Сайт Los Angeles Times делится с нами соображениями насчёт того, почему технологическому гиганту удалось урвать такой скромный кусочек рынка смартфонов в Бразилии.
Некий парень из одного бразильского городка недавно решил отправиться в отпуск в Орландо (США, штат Флорида). Тулио Авеллар (Tulio Avellar) – так его зовут – решил посетить такие всемирно известные и любимые туристами места, как Walt Disney World, Universal Studios, и… магазин Apple.
Зачем было ехать из Бразилии ради покупки телефона? Ответ заключается в цифрах. 23-летний бразилец купил iPhone 4S за 570 долларов – примерно в два раза дешевле, чем у себя на родине. Это нормальное явление, когда бразильцы собираются посетить США, а их родственники и друзья сразу налетают с просьбами привезти какой-нибудь «яблочный» гаджет. «Просто не имеет смысла покупать iPhone в Бразилии», — жалуется Авеллар. Его случай показывает, что Apple ещё предстоит проделать большую работу, чтобы суметь конкурировать на рынке Бразилии.
Из-за гигантских налогов на импорт телефоны Apple по цене доступны далеко не для всех бразильских потребителей. Компания прилагала усилия для того, чтобы было возможно производить телефоны на территории Бразилии, но столкнулась с массой препятствий. И хотя страна является одной из самых быстрорастущих на рынке смартфонов, а также наблюдается высокий экономический рост, у Apple так до сих пор нет ни одного розничного магазина в Бразилии.
Получается, что Apple владеет менее 10% рынка в Бразилии. Похожая ситуация наблюдается в других развивающихся странах, включая Китай, Индию и Россию, где предпочтение, скорее, отдадут компании-конкуренту Samsung.
Аналитики обеспокоены. Сейчас прогресс Apple в США и Европе замедлился, поэтому судьба компании зависит от успеха в приманивании потребителей из развивающихся стран. Если ситуация с Бразилией до сих пор не заставила Apple что-то предпринять, то компании стоило бы взяться за ум поскорее.
«Я не знаю, какая у Apple стратегия здесь [в Бразилии]», — говорит Хосе Роберто де Соуза Пинто (Jose Roberto de Souza Pinto), аналитик в сфере телекоммуникаций в Сан-Паулу, — «но им придется радикально изменить её, если они хотят преуспеть на бразильском рынке».
Бразилия – страна с одной из крупнейших экономик в мире и населением в 193,9 миллионов человек. За последнее десятилетие более 40 миллионов из них перешли из нищеты в новый, трудолюбивый, любящий тратить деньги средний класс, который составляет в настоящее время более половины населения.
Как следствие этого, количество продаж смартфонов в Бразилии начало расти. По данным исследовательской фирмы IDC, Бразилия является пятой в мире по величине рынка смартфонов. В этом году ожидается, что будет продано 23,9 миллионов единиц. Прогнозы IDC таковы, что к 2017 году Бразилия прыгнет на четвертое место после Китая, США и Индии.
По этому поводу Тим Кук в начале 2012 года во время финансового отчёта сказал, что по значимости среди развивающихся рынков Бразилия ступает разве что Китаю. «Я думаю, что здесь у нас есть огромные возможности».
Компания уже предприняла некоторые шаги в Бразилии: открыли бразильский магазин iTunes, наняли бразильцев для наблюдения за операциями в Латинской Америке, а также урезали цены на iPhone 4 и 4S на 25% и 15% соответственно. Но почему-то Apple всё равно остаётся позади.
По данным исследовательской компании Gartner, Samsung продала 42,4% всех смартфонов Бразилии в прошлом году, за ней идёт LG с 13,3% и Apple с 9,1%, которой в спину дышат Nokia и Motorola.
Кук неоднократно заявлял, что Apple не думает о том, какую долю рынка она занимает – она просто заботится о создании великолепных продуктов. Тем не мене, он признаёт, что компании необходимо найти способы, чтобы сделать свою продукцию более привлекательной для развивающихся рынков.