Дэниел Коттке и Билл Фернандес воочию наблюдали рождение индустрии персональных компьютеров и первые неловкие шаги компании, ставшей позднее одной из самых дорогих в мире. Оба эти человека являлись сотрудниками Apple в период начала её существования. В те времена Коттке работал над железом, а Фернандес занимался разработкой пользовательских интерфейсов.
Интересно то, что Дэниел, в отличие от Билла, имеет прямое отношение к созданию вышедшей недавно картины «Джобс: Империя соблазна». Он консультировал съёмочную команду на ранних этапах составления сценария и присутствовал на закрытом показе фильма в рамках Sundance Film Festival в феврале. По всей видимости фильм ему понравился, потому что в планах Коттке значится повторный поход на «Джобса». Фернандес — полная противоположность. Он не посещал раннюю премьеру на кинофестивале и не изъявляет желания идти на фильм в кино. По его словам «Империя соблазна» — чистой воды художественный вымысел и наверняка вызовет у него лишь разочарование. Во время интервью с ресурсом SlashDot Коттке и Фернандес взяли на себя роль разоблачителей, отделяя фантазию сценаристов от объективной истории, непосредственными участниками которой они когда-то являлись.
ДК (Дэниел Коттке): Билл, ты ещё не видел фильм?
БФ (Билл Фернандес): Нет, я его не видел.
ДК: Ты будешь смеяться! Он покажется тебе забавным.
БФ: Я не хочу смотреть его. Для меня это как-то странно. К тому же, я не хочу видеть кого-то в роли Джобса.
ДК: Ну, Эштон очень хорош. У меня вообще нет замечаний к нему и к тому, как он сыграл Джобса. К чему действительно могут и должны придраться люди — образ Воза, чьё видение по фильму отличается от Стива Джобса, что не соответствует правде. Сам Воз сказал этим утром о том, что если он и соберётся смотреть фильм, то будет делать это в одиночестве. Причиной тому мог послужить уже тот первый трейлер с YouTube, в котором вдохновлённый Джобс утверждает, что каждый человек захочет себе компьютер домой, на что получает пессимистичный ответ Воза «никто не захочет его покупать». Это действительно попахивает ложью.
SD (SlashDot): А что насчёт моментов помимо этого конкретного эпизода?
ДК: Фильм очень чётко и сильно передаёт эмоциональную сущность сооснователя Apple (Воза) и его ощущения, когда он чувствовал себя преданным Стивом. Это реальная история, и в жизни Воз действительно повёл себя великодушно, простив Джобса.
SD: Дэниел, прослеживается много общего между этим фильмом и «Социальной сетью» 2010 года, и кажется, что сценаристы буквально поместили образ Эдуардо Саверина в персонажей, играющих твою роль и роль Воза.
ДК: Да, и мне очень хотелось бы встретиться с Эдуардо. Билл, ты вообще слышал о той истории? Кажется, это было лето 1980 года, очень трудный период в моей жизни. Всё, что я хотел тогда — поговорить со Стивом, но он попросту игнорировал меня. Он заставлял меня ждать его на улице перед офисом по несколько часов, несколько раз. Было очень холодно. А он бесконечно висел на телефоне, пока я не уходил прочь. Он просто не хотел разговаривать со мной.
SD: А ещё в фильме есть очень драматичная сцена ухода Воза из Apple.
ДК: Да, но этого никогда не было. Вообще никогда. Это чистая выдумка.
SD: Правда? Его фразы в тех эпизодах являются чуть ли не самыми острыми за весь фильм.
ДК: Да, и я думаю это имеет смысл в рамках фильма, пускай даже этого никогда не было в жизни. Правда в том, что Воз был увлечён проектом Macintosh и с удовольствием участвовал в нём. Билл Аткинсон очень хорошо сказал о фильме. Он заметил, что в картине полностью отсутствует свойственное Возу чувство юмора.
БФ: Если это действительно так, то это очень печально. Именно чувство юмора Воза является важной составляющей его личности.
ДК: Знаешь, сейчас, когда я снова думаю об этом, мне кажется, что в фильме есть хорошая сцена, в которой Воз показывает Джобсу свой «телефонный прикол».
SD: Да, в фильме действительно присутствуют несколько шуток с его участием.
ДК: В Chronicle была интересная статья о биографических фильмах в целом, а также о том, насколько это сложный жанр. Если вы достаточно известны для того, чтобы о вас сняли фильм, то речь как правило идёт о десятках лет жизни человека. Сценаристы пытаются впихнуть в такие фильмы слишком много всего, и в итоге они теряют эмоциональность и связи между событиями. Кстати, в той же статье отмечается, что сценарий Соркина для готовящегося фильма о Джобсе от Sony обыгрывает всего три сцены. Три сцены!
SD: Что вы думаете по поводу того, что прямо сейчас снимается ещё один фильм о Джобсе?
ДК: Я не знаю. Кому-то нужно снять фильм о Возе, и я ожидаю, что это случится в будущем.
БФ: Вероятно, это будет независимый проект.
SD: В биографии Джобса по Айзексону нам нравились описания пранков, которые они устраивали. Например, липовая брошюра на ярмарке West Coast Computer.
ДК: В фильме этому посвящена большая сцена. Они потратили несколько дней на съёмки эпизода и провели невероятную работу по воссозданию обстановки ярмарки. Тогда там было 50 различных стендов с компьютерными штуками — огромное пространство. Съёмочная команда воссоздала все мелкие детали по фотографиям того события.
БФ: Ух ты.
ДК: Меня это действительно поразило. Но в любом случае, речь Эштона «Леди и джентльмены, я — Стив Джобс, и я хочу представить вам Apple II, бла-бла-бла» — её никогда не было, [со смехом] мы были лишь одним из стендов на ярмарке.
БФ: Тут есть другой аспект, который вообще не был затронут: индустрия персональных компьютеров на тот момент. Вышел компьютер Commodore PET, и мы были серьёзно обеспокоены тем, что проиграем ему. И ещё Radio Shack TRS-80. Насколько я понимаю, в фильме об этом не упоминается. Множество людей тогда делали персональные компьютеры, и Apple не была абсолютным лидером в этой гонке.
SD: Как выглядело ваше рабочее место в гараже?
ДК: Ну, я скажу вам, как оно не выглядело — так, как показывали его в этом фильме и в «Пиратах Кремниевой Долины». Ты ведь видел его, Билл?
БФ: Нет, не видел.
ДК: Нет? Оу, тебе бы понравилось. Куча людей работает в гараже, перенося туда-сюда разные вещи, и кругом осциллографы.
БФ засмеялся.
ДК: В действительности я был единственным человеком, работавшим в гараже. Воз показывался там раз в неделю с последними наработками для тестирования, а Стив Джобс много времени проводил на кухне за телефоном. В этом фильме тоже есть эти сцены. Ты, Билл, я, и Рэнди, и Крис, и вся наша банда, и Билл Аткинсон, и Род Холт. Мы все в гараже.
БФ: [смеясь] у нас никогда не было столько людей в гараже единовременно.
ДК: Но вот то, что окончательно добило нас, так это момент, когда Род впервые приезжает. Род пирезжает в коже, на мотоцикле, с длинными волосами.
БФ: ЧТО?!
ДК: Он что-то вроде байкера.
БФ: [со смехом] ЧТО?!
ДК: Род посчитал что это было весело.
БФ: Он вообще когда-либо ездил на мотоцикле?
ДК: Ему нравились байки. Я никогда не видел его на мотоцикле, но он всё время говорил о них. И автор просто посадил его персонажа на мотоцикл. Мне понравился тот парень, я встретил его на съёмках. Я понятия не имел кто он такой, потому что он совсем не был поход на Рода. Он был с длинными прямыми волосами и в коже.
БФ: [смеясь] И ты подумал, кто же это может быть во вселенной Apple?
SD: Кто по-вашему незаслуженно не попал в фильм и какого актёра вы бы выбрали на его роль?
ДК: Вэнделл Сэндер или Майк Скотт.
БФ: Да, и на то есть причины. Вэнделл был как второй Воз, а Майк был тем парнем, благодаря которому компания заработала.
SD: И кого вы взяли бы на эти роли?
БФ: Как насчёт того парня, сыгравшего дока в фильме «Назад в Будущее»? А вообще, из него вышел бы отличный Род, верно?
ДК: Ты имеешь ввиду Кристофера Ллойда?
БФ: Существует множество фанфиков по мотивам Apple Computer и о Стиве Джобсе, и, мне кажется, это самый яркий пример подобного фанфика на сегодняшний день.
ДК: Я не думал об этом как о фанфике, потому что я был привлечён к съёмкам с раннего этапа и видел, как они старались воссоздать всё с максимальной точностью.
БФ: Отчасти поэтому я не хочу видеть этот фильм. В нём всё придумано, и я не хочу разочаровываться от вещей, которые родились в голове сценариста и не отражают правды.
ДК: Ты приходил на съёмочную площадку в процессе съёмок?
БФ: О нет. Виктор Расук, парень, который играл меня, несколько раз консультировался со мной по телефону, и это единственный мой вклад в фильм.
ДК: Ранние версии сценария были ужасны, просто ужасны. Я отправил первую версию Майку Марккуле, потому что съёмочная команда хотела получить от него фидбек. Реакция Майка была настолько негативной, что он более не желал как-либо участвовать в проекте. К тому времени, как я получил четвёртую версию, всё стало лучше. Однако, в сценарии по-прежнему присутствовала сцена, где я спорил со Стивом, чего никогда не было. Но, всё это дань зрелищности. В 1980 Стив просто перестал со мной общаться, и это не зрелищно — споры на экране куда зрелищнее.
Фернандес
БФ: Я говорил с Виктором, актёром, игравшим меня, и он спрашивал меня, происходило ли то или иное событие в моей жизни, и я отвечал «нет». В конце концов я понял, что они создают не историческую экранизацию. Они делают драму. У них есть проект, и этот проект призван создать нечто развлекательное по мотивам популярной темы. Если бы они даже смогли вложить в фильм только чистую правду, это не было бы интересно зрителям. Дэниел верно сказал: когда кто-то перестаёт разговаривать с вами, где тут драма? Как вы преподнесёте это на экране?
SD: Убедительность Стива Джобса часто сравнивают с неким «полем искажения реальности». Можно ли сказать, что подобное поле окружает этот фильм?
БФ: Оу, оно всегда есть, вокруг любого фильма, и в особенности вокруг подобных биографических картин.
ДК: Я думаю, что создатели фильмов мечтают о поле искажения реальности, способном сделать их фильм успешным.
Станьте первым, кто оставит комментарий