Правда ли мужчины склонны к точным наукам, а женщины — к гуманитарным

До сих пор существует мнение, что женщинам не дано заниматься математикой и другими точными науками. Обычно это объясняют тем, что женский мозг просто устроен «по-другому». Или что присущие женщинам психологические качества больше подходят для гуманитарных дисциплин. Некоторые сторонники этой идеи даже выступают за раздельное обучение мальчиков и девочек. Хотя достоверных научных доказательств не существует.
Исследования, наоборот, показывают, что мужской и женский мозг не так уж сильно отличаются. «Учёные не обнаружили почти никаких половых различий в детском мозге, — говорит профессор Дайана Халперн (Diane Halpern), бывший президент Американской психологической ассоциации, — за исключением того, что мозг мальчиков больше по объёму, а у девочек раньше заканчивается его формирование. Но ни то, ни другое не связано с обучением».
Халперн с коллегами работы об эффектах раздельного обучения. И не обнаружили подтверждений мнения, что оно улучшает успеваемость. Зато точно усиливает гендерные стереотипы.
Появляется всё больше доказательств того, что девочки нисколько не хуже мальчиков в точных науках. Почти во всех странах мира они одинаковые с мальчиками результаты, а иногда даже обгоняют их. И тут никак нельзя сослаться на неподходящее устройство женского мозга. А ссылаются на него довольно часто, говоря, что у мужчин лучше развито пространственное мышление, а у женщин — вербальное. Однако учёные , что эти различия преувеличены.
Психолог Элизабет Спелке (Elizabeth Spelke) много лет изучает ранние этапы человеческого развития, исследуя реакции младенцев и маленьких детей. В этом возрасте окружающая культура оказывает на индивида минимальное влияние, а уровень половых гормонов в организме очень высок.
Она не выявила у детей половых различий в навыках, на которых строится математическое мышление.
Спелке провела множество экспериментов. Например, , как четырёхлетние дети ориентируются в пространстве. Каждого ребёнка заводили в комнату, где расставлены три контейнера разной формы, и давали осмотреться. Потом исследователи прятали предмет в контейнере, и дети это видели.
Далее ребёнку завязывали глаза и несколько раз поворачивали его вокруг своей оси, чтобы дезориентировать. Когда повязку снимали, ребёнку нужно было найти спрятанный предмет. У одних детей получалось быстро заново сориентироваться в комнате, у других нет. Но количество успешных мальчиков и девочек при этом не сильно разнилось.
«Когнитивные способности, отвечающие за математическое и научное мышление, не отличаются у мальчиков и девочек, — пишет Спелке. — Есть общие навыки представления предметов, чисел и пространства, и дети разного пола используют их одинаково».
Тем не менее почти во всех странах до сих пор гендерный разрыв в сферах, связанных с точными науками. Даже в государствах вроде Финляндии и Швеции, где равноправие полов сегодня находится на высоком уровне. Чтобы разобраться в причинах, шведские учёные старшеклассников из разных городов. И пришли к выводам, что такая разница объясняется двумя факторами.
Во-первых, на выбор специальности влияет социальная принадлежность. Подростки считают, что им будет комфортнее в тех сферах, где больше представителей их собственного пола. Во-вторых, многие девочки не верят, что смогут преуспеть в точных науках. Даже те, кто учится наравне с мальчиками или даже их.
Мальчики же такой неуверенности не испытывают. Они обычно считают, что справятся и с точными, и с гуманитарными науками. А многие выбирают технические специальности просто потому, что они престижнее.
Делать выводы о способностях человека, смотря на пол, — это грубое обобщение. И мужчины, и женщины бывают разные.
Например, вербальные способности тоже не зависят от принадлежности к определённому полу, хотя женщинам часто приписывают первенство в этой сфере. Исследователи , что на развитие языковых навыков влияет соотношение двух гормонов, эстрадиола и тестостерона, в раннем детстве. Они вырабатываются и в мужском, и в женском организмах.
Определённое количество этих гормонов в возрасте 5 месяцев связано с тем, насколько хорошо ребёнок будет понимать предложения в 4 года. Конечно, это не единственный фактор, ответственный за языковые навыки. Но он доказывает, что пол — не тот критерий, по которому стоит определять умственные способности.
















Лучшие предложения
10 товаров, которые должны быть в каждой машине зимой
Этот аэрогриль заменяет сразу три девайса! Забираем его со скидкой 47%
Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса
Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%
5 увлажнителей воздуха до 5 000 рублей
Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%
Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков