В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Кати Колчановой и Маши Гельман «Бережное потребление на практике». Авторы обобщили типичные трудности, с которыми сталкиваются жители городов: перерасход воды, утилизация мусора, контроль расходов, грамотный подход к одежде, хранение продуктов и даже выгул питомцев. И для каждой ситуации предложили простые, но эффективные советы. Мы публикуем отрывок из главы про покупки — он поможет понять, как выбирать продукты и не наносить лишний раз вред природе.
5 принципов выбора покупок, которые сделают продуктовый шопинг дружелюбнее к окружающей среде
1. Не такие, как все
Не гонитесь за идеальной внешностью, особенно там, где она вовсе не нужна. Почему-то выглядящие неидеально овощи принято игнорировать, даже если их шинкуют в процессе готовки. Помятый бочок яблока не имеет значения, если они предназначены для шарлотки. Вряд ли кто-то раскритикует слегка сморщенный болгарский перец, после того как его потушили. Про небольшие пятнышки на кабачке никто не узнает — ведь вы его почистите и порежете в рагу. А немного потемневший банан слаще своих идеальных и крепких товарищей. Иными словами, нет повода игнорировать некрасивые продукты — выбирайте допустимый для вас градус «неидеальности» и спасайте человечество от продуктовых потерь.
2. Последний шанс
Срок хранения и срок годности — не одно и то же. Продукты с истекшим сроком хранения вполне могут быть пригодными, а вот те, что с истекшим сроком годности, могут быть опасны для здоровья. Но если вы планируете готовить сразу после шопинга, то дайте шанс продуктам, у которых близок любой срок. В некоторых магазинах их даже отмечают специальной скидкой или выкладывают на отдельный прилавок.
3. Протеиновое многообразие
Производство красного мяса (говядины и ягнятины) оставляет максимальный экологический след по сравнению с другими продуктами. Даже самые небольшие изменения в его потреблении отражаются на окружающей среде. Давайте есть разнообразнее: кроме говядины, протеин есть в сыре, молоке, рыбе, яйцах, злаках, тофу, орехах, бобах, нуте, чечевице и так далее. Даже если на ужин вместо говядины курица, то это уже в 10 раз меньше выбросов CO₂. […]
4. По сезону
Хранение — длительный процесс, который увеличивает углеродный след продукта и риск вообще его потерять. Но забота об окружающей среде — не единственное преимущество […] сезонных продуктов. В нашем теле происходят сезонные изменения, и организм лучше адаптируется к ним, используя особенности сезонных продуктов. Осенью мы запасаемся витаминами из яблок, ягод и тыквы, зимой используем силу корнеплодов и злаков, весной очищаемся после тяжёлой зимней диеты с помощью свежей зелени, летом восстанавливаем потерю жидкости огурцами и арбузами. Природа обладает мудростью, и ей стоит довериться, чтобы вкусное стало ещё и полезным. К тому же сезонное — это всегда небольшое гастрономическое приключение: каждый раз можно обнаружить что-то новенькое.
5. Где родился, там и пригодился
Покупать выращенное и сделанное поблизости стоит не только ради того, чтобы продукты меньше колесили по миру, вырабатывая парниковые газы. Выбор в пользу местного производителя даёт тройные дивиденды.
Первый дивиденд — экономический. Деньги от покупки не отправятся неизвестно куда, а останутся поблизости. Чем больше в продукте местного, тем больше пользы нам принесут потраченные на него средства.
Второй — социальный. Местные производства создают рабочие места для нас, наших родных и друзей. В компаниях, где владельцы и руководители работают бок о бок с наёмными сотрудникам, есть возможность постепенно развивать качество трудовых отношений. Кроме того, именно локальные предприятия зачастую вносят вклад в развитие местной среды: помимо уплаты налогов, они спонсируют мероприятия, инвестируют в городскую среду и социальную инфраструктуру.
И, наконец, третий дивиденд — экологический. Дело не только в том, что продукты, выращенные или произведённые в вашей местности, быстрее окажутся на прилавке магазина, но и в том, что социальный контроль производств, находящихся поблизости, проще осуществлять. Кто знает, как обращаются с окружающей средой где-то далеко? А вот с производствами по соседству шансов на диалог больше.
Для увлечённых кулинарией: спасать — готовить — есть
Если вы из тех, кого хлебом не корми, только дай что-нибудь приготовить, а опыта хватит, чтобы на ходу придумать рецепт и верно рассчитать количество ингредиентов, то как насчёт проведения спасательных рейдов? Они могут стать хорошей традицией.
Сценарий спасательного рейда «Продлеваем жизнь». Ищите овощи, фрукты и зелень, чьи сроки годности и хранения уже на грани, и спасайте их от погибели! Варенье, компоты, пироги с начинками, соусы — в ассортименте любого увлечённого кулинара найдётся тысяча и один рецепт, для каждого из которых внешний вид продуктов не имеет значения. Срок хранения приготовленного блюда будет значительно длиннее, чем у исходного продукта. Такую спасательную операцию выгодно проводить на рынке: там продавцы имеют больше полномочий и настроены продать всё до последнего, поэтому с ними можно поторговаться о скидке.
Сценарий спасательного рейда «Безотходный ужин с интригой». В этом сценарии вы зовёте на ужин друзей, но до последнего не знаете, что им приготовите. Когда подходит время, вы без списка смело идёте в магазин или на рынок и выбираете там продукты с исходящим сроком годности, на ходу придумывая, что из них сделать. Отличие этого сценария от рейда «Продле-
ваем жизнь» в количестве спасённых продуктов — приглашённых больше, чем обычно. Так, вкусно и ненавязчиво вы вовлечёте друзей в сокращение продуктовых потерь и отходов — расскажите им об этом! […]
Выбирайте, где и у кого покупать
Найдите рядом с домом небольшие несетевые лавочки. Так вы рублём поддержите малое предпринимательство — именно с него начинается развитие местной экономики и конкуренции и, самое главное, наша возможность выбирать. Кроме того, небольшие магазинчики более гибко реагируют на просьбы касательно ассортимента. А ещё рано или поздно продавцы запомнят, что у вас всегда есть свой пакет — мелочь, а приятно.
Не игнорируйте маленькие бренды и небольшие семейные предприятия — большинство из них ориентировано на качество продукта и часто ограничено в ресурсах, чтобы делать такой же маркетинг и сервис, как у крупных брендов. Зато, покупая их продукты, вы помогаете сохранять многообразие выбора и конкурентную среду. К тому же они чаще открыты к взаимодействию со своими клиентами.
Постарайтесь найти магазин или отдел, где мясо или рыба продаются без подложки, просите заворачивать в бумагу, берите с собой пакеты или контейнер из дома.
Покупайте специи на рынке на развес — как правило, там о них больше рассказывают, помогают подобрать и заворачивают в бумагу или насыпают в вашу тару.
Это не значит, что большие сетевые супермаркеты — это плохо. Напротив, некоторые сети прилагают много усилий, чтобы сократить свой экологический след, и самые успешные своими экопрактиками даже задают тон на рынке. Каким бы ни был супермаркет, придерживаться пяти принципов бережного выбора вы сможете в любом из них.
Выбирайте, что и как покупать
Выбирайте продукты на развес, без индивидуальной упаковки и подложек.
Несколько небольших покупок, парочку фруктов или овощей можно донести в руках или разложить по карманам, если забыли сумку дома. А вот более масштабные закупки лучше планировать заранее и сумку уже не забывать.
Отдайте предпочтение простым продуктам — овощи, фрукты, крупы и бобовые. По возможности избегайте полуфабрикатов и готовых продуктов, особенно если в их составе много непонятных слов. Готовить самим гораздо полезнее для здоровья и окружающей среды.
Как выбрать продукты в индивидуальной упаковке
Если ситуация складывается так, что от продуктов в упаковке отказаться нельзя, то вот вам алгоритм выбора.
Выбирайте упаковку, которую вы сможете потом использовать: например, в стеклянных банках можно хранить сыпучие продукты, зелень в холодильнике, закручивать консервы или сделать из них вазу. В красивой стеклянной бутылке можно носить с собой воду. Пластиковую банку с крышкой можно использовать как контейнер для заморозок.
Если это не подходит — ищите на упаковке знак треугольника ♺. Код в треугольнике подскажет, какой это материал, и останется только выбрать тот, что примут в ближайшем пункте вторсырья.
Если знака нет, то следуйте велению сердца — брать или не брать, сдавать или не сдавать. Такие надписи на упаковке, как «эко», «био», «натуральный», могут значить всё что угодно, даже прямо противоположное тому, что приносит пользу окружающей среде. Пока эти надписи никто не регулирует, опираться на них при выборе продуктов не стоит. Но если вы уже что-то используете, то не лишним будет поинтересоваться на сайте компании или спросить в её соцсетях, что производители имеют в виду под этими обозначениями.
Книга «Бережное потребление на практике» пригодится тем, кто хочет тратить ресурсы более осознанно, но не знает, с чего начать. В ней можно найти целый ассортимент решений, учитывающих личные предпочтения и убеждения.