Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЖизньОбразование
7 декабря 2016

6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно

Педагоги решают, помогает домашнее задание усвоить материал или крадёт детство, а школьники ненавидят домашку вне зависимости от выводов взрослых. Вот американская учительница Бренди Янг и решила отменить домашние задания для своего класса.
Фото автора Анастасия Пивоварова
Анастасия Пивоварова

Автор Лайфхакера

6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном.
  • Здоровых школьников у нас почти нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки — что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим — полтора часа.

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа — это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов.

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание. Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу гомеопатии. Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания — это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в швейцарской школе. Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны.

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Обложка: Sentavio/depositphotos.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Что-то на богатом. Как заработать на инвестициях, если не хочется следить за всеми новостями финансового рынка

Что-то на богатом. Как заработать на инвестициях, если не хочется следить за всеми новостями финансового рынка

Комментарии
07.12.16 20:55
Комментарий удален
Vlad Nadeyko
07.12.16 23:36
У моих друзей, сын учится в частно школе, у них домашки нет вообще. все в школе, и чет как-то учатся они гораздо лучше чем в обычных школах. Так что ты не прав.
Свободная Муха
08.12.16 00:22
Судя по всему у большинства здешних комментаторов мозги так зашорены, что они даже не понимают, что можно этот процесс организовать без домашних заданий, их мозг даже не воспринимает, что учебный процесс может быть построен иначе, чем то что влили им в голову за десяток лет обучения.
Бабака Кавайка
25.09.19 12:23
Когда в 1 классе 40 учеников и требуется 15 минут, чтобы всех успокоить после перемены, то как за оставшиеся 15 минут (урок доится полчаса) дать детям нужное количество информации по предмету?
Азат Файзрахманов
08.12.16 09:28|изменено
Мозги нужно тренировать. Домашка является тренировкой мозга. А на счет частной школы, то ничто не мешает учителю рисовать пятерки и создавать ощущение лучшей успеваемости.
Петр Кузьмин
16.12.24 14:27
Точняк
Бабака Кавайка
25.09.19 12:22
Потому что родители платят деньги школе, чтобы сами они не занимались домашкой.
Петр Кузьмин
16.12.24 14:28
Абсолютно точно
Дарья Караман
08.12.16 17:58
У вас наверно в детстве полегче программа была не точно у нас!!!!
Alexandr Al
07.12.16 21:19|изменено
спорно и не убедительно практически каждый аргумент легко опровергается
Jeon Hoseok
14.11.18 19:55
ну знаете, если спросить у школьника, то это будет трудно опровергнуть. даже тот, кто все знает и учится с отличием обязательно что-нибудь, да подтвердит
alex fan
07.12.16 22:23
Очень интересный подход. То есть, если учат не так, не тому, домашки скучные и утомительные - давайте отменим домашки? Даже в голову не приходит требовать изменений в учебной программе? Развивать себя - тяжело и утомительно, но без этого добиться в современном мире чего-то - практически невозможно. Если абитуриент придет в приемную комиссию вуза и скажет, что он "познавал жизнь", а также хорошо спал, вкусно ел и мало нервничал, комиссия конечно же будет рада, но студентом такой человек не станет. Согласен, не всем высшее образование нужно, но разве уже всем поголовно НЕ нужно? Если привычки напрягаться с детства не будет - и во взрослой жизни вряд ли появится...
Бабака Кавайка
25.09.19 12:24
А зачем напрягаться по жизни? Чтобы стать рабом системы? Стать массовым производителем-потребителем?
Ilya Korotaev
08.10.19 15:51
полностью согласен?
Лера Роза
05.11.19 04:11
Я давно закончила школу и могу сказать уверенно, что должно быть детство, что школа отнимает больше нервов, чем дает пользы во взрослой жизни. Только потом, оглядываясь назад, я вспоминаю учителей (не предметы), а учителей, с которых хочется брать пример, которые не взирая на свой предмет, были людьми, и на учителей, которые были антипримером. Школа учит читать и писать, всего остального человек дрбивается сам. Медалисты торгующие на рынке или двоечники со своим бизнесом. Это жизнь и нужно ей наслаждатся. С комментом 100% согласна!
Ilya Korotaev
08.10.19 15:50
но почему мы должны тратить своё здоровье и свое жизненное время на эту вонючую учёбу
Лера Роза
05.11.19 04:12|изменено
Раб системы! Нет самодостаточности, собственного мнения и собственного "я"Плыть по течению всегда проще, чем иметь личное мнение, которое еще нужно сформировать. Жизнь человеку явно дана не для тех целей, которые написали Вы. А для наслаждения по мере возможностей. Возможности - в голове, в понимании и мышлении. Подумайте об этом.
Свободная Муха
07.12.16 23:33
У меня в школе полностью отсутствовали домашние задания по математике. При этом за один урок каждый ученик получал от 1 до 7 оценок. Итого на весь класс от 40 до 280 оценок за урок. Вот такой интенсив в обучении в течение урока. И я на личном опыте утверждаю, что статья не хрень, а наоборот очень полезная некоторым учителям, скорее даже всем. Стоит задуматься об отмене домашних заданий по всей России, в силу их бессмысленности. Все комментаторы выше до такой степени имеют промытые мозги, что не понимают, что такой подход реален, и лучше для ребёнка, включая и последующее обучение.
Сергей Осколов
08.12.16 00:22
Это не "промытые" мозги, а закостенелые. Никто не промывает мозги на тему необходимости домашних заданий )) Просто люди привыкли смотреть с точки зрения, что "раньше было лучше" и еще они любят хвалить свое образование, хотя, как правило, давно отстали от жизни )) Если что, то у меня сыну в первом классе сразу сказали, что будем доделывать дома классную работу, минут на 10-15, сразу предупредили родителей, что домашних как таковых не будет по обычным предметам. Это обычная школа, обычный класс, федеральная программа
Sergio Samsonov
08.12.16 10:45
Вы тут яро пытаетесь доказать на 1 единственном примере, что система дает положительные плоды, но с чего вы взяли, что все остальные такие же? Вы педагог? Вы компетентны предложить новую систему образования? Нет, вы просто эгоцентрист, который пытается покрасоваться своим образованием, которое не только сомнительно, но еще и сугубо лично ваше. Не занимайтесь хвастовством, с таким то образованием это смотрится печально. PS Кто то и в ЦОДе учится и что? Дети разные бывают. Под себя не надо всех равнять.
Свободная Муха
08.12.16 19:48
Это не 1 единственный пример, а опыт 5 лет учёбы. Даже когда я переехал жить в другое место, то ежедневно ездил в старую школу, и в сутки у меня уходило более 2-х часов на дорогу (вот как раз за это время я прочитывал все учебники от корки до корки, решал задачи из учебников по другим предметам). Самое главное, что на уроках от проверки не отвертеться, каждый урок по несколько оценок, Каждому. И ни какой случайности, не как на других уроках, где можно не учить, а вдруг не спросят. На Алгебре и Геометрии спросят, причем несколько раз за каждый урок, и еще раз повторюсь, что каждого. А если двойка, то не домой ученик идёт, а переписывает задание ещё раз, после уроков (вместо домашки). Всё просто. Этот опыт мне до сих пор помогает, я не задерживаюсь после работы, а во вне рабочее время отдыхаю и занимаюсь домашними делами. С отстающими система ещё круче была поставлена. Можно было приходить после уроков и помогать отстающим друзьям разобраться с материалом, и младшим классам тоже.
Sergio Samsonov
09.12.16 10:21
Я рад, что вы открыли себя для знаний, но опять же вы это исключение, хорошее исключение, и не можете повлиять на отсутствие финансирования и реальной обработки программы специального образования. Единственное, что вы можете в реалиях российских школ - это взять обучение на себя. Чтобы в ребенок приходя в школу щелках все, как орешки. Но далеко не факт, что все пойдет также гладко.
Свободная Муха
09.12.16 13:21
Вы знаете, Вы правы. Учитель действительно работал с полной отдачей и на износ. Даже в журнал проставить 200 оценок за урок -- тяжкий труд, а уж ещё и проверить сами работы нужно... и на проверку работ тоже был лайфхак (их проверяли сами ученики процентов на 70 ... особенно младших классов, кроме того проверки делали соседи по парте, прям на уроке, и выставляли оценки соседу. Выводились на экран правильные решения, и сосед брал красную ручку и как учитель исправлял ошибки и ставил оценку соседу.
Свободная Муха
09.12.16 14:05
Процесс проверки решения соседа во время урока после выполнения задания был тоже элементом обучения. Ещё раз разбиралось и обсуждалось задание в двух вариантах. Что дополнительно закрепляло знание. Мало того, это ещё и был урок ответственности и умения руководить, делать замечания сотрудникам (в будущем). Под отметкой каждый проверяющий ученик ставил подпись (тоже маленький кусочек будущей взрослой жизни и ответственности за свои решения)
Свободная Муха
09.12.16 13:30
Вы не поверите, но такая штука, как информатика в школах началась с меня. Именно я был первым учеником (подопытной крысой), на котором начали испытывать эту "науку" на школе. Даже книги и методички писали, газеты писали. телевидение и радио приезжало как советское, так и зарубежное. Это сейчас компьютер у каждого в кармане. Да, тогда ни у кого ещё не было компьютеров, а у меня он уже был (тогда их называли ЭВМ), и такой штуки как мышь в СССР ещё не существовало. Это было на столько давно... что ещё даже ни кто и не подозревал, что СССР распадётся.
Sergio Samsonov
09.12.16 14:05
Вы же знаете, что было у советского учебного плана и у современного постсоветсткого. Как не парадоксально, но это самоотдача и желание учиться, как отсутствие чего то другого. Прогресс! Пятилетки! Труд! Мир! Май! А сейчас...раз денег нет, то и стараться учить не надо. А раз учителю не надо, то и ученики не особо хотят. Вы меня должны понять.
Свободная Муха
09.12.16 14:06
Моя жена учитель математики. И я не могу уговорить её на похожий эксперимент. ага как раз по причине, "методички, план, проверки"...
Sergio Samsonov
09.12.16 14:09
Эка вас бомбануло, товарищ.
Свободная Муха
09.12.16 14:11
Угу, такие вещи по жизни не забываются...
Sergio Samsonov
09.12.16 14:13
Тело забыло, но мозг помнит.
Свободная Муха
09.12.16 15:29
Вы знаете почему бомбануло? Я здесь наверное единственный из тех счастливчиков, которые случайно попали в старый советский эксперимент. Нас таких вообще быть может менее 0,01% от всего взрослого населения России. И этот эксперимент был не сейчас, а в школе времён СССР. Я делюсь опытом. На самом деле тема эта очень важна. Меня реально удивляют люди, которые пишут отрицательные отзывы о статье, которые не прошли этот опыт в жизни. Мой опыт 5 лет, но в 4 классе, кстати было строго наоборот у этого учителя было непомерно много домашних заданий (тоже с тотальным контролем каждый день всех абсолютно). Без 1-2х оценок каждому уйти было невозможно. И вот представьте, приходим мы 1 сентября в класс (уже 5) и наш учитель объявляет: "Дорогие ребята, с сегодняшнего дня я отменяю домашние задания" Мы офигели, мягко скажем.
Свободная Муха
09.12.16 15:37
У меня было время прийти после уроков исправить 4 или 3 на пятёрку. Естественно я понимал, что нужно за одно помочь учителю проверить работы моих товарищей, и мелких четвероклашек-пятиклашек. Помочь объяснить и тем и другим пройденный материал. Да я лажал, и двойки были... Пересдача на 5 балов без последствий (то есть двойка не учитывалась). Каждый имеет право на случайную ошибку и её исправление. Для каждого ученика сотни оценок за четверть. Как удобно ставить отметку ученикам в табель такому учителю...
Лера Роза
05.11.19 04:23
Часто тангенсы и синусы в жизни используете?У детей урадут время, развиваться как личность. Это часть глобальной мтровой системы. Мне искренне жаль убогих, не видящих это. А ведь наука наша - ложь. Промывка мозгов уничтожает корни.
Alex Ponomar
05.11.19 10:31
Сильное утверждение :) ка ажио вы взяли и проанализировали всю науку и вынесли вердикт. Ух. Вот это умище.
Ananas Ananas
07.12.16 23:42
Отличная статья. Только надо пойти дальше. Отменить школу вообще. Пусть сразу идут работать. А учатся дома по интернету в свободное от работы время.
Ицтерские Данелянды
07.12.16 23:49
Нет домашнего задания - нет знаний. Хотя когда я учился - нагружали сверх меры.
Свободная Муха
08.12.16 00:19
Абсолютно ошибочное мнение. Знания можно нормально успевать получать только во время уроков. Я это знаю по собственному опыту. Это кстати сильно помогало учиться в высшем учебном заведении, которое было окончено мной с отличием, и я ни чего не делал вне занятий. В это время я занимался научной работой. Мне достаточно было лишь времени, официально отведённого для учебного процесса.
Верунчик Баутина
08.12.16 00:21
Из личного опыта могу сказать, что мне домашние задание помогало усваивать материал. Без повтора дома, на урок приходишь, а тему уже и не помнишь. Возьмем алгебру, что бы доконца вникнуть и понять тему квадратные неравенства, надо прорешать их штук 50, причем не всем вместе (когда можно отмахнуться, другие решат), а самому додуматься. А на уроке тратить на это время не целесообразно.
Свободная Муха
08.12.16 00:25
Строго наоборот, как раз на уроке это делать оптимально, если учебный процесс построен правильно. А дома нужно отдыхать, заниматься любимым делом. Вообще я не понимаю как на математике можно отмахнуться, пусть другие решают, если за урок каждый КАЖДЫЙ ученик получит в среднем 3 отметки? То есть 120 отметок за урок весь класс.
Валентина Котик
10.12.16 21:57
Только куда их ставить, В журнале места не хватит.
Свободная Муха
13.12.16 20:19
Это был самый большой раздел в журнале...
Свободная Муха
08.12.16 00:29
Если кто-то получил 2 балла, то обязан был прийти после уроков и сделать задание ещё раз. Можно было даже 3 или 4 пересдать ещё раз и получить более высокую отметку.
Верунчик Баутина
08.12.16 00:32
Возникают вопросы. За какой объем работы ставят оценку? Сколько человек в классе. И наконец сколько длится этот урок?????
Свободная Муха
08.12.16 00:39
45 минут урок. Каждая оценка за 3-5 заданий, если что-то сложное то за одно. Урок разбит на 3 части. Повторение прошлого материала (то, что было на предыдущем уроке), потом учитель даёт новый материал, быстрое закрепление нескольких задач по новому материалу, обычно с немедленной проверкой (оценку тебе ставил сосед по парте), и потом ещё несколько задач из этой серии в комплексе с изученным ранее. Эти задачи обычно сдавались, и проверялось учителем либо учениками во внеклассное время. Учеников 40 человек.
Валентина Котик
10.12.16 21:55
В принципе, возможно. Только у учителя должно быть отменное здоровье, ого-го какой темперамент и сказочная работоспособность. Таких людей маловато.
Свободная Муха
13.12.16 23:55
А наш учитель был инвалидом с детства при этом... Вероятно именно это закрепляло как сталь эту женщину в жизни.
Свободная Муха
08.12.16 00:44
Тетради на уроках практически не использовались. Всё на листах бумаги разного размера (в зависимости от объема задач)
Валентина Котик
10.12.16 21:50
Так и надо! Кому нужны эти тетради!
Свободная Муха
08.12.16 00:51
В школу не нужно было носить учебники по математике и тетради тоже, что облегчало портфель. Даже линейки всякие для геометрии приносить не нужно было. Всё нужное было на каждом столе.
Свободная Муха
08.12.16 01:20
Что касается других предметов, то в связи с наличием свободного времени, не занятого домашними заданиями по алгебре и геометрии, как раз за первую четверть я прочитывал от корки до корки все учебники, и решал все задачи. Таким образом к моменту нового урока я материал уже обычно знал, и лишь с интересом слушал то новое, что доносил учитель на уроке. Домашние задания не делал, ибо они уже все были заранее решены...
Антон Сиротин
09.12.16 19:40
А я вот не могу запомнить! У меня мозг не хочет это все учить! Видели вы бы, сколько нам параграфов задавали! А еще и письменные работы! А когда жить? Школа - это НЕ ЖИЗНЬ! Я вот несколько раз повторял параграф и правила, но когда их будешь повторять 100 раз то это забывается, т.к. мне одноклассник уже это говорил, когда я повторял стих, который нужно было учить.
Валентина Котик
10.12.16 21:58
А для чего же тогда урок?
Лера Роза
05.11.19 04:29|изменено
А для чего?Помогло в жизни?
Oleg Chernenko
08.12.16 00:22
Домашнее задание, равно как и любая другая самостоятельная подготовка - СУТЬ процесса образования, развития и взросления нормальной личности способной в дальнейшем принимать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ решения. И американцы, "опыт" которых приводится в статье - тому самое живое подтверждение - достаточно вспомнить идиотов типа разных Псак))) Неплохо, если автор статьи - просто обычная дура и ТП. Но есть ощущенеие, что она таким образом пытается тихой сАпой навязывать нам процесс размножения управляемых дебилов и дегенератов для обезличенного общества потребления - в интересах определённых грантодателей.
Алексей Пономарь
08.12.16 22:32
Зачем навязывать процесс размножения управляемых дебилов, если вот он вы уже есть.
Alex P
08.12.16 00:44
Домашнее задание нужно вводить на добровольной основе: есть желание-делай, нет- твоё дело. Сам решаешь, нужен ли тебе этот предмет и хочешь ты повысить свой уровень и знания в изучении оного или нет . С другой стороны школьники и сейчас неплохо игнорируют "домашку": либо спишут, либо решебник или вовсе не сделают. <Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?> ага, например втыкать в ПК с консолью или бездумно поглощать всякий шлак на ютубе.
_ Aenter _
15.11.18 21:57
Так из-за дз у них и остаются силы только на "ПК с консолью".Это одна из основных мыслей статьи.
Бабака Кавайка
25.09.19 12:31
Если шлак на Ютубе интереснее школы, то, может, нужно об этом властям подумать, почему так?
Лайк
08.12.16 03:59
Если рассматривать нынешнее поколение с 5 класса то домашку почти никто не делает.Каждый старается скатать! Но если рассматривать младшие классы которые только создают свой фундамент, то тут не стоит пренебрегать домашним заданием!Так как с учителем они проводя всего 45 мин!Чтобы научиться писать, считать, рисовать необходимо домашнее задание![Ну либо 1 урок сделать 1ч30мин минимум =)] Что ж насчёт тех кто осуждает точку зрения "старых порядков", то могу сказать наверняка говорить о том что "домашнее задание не нужно" это равносильно "нам не нужно учиться"!К примеру для того чтобы научиться играть на музыкальном инструменте мало заниматься этим только во время кружка(секции) важно тренироваться дома(по сути это является ни чем иным как домашним заданием). Что ж Свободная Муха вы активно поддерживаете мнение того, что домашнее задание не нужно. Во-первых вам повезло с учителями и со школой.Не все могут донести материал в такой форме, чтобы все 40 человек в классе освоили. Во-вторых у вас было безумное желание учиться.Не у всех оно есть! Что же дает нам домашнее задание!Представьте что вы целый урок мечтали и вовсе не слушали учителя.Вам задают домашку и вы идёте домой. Приобретенные вами знания за урок равны 0.Но когда вы начинаете делать домашнее задание вы волей не волей что то улавливайте(даже если скатываете с решебника).Если говорить точнее вы приобрели знания хоть в небольшом объёме но всё же не равные 0.То есть польза от домашнего задания есть! Так же многие придерживается того чтобы домашнее задание выполнялось по желанию. Да с одной стороны вы получите возможность заниматься только теми предметами которые вам больше нравятся, но всё же школа должна давать знания во всех областях будь то физика, математика, русский. "Все комментаторы выше до такой степени имеют промытые мозги, что не понимают, что такой подход реален".Промытость мозгов тут не причём это просто принцип придерживаться того что реально приносит результат и знания![Не стоит забывать что ваш мозг промыт так же, как и у многих других!Наглядный факт это интернет!Лучший способ очистки мозгов и деградации общества в целом!И я не исключение, такой же среди вас.Мы ничего не можем сделать так, как это наша потребность! ] Я не могу сказать что данный подход не реален, как и вы не можете сказать результат этого подхода для всего общества. Я сторонник жесткой дисциплины.Если дать себе волю то можно и вовсе лишиться желания что-либо делать, особенно в нынешнее время. Лично моё мнение:Нынешнее образование пошло на спад!Чего стоит одно лишь ЕГЭ и ГИА!По мне так это единственное что требуется отменить в школах!
Свободная Муха
08.12.16 19:57
Вы даже не представляете сколько можно успеть выучить за 45 минут. Ещё раз повторюсь. Абсолютно тотальный сквозной контроль. Каждый урок по 1-7 оценок. Обычно 3. Каждому ученику. Если двойка, то от повторного выполнения задачи после урока не отвертеться. (Это к вопросу о жёсткой дисциплине). Иногда были сквозные недели, сдвоенные уроки (например, Алгебра вторым уроком вместо Геометрии) или наоборот, где сразу 3-4 контрольные по 5 заданий каждая. Сделал всё менее, чем за 2 урока, можно встать и пойти домой. И на такой неделе до 10 полноценных контрольных.
Свободная Муха
08.12.16 19:58
Зато как легко потом училось в высшем учебном заведении. Просто сказка.
Бабака Кавайка
25.09.19 12:37
Вы мне только одно объясните: зачем вдалбывать в голову ребенку массу знаний, 99% которых нигде не пригодятся в жизни? Это похоже на то, когда любитель рыться в мусорных контейнерах тащит всё домой с надеждой "авось пригодится". В итоге он погибает под завалами всего того мусора, который натащил в свою квартиру за 5 лет. Детям нужна школа в виде кружков по интересам. Вот когда его мозг способен будет усваивать интегралы, тогда пусть учит их. А если он любит танцы, то пусть усиленно развивается в этом направлении все 4 или 5 уроков подряд с 6 или 7 лет, а то и раньше.
Лера Роза
05.11.19 04:35
5+++
Sergio Samsonov
08.12.16 10:34
Да прибудет с нами holy war! Система обучения в России далеко не совершенна и вообще порой нерациональна. И с каждым годом все становится только хуже, ведь функцию обучения возлагают на шеи родителей целиком и полностью, а школа лишь "социальная кормушка". Это не совсем правильно. Ведь родители способны обучить математике, русскому языку и возможно другим более простым предметам несколько поверхностно, но могут. Остальное же должен преподавать грамотный человек. Но зачем? Ведь проще от всего этого открестится Министерству образования. В итоге знания недополученные в школе заполняются другими интересами, а в конце всего этого прекрасного и чудесного самообразования наступает стало из 3х букв, так знакомое молодому поколению - ЕГЭ. Как его сдавать? А вот вам книжка в интернете и репетитор за N-сумму. Конечно статья очередной кривой и бесполезный вброс от автора, чей авторитет уже давно составляет 0,0, но тема об обучении все равно всплывает и будет всплывать для всех новоиспеченных школьников, а именно для их родителей. Не в Д/з дело, а в отношении к учебе, как обучающихся, так и преподавателей. А бреж образовавшаяся между этими группами заполняется родителями, если вы конечно желаете выпустить ребенка в свет, а не снабжать его кормежкой, пока он/она прожигают бесполезную жизнь. Анастасия, вы не доктор, не психолог, не педагог и не являетесь вообще социальным работником. Пишите свои статьи о размышлениях грамотно, либо оставьте свое субъективное мнение в своем иррациональном клозете.
Лера Роза
05.11.19 04:40
Бред это все. Не учат правде, не учат тому, что реально пригодится в жизни, кроме как читать, да писать. Одна только теория Дарвина чего стоит. Про историю вообще молчу.
Alex Ponomar
05.11.19 10:21
А что не так с теорией Дарвина? И что такое правда, которой не учат?
Sergey Samochernov
08.12.16 15:25
Это не про Россию. У нас теперь не только домашка, но и мытье полов в классах после уроков. Очень, кстати, полезная реформа в российской системе образования.
Валентина Котик
10.12.16 21:41
Полы мыть НАДО! Где ещё научитесь? Дома мама жалеет. А вот Д/З - не надо,это точно!
Kv Kl
08.12.16 16:29
Плюс у дз я вижу лишь один: более сильное усвоение и улучшенное понимание материала. И минусов не более. Но! Это время. Время, которое тратится на дз. Зачастую даже впустую. Опять же все зависит от класса. Возьмем начальные. Там домашка имеет смысл быть. А возьмем 11. Последний класс перед поступлением, репетиторы, подготовка.. И конечно же куча заданий на дом. Свободного времени практически не остается, а если и выделяешь какие-то часы, то в жертву идет сон. Которого, кстати, остается от 4 до 6 часов в сутки. Бред, скажете. Если бы сейчас сам в этой каше не варился, не знал друзей, знакомых с такими же ситуациями, сказал бы то же самое. А далее универ. Говорят, будет легче. Здесь хз, верится слабо. p.s. высказываниям "выкинь соц. сети и интернет в целом из жизни, и время появится" посвящается.. да, я написал коммент на лайфхакере, потратил на это 5 минут, прочитал пару интересных статей, отвлекся - в сумме не более часа. И сейчас 4 часа (+/-) будет убито на домашнее. После - подготовка к цт. А до этого было потрачено 8 часов на сами занятия + дорогу в школу и обратно. Что я хотел сказать.. Дз зло. И это факт.
Евгений Атаман
08.12.16 17:07
Знания усваиваются, когда применяешь их на практике. Выполнение домашних заданий - это и есть практика. Чтобы уметь ездить - надо ездить. Домашние задания нужны. Но возможно не в таком большом количестве.
Свободная Муха
09.12.16 01:50
Абсолютная глупость. Домашние задания не нужны и бессмысленны. Я это говорю как человек, который учился в школе без домашних заданий по одному из основных предметов более, чем 35 лет назад в течение 5 лет. Они не нужны абсолютно.
Бабака Кавайка
25.09.19 12:40
На какой практике вы можете применить знания о строении клеток животных, если вы в душе математик?
Дарья Караман
08.12.16 17:57
Самая лучшая учительница)))
Администратор Блога
09.12.16 20:13
Тема статьи интересная, но с выбранной автором стороны "доказана" очень размыто. Как уже писали - любой аргумент легко опровергнуть. Домашнее задание НУЖНО: учитель, как и мы все, тоже человек. Он преподает в классе, где человек 20-30, найти подход к каждому ребенку за урок, понять кто как что понимает и элементарно ответить на все вопросы он не может. Домашнее задание (и я не говорю про 10 номеров по 20 примеров в каждом) - это проверка. Ты приходишь домой, решаешь что-то и при этом учишься если не практике, то формулировать вопросы, что бы понять свои слабые стороны, прийти к учителю и спросить что нужно. И никакой каторги в этом нет, если домашнее задается грамотно.
Валентина Котик
10.12.16 21:36
Это в идеале, но происходит-то всё немного не так. Приходит ученик домой и решает за него мама, папа, бабушка и т.д. Или включает комп, а там всё уже готово - списывай, дорогой. Или у соседа по парте, или... Ого-го сколько возможностей! И кого контролирует учитель? Для этого есть контрольные работы, самостоятельные, тестирование, карточки и прочее, и прочее... И всё - на уроке!
Татьяна Тихонова
22.02.17 13:10
Главное - что бы ребенок понимал тему урока. А когда каждый учитель задает, как будто он один и других предметов нет, то будет решебник и автоматическое списывание. Лучше решить 2 разных примера, чем 15 совершенно однотипных, например. Я, человек с высшим образованием потратила на одно задание по обществознанию 1,5 часа, по истории - больше часа, по географии разбиралась в вопросах рабочей тетради с помощью интернета (но так и не поняла, где правильно) - 1,5 часа. Домашние задания в том виде, как они есть, знаний не прибавляют.
Drik Drik
10.12.16 10:55
отсутствие самостоятельного обучения - путь к деградации... школа устарела не из-за домашних заданий, а из-за своей бесполезности... улучшение навыков социализации - единственное, что может дать школа и немного дисциплины. да и то для некоторых они заканчиваются плохо...
Валентина Котик
10.12.16 21:29
Дети начальной школы ещё не могут обучаться самостоятельно! Да и средней, кстати, тоже!?
Павел Полынцев
10.12.16 11:57
Над организацией образования в целом необходимо усердно поработать. До сих пор убежден, что даже система оценок нуждается в корректировке. Ведь в школе, как впрочем и в ВУЗе, почти все учатся не ради удовольствия, а ради этих самых оценок! Помню, в классе 9-ом очень много пропустил из-за выездов по хоккею. Все преподаватели отнеслись с пониманием, кроме учительницы по физике. Перед последним учебным днем она заявила: "я тут увидела у тебя кучу пропусков. Ребята дома решали задания всю четверть, это 12 тем. Какие-то ты, конечно, сдал, но вот несколько (их было 9, вроде) - нет. Принеси мне их завтра." В каждой теме 15-18 задач... Я сразу подумал: "Так, в обед приду домой, в 3 часа тренировка, в 6 снова буду дома. Тогда и засяду!" в 18:30 я, полный мотивации, уселся... В 18:32 открыл решебник и списал более 100 задач. Но ведь не запомнил ничего! Объективно: с физикой вообще не лады, завтра сдача. Даже просиди я всю ночь - не успел бы. Меня поразило ее возмущение, что я пользовался решебником. Чем-то напомнило момент из "Общества мертвых поэтов": "Изучение тригонометрии требует полной самоотдачи. Если кто-то не выполнит хотя бы одно задание, его заключительная оценка будет снижена на 1 балл..."
Валентина Котик
10.12.16 21:24
Нет, никаких домашних заданий! Просто надо качественнее проводить уроки. Дать учителю свободу в распределении часов на разные темы, в подборе методов и приёмов и т.д.. Меньше загружать учителя посторонней работой и неоправданным контролем: учитель должен иметь много времени на отдых, самосовершенствование и хорошую подготовку к урокам. Тогда будут положительные результаты и у его учеников! И БЕЗ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ! ПРОВЕРЕНО.
Свободная Муха
13.12.16 20:33
Вся наша система "без домашних заданий", в которой мне посчастливилось принять участие как раз и основывалась на абсолютной смене парадигмы учебного процесса во время урока. Компактный и быстрый метод ознакомления с темой. Многократные повторения темы. 1. В начале урока письменная работа по прошлому материалу. 2. Обычно проверка прямо на месте соседом (ещё раз повторение, причем дважды, ибо на экране показываются оба варианта). Либо работы сдаются "ручейком" с задних парт по вариантам по истечение времени. 3. Новый материал (объяснение учителем). 4. Выполнение закрепляющего письменного задания (по вариантам). 5. Вот здесь как раз обязательно проверка работы соседом, ибо по факту это уже троекратное объяснение материала, причем всем сразу на 3-х 4-х примеров. (1-2 учителем во время объяснения и 2 варианта при проверке задания, один из которых каждый предварительно решал самостоятельно). 6. В конце урока комплексное задание в некоторую перемежку нового и ранее изученного. 7. Работы обычно здесь сдаются. 8. Получил 2 балла, следующий этап освоения после уроков, по исправлению пробелов. Можно было тройки и четверки тоже переписывать. А в свободное время делай, что душе угодно.
Ванда Шашкина
11.12.16 19:45
Из-за сильно большого объёма информации, ученики не запоминают всего.. Спроси у них любой пройденный стих, они его и не вспомнят.
Свободная Муха
13.12.16 20:43
Когда я учил стихи, то превращал их в песню. Так училось легче. Получалось прикольно, и проще запоминалось. Важно было не спеть это "произведение" на уроке... Слова Пушкина, Музыка [моя фамилия], песня в исполнении композитора... ЗЫ. Вспомнился "Анчар", кстати, я тогда под очень весёленькую мелодию его учил. Посмотрел сейчас, а оказывается я не один такой. Были ещё и другие "композиторы" для данного стихотворения. https://youtu.be/TSRRHdsFSqU Не так весело как у меня :)
Василий Ягупов
14.12.16 19:16
Всё правильно.Я ненавижу Д/З (хотя я отличник).❎ Лучше бы в школе учителя лучше объясняли!(да,у меня сколиоз,плохое зрение,бывают ПА)
Свободная Муха
14.12.16 22:19
Василий, после знаков препинания в печатном тексте необходимо ставить пробел.
Nikolay Nikolay
24.01.17 18:10
Полностью согласен с позицией автора.
Julia Gubkina
19.02.17 23:33
50% детей (а то и больше) домашку просто списывают - с гдз или у товарища во время перемены. Есть ли в таком случае толк от ДЗ? Потратить время, чтобы бездумно что-то переписать? Если ребенок не понял тему, ДЗ не поможет ему разобраться в ней и закрепить ее, потому что рядом не будет учителя, который его научит. Очень редкие родители помогают делать ДЗ, а если у помогают - не у всех хватает профессионализма объяснить так, чтобы ребенок действительно усвоил материал. С моей точки зрения, ДЗ это огромная трата времени и нервов (как детских, так и родительских). С бОльшим успехом можно было увеличить количество уроков.
Elena Matyushkina
17.04.17 23:11
Не все дети не любят домашние задания. Многим, наоборот, очень нравится. Это для них прекрасная возможность показать свои знания и похвастаться перед одноклассниками. Многие даже делают больше заданий, чем им задали.
Елена Давыдова
13.10.17 07:51
Чушь какая. Ни одного такого ребенка не встречала. Может, и бывают такие редкие экземпляры, но точно не «многие». Нормальные здоровые дети, отсидев 5-6 часов в школе, хотят побегать, поиграть, погулять. Но у них спорт, кружки, музыкалка, художка, поэтому просто отдохнуть нет никакой возможности, какие уж тут д/з сверх заданного. У вас есть дети? Или вы свое советское прошлое вспоминаете? Так вот - сейчас все изменилось, домашка непомерная, на уроках одни контрольные да самосточтельные, а обучение спихнули на плечи родителей! При этом дети знают меньше, чем в советской школе, так как задания зачастую просто абсурдные. Презентации на компьютере в 1 классе, например.
Red Ex
05.05.17 07:21
Сейчас зачастую звучат предложения отказаться от выполнения домашних заданий. Аргументация сводится к тому, что дети и так перегружены в школе, что домашние задания оторваны от реальности, что это вредит здоровью и т. д. Однако что предлагается, не совсем понятно. Вроде бы будет больше времени, которые он проведёт с пользой. Т.е. отмена домашних заданий приведёт к тому, что дети будут заниматься спортом, лучше разбираться в жизни? Конечно, проблема перегрузки существует. Вопрос не в наличии домашних заданий, а в самой системе образования. Она уже начиная с 50х годов должна базироваться на изучении методологии познания, а не на фактологии, которой с каждым годом будет становится всё больше. Поэтому и возрастает нагрузка. Попытка перехода на методологическое образование была предпринята в 50е годы в СССР (начали изучать психологию и логику), но потом эти предметы зачем-то убрали. Можно изучать методологию и самостоятельно. Вопросы со здоровьем можно решать тем, что перестать учиться вообще, превратив учёбу в развлечение, со всеми вытекающими последствиями. Либо же продолжать учиться, применяя здоровье-сберегающие методики. В т.ч. дома. Зачем вообще нужно домашнее задание? Для того, чтобы ребёнок приучался к самостоятельному мышлению и рассуждению, закреплению изученного ранее. При возникающих трудностях возможна помощь со стороны родителей. Но она должна быть минимальной, и заключаться в задании наводящих вопросов. За ошибки не нужно наказывать, если только они не делаются намеренно, просто мягко подсказывать, что возможно необходимо сделать немного по-другому, по такой и по такой причине. И адекватно поощрять за успешное выполнение, с учётом типов интеллекта (аналитических похвалить, логических вознаградить прогулкой, м.б. велосипедом за большой труд и т. д.). Таким образом уже сейчас каждый может благотворно повлиять на систему образования в целом и здоровье своих детей в частности.
Ситникова Ирина
17.12.17 07:24
Я ппротив домашнего занятия! Мой внук учится в 6 классе ,в театральной гимназии им.Филатова. Учится хорошо,но все же ....уходить в школу к 8,30 и в 18,30 приходить домой и при этом еще нужно выполнить домашнее задания...очень часто задают наизусть стихи... Так вот, близорукость, сколиоз заработали, да и гастрит на пути, т.к От школьных столовых пользы нет!(((когда ребенок поступил в эту школу, мы все радовались,помимо школьных предметов он всесторонне развивается, а когда на весах стоит уже здоровье ребенка, начинаем задуматься...к сожалению прийдется менять школу. Родители, берегите здоровье своих детей !!! Всех поздравляю с наступающим Новым годом, всем здоровья и мирного неба над головой, а детям ,счастливого детства! С уважением И.В.
Sophia Boldina
14.11.18 15:51
Лично я против дз, так как мне только 12 лет. Я отличница , занимаюсь тремя дополнительными языками и танцами (по 3 часа каждый день), возвращаюсь домой часам к 11, и делать огромное дз как то нет сил.
Алёна Кузнецова
05.02.19 10:26|изменено
я согласна с этой статьёй!
Ra4i [GAME]
14.02.19 19:59|изменено
Я не понимаю таких идиотов кто говорит:Домашнее задание помогает развивать мозг! .ЭТО НЕ ТАК! Свободное время - это время детей.Они не обязаны приходить домой и садиться за уроки. ОБЫЧНАЯ трата времени и ещё к всему этому - порча здоровья!!!
Andrey Samarsky
21.11.24 00:41
Эх, вот был бы ты министром образования, цены б тебе не было
Даня Колокольцев
21.10.19 21:52
знаете я хочу пожаловаться: я прихожу домой из художки в восемь, в которую я бегаю в четыре, у меня есть дополнительные задания в школе до трех по определенным дням, если допов нет - делаю уроки после школы, времени не хватает и я после художки, которая у меня каждый !@## день, в десять вечера сажусь и делаю уроки а сегодня мне нужно еще и два рисунка нарисовать мама почему ты меня родила
Наталия Кудрина
27.02.20 22:15
это правда, кто хочет чтобы д/з не было жми +
Наталия Кудрина
27.02.20 22:18
я просто тупо из-за этих уроков ложусь спать в 01\00 и встаю в 06\00хотя я 5 класс?❤
Fury_667
05.05.20 12:41
Полностью согласен. Этого домашнего задания настолько много сыпят, что не успеваешь заниматься тем, чем ты хочешь. Вот, например, вместо того, чтобы учить веб дизайн и вёрстку, я разгребаю то, что назадавали. Но это ещё при дистанционке! Времени остаётся от силы 4-6 часов. Про стационар вообще молчу. Там как выйдем... Времени вообще не будет.
Дима Бондаренко
06.05.20 10:20
вот ура училке покажу и отошью её на 3 буквы
Манила Манила
02.09.20 11:25
Домашнее задание важнО.В классе ученик получает основу материала и для его закрепления и нужно домашнее задание.Это приучает к самостоятельной работе,в том числе и головного мозга
Alex Ponomar
02.09.20 11:45
А кроме головного мозга ещё какие части тела приучает?
Andrey Samarsky
21.11.24 00:39
Бред
Мария Филиппова
25.02.21 15:01
домашние задания вредит всем
София
05.11.23 20:37
Домашнее задание убивает моё детство
Петр Кузьмин
16.12.24 14:27
Поэтому выпускники школ, вузов и колледжей обладают слабенькими знаниями и узеньким кругозором . Домашняя работа способствует запоминанию и укрепляет навык. Эти две вещи необходимы для того чтобы информация действительно стала знаниями.
Мария Белан
06.04.25 14:53
Я считаю, что несложная домашка перед контрольной работой в качестве повторения — нормально. В остальные дни нафиг не надо, кроме "прочитать конспект урока"
Что вы могли пропустить
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
0
9 октября
Жизнь
Ликбез
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как правильно измерить температуру кошке
Как правильно измерить температуру кошке
0
6 октября
Жизнь
Ликбез
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
3 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
0
3 октября
Жизнь
Ликбез
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
2 октября
Жизнь
Жизнь
6 страхов, которые мешают наслаждаться жизнью в одиночестве
6 страхов, которые мешают наслаждаться жизнью в одиночестве
0
30 сентября
Жизнь
Жизнь
Визуал без боли: как создать красивую презентацию, если вы не дизайнер
Визуал без боли: как создать красивую презентацию, если вы не дизайнер
0
29 сентября
Жизнь
Жизнь
Что вы могли пропустить
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
0
5 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
0
26 сентября
Образование
Образование
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
24 сентября
Образование
Образование
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
0
19 сентября
Образование
Образование
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
0
17 сентября
Образование
Образование
Как научиться писать левой рукой
Как научиться писать левой рукой
0
16 сентября
Ликбез
Образование
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
0
15 сентября
Ликбез
Образование
Изучаем английский на смартфоне: 11 полезных инструментов
Изучаем английский на смартфоне: 11 полезных инструментов
0
15 сентября
Образование
Технологии
5 фактов о шутах, которые изменят ваш взгляд на эту профессию
5 фактов о шутах, которые изменят ваш взгляд на эту профессию
0
12 сентября
Образование
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Марина Никольская5 часов назад

0 / 0

Всегда сначала листаю до цены
Обзор Huawei MatePad 12 X (2025) PaperMatte — приятного планшета для рисования и заметок
Аватар автора комментария
Alexandr Al7 часов назад

0 / 0

С чего ты взял, что я говорил об анализе?
«Google Поиск» в России получает режим ИИ, работающий как чат-бот
Аватар автора комментария
вера денисова9 часов назад

0 / 0

На последнем фото пытались вскрыть личинку чужого😀
Это не так работает: 22 фото, как не надо обращаться с гаджетами и техникой
Аватар автора комментария
Alla Luchko9 часов назад

0 / 0

Интересно, а кто-то из тех, кто копит и не тратит задумывался о том, что может тупо не дожить до того момента, когда сможет накопленные деньги потратить?? Он договор о бессмертии подписал?? Или договорился со всеми мошенниками,что его деньги не исчезнут со счетов?! Я где-то читала, что жить будущим, а не настоящим, то есть здесь и сейчас - это психическое отклонение
Взятка кукухе, чтобы не отлетела: 4 причины не лишать себя маленьких радостей ради экономии
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях