добр дисциплину свою понимать, на практике успешно применять. А уж магистр - так вообще семи пядей во лбу, умница и будущее страны. А страны постсовка, где система ещё советского (юхууу самого типа лучшего в мире) очковтирательного образования, потому к черту и катятся. Потому что на производстве - вот такие "спецы". Зато они могут сделать головокружительную карьеру, ураааа! Липовую. А апломба да самоуверенности?!!!
Сергей Панин
14.02.17 16:20
Как ловко обставляется в этой статье уход от ответственности в воспитании ребёнка и нежелание идти с ним на конфликт. Конечно, пусть сам все решает, а я потом денежку заплачу в институте, ведь сам он поступить уже не сможет, потому что знания, необходимые для поступления - они в голове вечно держаться не будут, и от армии отмажу, ведь я психолог и неплохо зарабатываю и вообще, зачем напрягаться в воспитании детей, когда можно потом от всего откупиться - вот это подход. А еще статью можно написать, как это круто.
Sergejus Makarovas
15.02.17 00:24
Да, можно и вашу точку зрения понять... Но если автор и может откупиться... То он имеет право дать ребёнку свободу... А ребёнок имеет право на ошибку... А всё остальное пустые слова... Сможет и поступить и туда куда захочет... потому что если захочет, то никто не остановит... армия тоже... ведь понимает сам... не буду учиться заберут... значит сделал выбор... А если кто и не может себе позволить дать ребёнку выбор... значит не зарабатывает достаточно для такого уровня свободы... и нечего тут злиться что кто-то другой зарабатывает себе на свободу... и пользуется свободой как ему хочется... Подколоть автора каждый может... А написать статью не каждый...
Пьяный Развратник (Absurd)
14.02.17 17:09
Жизненно
Pavel Skorpius
14.02.17 21:06
Главное чтоб не педиком вырос
Сергей Рудин
15.02.17 12:17
Вы не знаете, почему психологи никогда не бывают руководителями? Если им доверить конкретную и ответственную работу - все погибнет. Выбирал для чада работу сам не просто против его желания, а с боем! Маманя твердила - взрослый, пусть сам решает! Через два года при каждой встрече вместо привет он повторяет, как хорошо, что я тебя послушался.... И к матери уважение почти потерял из-за ее легкомыслия. Очень благодарен своим родителям за выбор моей профессии. Сам скорее всего бы начал свои эксперименты с другого и не добился бы в жизни того, что удалось. Уверен. Что позиция автора, это школа Сороса! Хочет ребенок работать, там где его друг (с другими совсем свойствами личности, способностями и склонностями) не перечьте ему! Хочет одеваться девочкой, не перечьте ему, даже если не очень хочет, лучше оплатите скорее ему из любви к нему операцию по смене пола. А список того, что он вообще может захотеть ему сформируют вот такие психологи, на таких ресурсах. Где главное - толерантность. С такой нацией потом справиться будет нечего делать.
Дарья Брагина
15.02.17 22:40
А если он поработает чуть, и это тоже окажется неинтересным, и он осядет дома? Такое случилось с моим братом. которому в попу дышали и спрашивали, чего изволит. Я не вижу у своего сына в 13 лет иных интересов, кроме как рисовать. Ни учеба, ни спорт не интересуют. Позволить поступить на худграф? И кормить потом всю оставшуюся жизнь? Такую свободу дать можно, когда есть финансовая подушка безопасности, хотя б в виде квартиры, которую можно сдавать и творить себе на счастье. У меня нет возможностей тянуть дитятю, да, если честно, то и студента-бюджетника неработающего я не потяну на свою зарплату учителя. Выбрала для сына путь военного. Поступит. Закончит. Отслужит хотя бы необходимый минимум лет. А потом хоть художником, хоть музыкантом.
Дина Виолова
19.02.17 14:49
Человек хочет рисовать, а ему автомат в руки. Если бы У Ван Гога на было брата Тео, если бы Модельяни не кормили любовницы-мир лишился бы произведений искусств, в которые сейчас вкладывают свои миллиарды самые богатые люди планеты.
Алина Купцова
21.02.17 10:43
Хорошие дизайнеры нормально зарабатывают и вполне способны еще родителей прокормить. Они нужны в веб-студиях, типографиях, например. На себя работать дизайнеру - тоже обычное дело. Возможно, вы просто не думали, сколько потенциальных направлений есть для человека, который умеет и любит рисовать. Это не только портреты на Арбате, но и шрифты, фирменный стиль, реклама, иллюстрации в книгах, принты на тканях и других предметах обихода, интерьерный и ландшафтный дизайн, дизайн украшений, различных предметов мебели. Наверное, я и половины не назвала. Зря вы так. Если человек свое дело любит и готов сутками им заниматься, он обязательно преуспеет. И преупеет в нем гораздо быстрее, чем на работе, которая для него как каторга. Почитайте книгу Яны Франк "Муза, где твои крылья" - автор (она же дизайнер) отлично раскладывает по полкам все стереотипы о голодных художниках и кормящих их родителях.
Андрей Дзыбал
18.02.17 23:55
Мне 32. Отец силком пихал меня по школе и в институт военном я проучился пару лет. Быть военным это не моё. Тело понимало - но разум и окружение нет. Стабильность итд. Когда отчислили по неуспеваемости, помню как камень с души упал. Я постоянно и до сих пор твержу всем, что свою дорогу я построил сам - и рад этому. Конечно все вокруг крутили у веска - оправдывает, что не получил квартиру и не завел семью. Успокоились ближе к 28-29, когда я стал давать видимый результат. Результат не эпический, но есть и главное, что выстроено все так, что он будет только расти, без ограничений. Я просто что хочу донести до папаши. Мой отец успокоился, когда увидел что я не пропаду. Сегодня я его могу понять - давление и страх. Помню цитировал своего коллегу электрика (которому не поможет ни что): "Лучше бы отец меня бил - но я бы получил образование". Это страх ошибиться. Точно уверен, что он никаким образом не смог пы повлиять на меня и не повлиял. И не надо было давления (а его было предостаточно) - и мы до сих пор не разговариваем. Надо быть слепым глупцом, чтобы предполагать, что образование, которое положишь в тумбочку и скажешь "ну у меня чтото осталось, Это расширило мой кругозор, это признание тех кто мне его выписал и прочую ерись" - даст тебе дорогу в жизнь. Ограниченный оклад и зависимость от своего образования и работадателя. Сегодня цениться способность быстро обучаться. Армия это хорошо. Для меня было очевидно что вместо траты времени и ресурсов на образование - я стану получать опыт на работе. 5 лет учебы, против стажа 5 лет работы? Сегодня я понимаю насколько был дальновиднее остальных. Я сейчас думаю, что в нас с рождения заложенны склонности. Природа специально нас делит на строителей, поваров, психологов, учителей, историков, художников, музыкантов, воинов. Если все будут одинаковыми - плохо будет. Будем чахнуть - проиграем соседям. Понятно, что отец переживает, но кажется ни на что не сможет повлиять. Отпустить и верить. Оношения сохранить нормальными - это выгоднее. Надеюсь ктонибудь дочитает до конца, выматывают такие изложения.
Алина Купцова
21.02.17 10:33
А у меня другой взгляд на этот вопрос) В старших классах я плохо представляла, кем хочу быть. Меня вообще многое интересует. Но больше всего тянуло быть перподавателем русского и литературы. Мать покрутила пальцем у виска и сказала: "На филфак идут одни троечники, а ты девка умная, нечего тебе там делать". Убедила меня пойти в тот же педагогический, но на физмат по специальности "Информатика и английский язык". На педагогической практике в школе, я поняла, что быть учителем не хочу: вести уроки нравилось, но написание их планов (у учителей это обязательная часть), вечерняя подготовка дома к завтрашним занятиям, куча бумажной работы — на меня это все навевало такую скуку! Тогда, на 4 курсе, я в первый раз задумалась, какую хорошую мама мне дала альтернативу — перечень потенциальных профессий на этой специальности куда шире, чем на филфаке. Программиста из меня не вышло, зато я уже 5 лет как копирайтер. Все равно с языком работа, да. Но знания, полученные в универе, мне открыли массу возможностей, даже если копирайтером я до конца дней своих не останусь, и я ни разу не пожалела, что послушалась и пошла куда сказали. А вообще, конечно, на универе учеба не заканчивается. Но для начала этой самой настоящей учебы (как базы для дальнейшего профессионального роста и последующего саморазвития в более сознательном возрасте) универ необходим, я считаю.
Что вы могли пропустить
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
0
16:00
Жизнь
Ликбез
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
0
9 октября
Жизнь
Ликбез
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как правильно измерить температуру кошке
Как правильно измерить температуру кошке
0
6 октября
Жизнь
Ликбез
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
3 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
0
3 октября
Жизнь
Ликбез
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
2 октября
Жизнь
Жизнь
6 страхов, которые мешают наслаждаться жизнью в одиночестве
6 страхов, которые мешают наслаждаться жизнью в одиночестве
0
30 сентября
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Skubacok1 час назад

0 / 0

Да уж, этот "Розовый слон", меня преследует. Тяжело избавиться от негативных мыслей. А вот последний совет статьи мне понравился. Научится бы им пользоваться.
Что такое парадокс розового слона и как он влияет на наши эмоции и решения
Аватар автора комментария
Evialroot1 час назад

0 / 0

Да, будет 100% уступать, чем оригинальной трилогии и Аниматрице, но я также уверен, что снять что-либо хуже, чем 4-ю Матрицу, просто физически невозможно. Такого позора я никогда не видел ни до, ни после 😖 Даже "Дрисней" с его новой трилогией ЗВ не так жестко обо💩лся - все фильмы окупились, в отличие от поделия Ланы Вачовски 🙄
Лоуренс Фишбёрн назвал единственное условие возвращения Морфеуса в «Матрицу»
Аватар автора комментария
Skubacok1 час назад

0 / 0

Мне кажется, что это бред. Просто надо соблюдать гигиену и не заниматься любовью больными.
Можно ли заразиться ИППП во время мастурбации
Аватар автора комментария
Skubacok1 час назад

0 / 0

Круто. Надо попробовать. Конечно, будет сперва не привычно, но думаю, что программы хорошие.
10 лёгких и функциональных альтернатив встроенным приложениям Windows
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях