Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Работа и учёбаКолонка
26 марта 2024

10 советов, как руководителю выстраивать отношения с сотрудниками

Если делать это корректно, совместная работа станет гораздо слаженнее и эффективнее.
Фото автора Татьяна Кныжова
Татьяна Кныжова

Руководитель компании «Титул»

10 советов, как руководителю выстраивать отношения с сотрудниками

Компанией я руковожу с 2006 года и давно поняла, что хорошие отношения с коллективом — одна из ключевых составляющих развития бизнеса. Когда сотрудники чётко знают свои обязанности и видят, что руководство их ценит, их мотивация повышается, а обстановка в офисе становится куда комфортнее. Так что в итоге выстраивание отношений с подчинёнными стоит и временных, и материальных затрат. Вот каким принципам стоит следовать при этом.

1. Грамотно оценивайте собственные ожидания от сотрудников

Случается так, что руководитель составляет для себя психологический портрет сотрудника и на его основе ожидает от человека определённого поведения и отношения. Портрет этот складывается из профессиональных и личных качеств. С первыми всё ясно: навыки работника должны отвечать требованиям из вакансии. Но личные качества — другое дело.

Однако работодатель ошибочно может рассчитывать, что они должны совпадать с его ожиданиями. Даже если при этом они имеют косвенное отношение к работе или вообще её не касаются. Например, он ожидает, что все его подчинённые будут считать работу вторым домом, а коллег — членами семьи, вести себя дружелюбно и открыто. Но некоторые сотрудники такую точку зрения не поддерживают.

Они чётко разграничивают деловые и личные отношения и не стремятся дружить с коллегами и начальством.

Руководитель делает вывод, что такая отстранённость может негативно отражаться на работе. Вот только спустя время становится ясно: эмоционально закрытые подчинённые выполняют свои обязанности наравне с остальными и ведут себя вежливо.

Стоит ли недолюбливать их за нежелание дружить с коллегами? Решать вам, но если холодность сотрудника не влияет на результаты труда и не провоцирует конфликты, то он имеет на неё полное право.

Важно помнить, что подчинённые не обязаны соответствовать идеалу в голове начальника. Они должны уважать его и друг друга и качественно выполнять свою работу, но на этом — всё.

2. Уважайте чужие границы

В первую очередь работников стоит ценить за ответственность и профессионализм. И важно уметь принимать жизненные принципы подчинённых, даже если они расходятся с вашими. Если же ценности сотрудника вступают в острый конфликт с ценностями руководителя, лучше расставаться на берегу, а не работать в атмосфере взаимной неприязни.

Тема личных границ касается, например, отношения к рабочему времени. Допустим, начальник считает, что задерживаться после окончания рабочего дня — норма. Для подчинённого же это неприемлемо, и он считает подобное требование нарушением границ.

И он прав, в том числе — с точки зрения закона.

Да, иногда задержаться на полчаса можно, но это не должно становиться нормой.

Границы должны соблюдаться и в общении — как между руководством и подчинёнными, так и между сотрудниками. Работник вправе не откровенничать и не делиться личными переживаниями. Руководителю же стоит уважать это право, не навязываться и не поощрять излишнее любопытство со стороны других подчинённых.

3. Оперативно и эффективно разрешайте конфликтные ситуации

Представьте: две сотрудницы бухгалтерии серьёзно поссорились, так как каждая была уверена, что вторая допустила ошибку в своей части работы с документами и из‑за этого пришлось всё переделывать. Одна из них пожаловалась руководителю, вторая держала обиду в себе. В итоге начальник вызвал в свой кабинет обеих, дал каждой высказать свою точку зрения и предложил сразу принять решение, которое устроит обе стороны.

В описанном случае руководитель выступает в роли наблюдателя, но он может принять и активное участие. Например, предложить своё решение проблемы или поговорить с каждым из участников конфликта по отдельности, а затем вынести вердикт.

Выбирайте, какой подход вам ближе, главное — не игнорируйте подобные ситуации. Но не стоит и излишне давить. Если вы будете агрессивно навязывать свои решения или грозить сотрудникам штрафами, велика вероятность, что спор просто замнут, чтобы угодить руководству, а взаимная неприязнь — сохранится, причём втайне от вас.

4. Ставьте чёткие задачи и обозначайте понятные цели

Умение сразу грамотно и чётко обрисовать задачу и обозначить сроки её выполнения — дело первостепенной важности. Учитывайте, что сотрудник должен понимать цель того или иного задания. Так будет проще оценить процесс и результаты работы, выявить недочёты и проработать причины их появления.

А ещё это поможет эффективнее справляться с похожими проектами в будущем.

В качестве примера можно привести такую ситуацию. Руководитель дал сотруднику задание рассортировать документы по определённым параметрам — при этом назвал не все из них. А ещё не озвучил конечную цель задания, полагая, что если она очевидна ему, то будет ясна и подчинённому. Но тот не понял смысл поручения и выполнил его без учёта того самого неназванного параметра. И в итоге его работа оказалась бесполезной.

Именно для того, чтобы предотвратить подобное, руководителю важно обозначать цели заданий, а сотруднику — уточнять, если они ясны не до конца. Чёткая постановка задачи позволяет требовать такого же чёткого результата.

5. Указывайте сотруднику на его недочёты тактично и давайте рекомендации по их устранению

Самый верный способ испортить отношения с подчинёнными — ругать их за каждый промах. А особенно — прилюдно. Конечно, не нужно держать в штате сотрудников, которые совершают одни и те же ошибки постоянно. Но если такое случилось впервые, укажите на недочёты мягко, без обвинений и навязывания чувства вины.

Допустим, сотрудник не любит общаться с помощью голосовых сообщений, а клиенты предпочитают именно такой способ коммуникации. Руководитель мягко указывает на то, что этичным считается отвечать людям в том формате, который им нравится. А также обещает помочь в случае чего.

И даёт совет не в стиле «зря ты так», а в стиле «смотри, можно сделать немного по‑другому. И вот лайфхак, чтобы перестроиться было проще».

Если же промах случается не первый, а второй или даже третий раз, действуйте по обстоятельствам. Иногда помогает прямой разговор с сотрудником и указание на то, что вы недовольны. Но, если вы понимаете, что человек всё равно продолжит совершать одни и те же ошибки, увольнение станет лучшим выходом.

А чтобы избежать определённых недочётов со стороны сотрудников, можно письменно закрепить меры ответственности в правилах внутреннего трудового распорядка.

6. Делегируйте обязанности

Выбирайте сотрудников, которые, по вашему мнению, хорошо справятся с конкретными задачами — например, потому что они уже делали похожую работу раньше или она входит в их прямые обязанности. И смело поручайте им их.

Пример: на вас работает два человека с примерно похожими обязанностями. Один из них любит заниматься документами, всегда аккуратно их сортирует и сдаёт в идеальном виде. Другой же предпочитает любой бумажной работе общение с клиентами.

Составление отчётности входит в обязанности обоих, но дополнительные документы всё же стоит передавать на оформление первому сотруднику, а взаимодействие с клиентами поручать второму. Благодаря этому работа будет выполнена качественнее.

Вы должны сами определять, кому лучше делегировать ту или иную задачу. А если не до конца уверены, что подчинённый справится, стоит направить его или подобрать ментора из более опытных сотрудников. И не забудьте оценить старания, когда работа будет сделана.

7. Поощряйте инициативных работников

Не стоит следовать принципу «инициатива наказуема»: это отобьёт у сотрудников какое‑либо желание проявлять самостоятельность. Напротив, показывайте, что вы поддерживаете их активность, старайтесь обсуждать с подчинёнными их идеи, давайте определённую свободу действий, когда это возможно. Сотрудники будут видеть, что их замечают и прислушиваются к ним, — а это само по себе отличная мотивация.

Награду за хорошую работу стоит выбирать исходя из желаний сотрудника.

Для кого‑то важнее премия, кто‑то мечтает увидеть свою фотографию на доске почёта, а кому‑то хватает устной похвалы. Есть и другой тип работников: в качестве награды они предпочитают получать кредит доверия. То есть знание, что их считают высококвалифицированными специалистами и поручают им более сложные задачи. А значит, не за горами повышение в должности или та же премия.

8. Соблюдайте свои же порядки

Помните: внутрикорпоративные правила едины для всех и каждого. Если у вас уже есть список «законов офиса» или вы только разрабатываете его — убедитесь, что сами выполняете или будете выполнять то, что в нём записано. Это укрепит ваш авторитет в глазах подчинённых.

Представьте: руководитель часто напоминает сотрудникам о том, что их рабочие столы должны содержаться в чистоте и порядке. Но тогда и сам он должен следовать своему правилу. А если он этого не делает, его авторитет в глазах сотрудников рано или поздно снизится. Ведь если начальник не следует своим же словам, другие тоже могут к ним не прислушиваться.

9. Обучайте сотрудников

Это важный элемент признания важности работников для компании. Полезно организовывать и оплачивать курсы и обучающие программы как для всех сотрудников, так и для тех, кто претендует на повышение или проявляет инициативу. Показывайте подчинённым, что вы заинтересованы в их профессиональном росте.

Частота организации обучения зависит от потребностей сотрудников и компании.

В одних сферах знания обновляются каждые несколько месяцев, а в других гораздо реже — всё зависит от ниши.

Если сотрудники сами просят организовать или оплатить им обучение — это также стоит поощрять. Но проверяйте, насколько качественны выбранные ими учебные программы и соответствуют ли они интересам компании. Оплачивать то, что человек хочет освоить просто для себя, а не для работы, не нужно.

10. Мотивируйте сотрудников на профессиональные успехи

Мотивация может быть как материальной, так и нематериальной. К первой, например, можно отнести прибавку к зарплате, премию, бонусы вроде оплаты обучения или компенсации фитнес‑тренировок.

Однако деньги далеко не единственный стимул для подчинённых. Повышение зарплаты приятно всегда, но иногда признание в коллективе, благоприятный психологический климат, комфортное рабочее место и другие нематериальные условия гораздо важнее.

Если корпоративная культура это позволяет, вы можете устраивать неформальные встречи с сотрудниками: выезжать на мероприятия, экскурсии, творческие мастер‑классы. Или выбирать любые другие занятия, которые одобрит большинство. Общение в неформальной обстановке разряжает атмосферу в коллективе и создаёт хороший психоэмоциональный настрой. Благодаря этому бизнес‑задачи затем решаются гораздо проще.

Что ещё стоит знать руководителю
😎
8 признаков адекватного руководителя, с которым приятно работать
3 токсичные фразы, которые не должны произносить руководители
Как руководителю справиться с тревожностью сотрудников
Как сохранить мотивацию сотрудников в период неопределённости
Обложка: GoodStudio / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

5 nadyozhnyh obogrevatelej do 5 000 rublej dlya doma, dachi i ofisa

5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

5 nadyozhnyh uvlazhnitelej vozduha do 5 000 rublej

5 увлажнителей воздуха до 5 000 рублей

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

10 par nadyozhnyh zimnih krossovok i botinok na AliExpress

10 пар надёжных зимних кроссовок и ботинок

Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера

Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера

Это интересно
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
0
Вчера
Покупки
Покупки
10 захватывающих аниме-антиутопий, в которых поднимаются важные темы
10 захватывающих аниме-антиутопий, в которых поднимаются важные темы
0
Вчера
Кино
Кино
10 книг, которые помогут создать опору внутри себя
10 книг, которые помогут создать опору внутри себя
0
Вчера
Книги
Книги
Как практиковать медленный секс
Как практиковать медленный секс
Вчера
«Горящая изба»
Секс
45 рецептов нежных котлет с сыром
45 рецептов нежных котлет с сыром
Вчера
Еда
Еда
13 приложений, которые помогут бороться с прокрастинацией
13 приложений, которые помогут бороться с прокрастинацией
0
Вчера
Технологии
Технологии
Что такое секс-позитив и почему стоит включить его в свою жизнь
Что такое секс-позитив и почему стоит включить его в свою жизнь
0
25 октября
Секс
Секс
5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса
5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса
0
25 октября
Покупки
Покупки
5 лучших эпизодов сериала «Твин Пикс»
5 лучших эпизодов сериала «Твин Пикс»
0
25 октября
Кино
Кино
Вы заметили? 14 забавных кадров с животными, которые случайно попали в фотоловушки
Вы заметили? 14 забавных кадров с животными, которые случайно попали в фотоловушки
0
25 октября
Интернет
Новости
Астрономы обнаружили строительные блоки жизни за пределами нашей галактики
Астрономы обнаружили строительные блоки жизни за пределами нашей галактики
0
25 октября
Новости
Новости
Собаки: большой гид для тех, кто мечтает о питомце или уже его завёл
Собаки: большой гид для тех, кто мечтает о питомце или уже его завёл
25 октября
Жизнь
Жизнь
ИИ-модели могут развивать своё «стремление к выживанию» — как в «2001 год: Космическая одиссея»
ИИ-модели могут развивать своё «стремление к выживанию» — как в «2001 год: Космическая одиссея»
0
25 октября
Новости
Технологии
Как испечь американский тыквенный пирог по рецепту Джейми Оливера
Как испечь американский тыквенный пирог по рецепту Джейми Оливера
25 октября
«Горящая изба»
Еда
Названы устройства Huawei, которые получат HarmonyOS 6 — график тестирования
Названы устройства Huawei, которые получат HarmonyOS 6 — график тестирования
0
25 октября
Новости
Устройства

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Анастасия Наумцева48 минут назад

0 / 0

Яйцом нужно смазать булочки перед тем, как засунуть в духовку. В тесто его не добавляют
Шведские булочки с корицей
Аватар автора комментария
Иван Ф54 минуты назад

0 / 0

Эх, заколупали ИИ-статьи. На хрена? Зачем? Эта статья вводит в заблуждение!
Как понять, что кошка умирает
Аватар автора комментария
Иван Ф1 час назад

0 / 0

А что подохнет очень скоро - не волнует?
Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера
Аватар автора комментария
Илья Дёмин1 час назад

0 / 0

Посмотрел Сингулярити, они напоминают Trello. Скорее всего и нишу ту же хотят занять, потому что офисы часто нуждаются в таких планировщиках.
13 приложений, которые помогут бороться с прокрастинацией
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях