Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Работа и учёбаКолонка
26 марта 2024

10 советов, как руководителю выстраивать отношения с сотрудниками

Если делать это корректно, совместная работа станет гораздо слаженнее и эффективнее.
Фото автора Татьяна Кныжова
Татьяна Кныжова

Руководитель компании «Титул»

10 советов, как руководителю выстраивать отношения с сотрудниками

Компанией я руковожу с 2006 года и давно поняла, что хорошие отношения с коллективом — одна из ключевых составляющих развития бизнеса. Когда сотрудники чётко знают свои обязанности и видят, что руководство их ценит, их мотивация повышается, а обстановка в офисе становится куда комфортнее. Так что в итоге выстраивание отношений с подчинёнными стоит и временных, и материальных затрат. Вот каким принципам стоит следовать при этом.

😎 Вы тоже можете написать колонку и получить признание читателей. Вот как это сделать.

1. Грамотно оценивайте собственные ожидания от сотрудников

Случается так, что руководитель составляет для себя психологический портрет сотрудника и на его основе ожидает от человека определённого поведения и отношения. Портрет этот складывается из профессиональных и личных качеств. С первыми всё ясно: навыки работника должны отвечать требованиям из вакансии. Но личные качества — другое дело.

Однако работодатель ошибочно может рассчитывать, что они должны совпадать с его ожиданиями. Даже если при этом они имеют косвенное отношение к работе или вообще её не касаются. Например, он ожидает, что все его подчинённые будут считать работу вторым домом, а коллег — членами семьи, вести себя дружелюбно и открыто. Но некоторые сотрудники такую точку зрения не поддерживают.

Они чётко разграничивают деловые и личные отношения и не стремятся дружить с коллегами и начальством.

Руководитель делает вывод, что такая отстранённость может негативно отражаться на работе. Вот только спустя время становится ясно: эмоционально закрытые подчинённые выполняют свои обязанности наравне с остальными и ведут себя вежливо.

Стоит ли недолюбливать их за нежелание дружить с коллегами? Решать вам, но если холодность сотрудника не влияет на результаты труда и не провоцирует конфликты, то он имеет на неё полное право.

Важно помнить, что подчинённые не обязаны соответствовать идеалу в голове начальника. Они должны уважать его и друг друга и качественно выполнять свою работу, но на этом — всё.

2. Уважайте чужие границы

В первую очередь работников стоит ценить за ответственность и профессионализм. И важно уметь принимать жизненные принципы подчинённых, даже если они расходятся с вашими. Если же ценности сотрудника вступают в острый конфликт с ценностями руководителя, лучше расставаться на берегу, а не работать в атмосфере взаимной неприязни.

Тема личных границ касается, например, отношения к рабочему времени. Допустим, начальник считает, что задерживаться после окончания рабочего дня — норма. Для подчинённого же это неприемлемо, и он считает подобное требование нарушением границ.

И он прав, в том числе — с точки зрения закона.

Да, иногда задержаться на полчаса можно, но это не должно становиться нормой.

Границы должны соблюдаться и в общении — как между руководством и подчинёнными, так и между сотрудниками. Работник вправе не откровенничать и не делиться личными переживаниями. Руководителю же стоит уважать это право, не навязываться и не поощрять излишнее любопытство со стороны других подчинённых.

3. Оперативно и эффективно разрешайте конфликтные ситуации

Представьте: две сотрудницы бухгалтерии серьёзно поссорились, так как каждая была уверена, что вторая допустила ошибку в своей части работы с документами и из‑за этого пришлось всё переделывать. Одна из них пожаловалась руководителю, вторая держала обиду в себе. В итоге начальник вызвал в свой кабинет обеих, дал каждой высказать свою точку зрения и предложил сразу принять решение, которое устроит обе стороны.

В описанном случае руководитель выступает в роли наблюдателя, но он может принять и активное участие. Например, предложить своё решение проблемы или поговорить с каждым из участников конфликта по отдельности, а затем вынести вердикт.

Выбирайте, какой подход вам ближе, главное — не игнорируйте подобные ситуации. Но не стоит и излишне давить. Если вы будете агрессивно навязывать свои решения или грозить сотрудникам штрафами, велика вероятность, что спор просто замнут, чтобы угодить руководству, а взаимная неприязнь — сохранится, причём втайне от вас.

4. Ставьте чёткие задачи и обозначайте понятные цели

Умение сразу грамотно и чётко обрисовать задачу и обозначить сроки её выполнения — дело первостепенной важности. Учитывайте, что сотрудник должен понимать цель того или иного задания. Так будет проще оценить процесс и результаты работы, выявить недочёты и проработать причины их появления.

А ещё это поможет эффективнее справляться с похожими проектами в будущем.

В качестве примера можно привести такую ситуацию. Руководитель дал сотруднику задание рассортировать документы по определённым параметрам — при этом назвал не все из них. А ещё не озвучил конечную цель задания, полагая, что если она очевидна ему, то будет ясна и подчинённому. Но тот не понял смысл поручения и выполнил его без учёта того самого неназванного параметра. И в итоге его работа оказалась бесполезной.

Именно для того, чтобы предотвратить подобное, руководителю важно обозначать цели заданий, а сотруднику — уточнять, если они ясны не до конца. Чёткая постановка задачи позволяет требовать такого же чёткого результата.

5. Указывайте сотруднику на его недочёты тактично и давайте рекомендации по их устранению

Самый верный способ испортить отношения с подчинёнными — ругать их за каждый промах. А особенно — прилюдно. Конечно, не нужно держать в штате сотрудников, которые совершают одни и те же ошибки постоянно. Но если такое случилось впервые, укажите на недочёты мягко, без обвинений и навязывания чувства вины.

Допустим, сотрудник не любит общаться с помощью голосовых сообщений, а клиенты предпочитают именно такой способ коммуникации. Руководитель мягко указывает на то, что этичным считается отвечать людям в том формате, который им нравится. А также обещает помочь в случае чего.

И даёт совет не в стиле «зря ты так», а в стиле «смотри, можно сделать немного по‑другому. И вот лайфхак, чтобы перестроиться было проще».

Если же промах случается не первый, а второй или даже третий раз, действуйте по обстоятельствам. Иногда помогает прямой разговор с сотрудником и указание на то, что вы недовольны. Но, если вы понимаете, что человек всё равно продолжит совершать одни и те же ошибки, увольнение станет лучшим выходом.

А чтобы избежать определённых недочётов со стороны сотрудников, можно письменно закрепить меры ответственности в правилах внутреннего трудового распорядка.

6. Делегируйте обязанности

Выбирайте сотрудников, которые, по вашему мнению, хорошо справятся с конкретными задачами — например, потому что они уже делали похожую работу раньше или она входит в их прямые обязанности. И смело поручайте им их.

Пример: на вас работает два человека с примерно похожими обязанностями. Один из них любит заниматься документами, всегда аккуратно их сортирует и сдаёт в идеальном виде. Другой же предпочитает любой бумажной работе общение с клиентами.

Составление отчётности входит в обязанности обоих, но дополнительные документы всё же стоит передавать на оформление первому сотруднику, а взаимодействие с клиентами поручать второму. Благодаря этому работа будет выполнена качественнее.

Вы должны сами определять, кому лучше делегировать ту или иную задачу. А если не до конца уверены, что подчинённый справится, стоит направить его или подобрать ментора из более опытных сотрудников. И не забудьте оценить старания, когда работа будет сделана.

7. Поощряйте инициативных работников

Не стоит следовать принципу «инициатива наказуема»: это отобьёт у сотрудников какое‑либо желание проявлять самостоятельность. Напротив, показывайте, что вы поддерживаете их активность, старайтесь обсуждать с подчинёнными их идеи, давайте определённую свободу действий, когда это возможно. Сотрудники будут видеть, что их замечают и прислушиваются к ним, — а это само по себе отличная мотивация.

Награду за хорошую работу стоит выбирать исходя из желаний сотрудника.

Для кого‑то важнее премия, кто‑то мечтает увидеть свою фотографию на доске почёта, а кому‑то хватает устной похвалы. Есть и другой тип работников: в качестве награды они предпочитают получать кредит доверия. То есть знание, что их считают высококвалифицированными специалистами и поручают им более сложные задачи. А значит, не за горами повышение в должности или та же премия.

8. Соблюдайте свои же порядки

Помните: внутрикорпоративные правила едины для всех и каждого. Если у вас уже есть список «законов офиса» или вы только разрабатываете его — убедитесь, что сами выполняете или будете выполнять то, что в нём записано. Это укрепит ваш авторитет в глазах подчинённых.

Представьте: руководитель часто напоминает сотрудникам о том, что их рабочие столы должны содержаться в чистоте и порядке. Но тогда и сам он должен следовать своему правилу. А если он этого не делает, его авторитет в глазах сотрудников рано или поздно снизится. Ведь если начальник не следует своим же словам, другие тоже могут к ним не прислушиваться.

9. Обучайте сотрудников

Это важный элемент признания важности работников для компании. Полезно организовывать и оплачивать курсы и обучающие программы как для всех сотрудников, так и для тех, кто претендует на повышение или проявляет инициативу. Показывайте подчинённым, что вы заинтересованы в их профессиональном росте.

Частота организации обучения зависит от потребностей сотрудников и компании.

В одних сферах знания обновляются каждые несколько месяцев, а в других гораздо реже — всё зависит от ниши.

Если сотрудники сами просят организовать или оплатить им обучение — это также стоит поощрять. Но проверяйте, насколько качественны выбранные ими учебные программы и соответствуют ли они интересам компании. Оплачивать то, что человек хочет освоить просто для себя, а не для работы, не нужно.

10. Мотивируйте сотрудников на профессиональные успехи

Мотивация может быть как материальной, так и нематериальной. К первой, например, можно отнести прибавку к зарплате, премию, бонусы вроде оплаты обучения или компенсации фитнес‑тренировок.

Однако деньги далеко не единственный стимул для подчинённых. Повышение зарплаты приятно всегда, но иногда признание в коллективе, благоприятный психологический климат, комфортное рабочее место и другие нематериальные условия гораздо важнее.

Если корпоративная культура это позволяет, вы можете устраивать неформальные встречи с сотрудниками: выезжать на мероприятия, экскурсии, творческие мастер‑классы. Или выбирать любые другие занятия, которые одобрит большинство. Общение в неформальной обстановке разряжает атмосферу в коллективе и создаёт хороший психоэмоциональный настрой. Благодаря этому бизнес‑задачи затем решаются гораздо проще.

Что ещё стоит знать руководителю
😎
8 признаков адекватного руководителя, с которым приятно работать
3 токсичные фразы, которые не должны произносить руководители
Как руководителю справиться с тревожностью сотрудников
Как сохранить мотивацию сотрудников в период неопределённости
Обложка: GoodStudio / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

120 interesnyh i poleznyh podarkov zhene na Novyj god

120 интересных и полезных подарков жене на Новый год

Популярный 3D-принтер Bambu Lab A1 отдают со скидкой 40% на «чёрной пятнице»

Популярный 3D-принтер Bambu Lab A1 отдают со скидкой 40% на «чёрной пятнице»

Забираем красивую дрель-шуруповёрт от Xiaomi со скидкой 28%

Надо брать: дрель-шуруповёрт от Xiaomi со скидкой 28%

5 отличных планшетов со скидками на распродаже «чёрная пятница»

5 отличных планшетов со скидками на распродаже «чёрная пятница»

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома со скидкой 38%

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Это интересно
3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

5 ошибок в уходе, которые могут испортить капы, элайнеры и другие съёмные ортодонтические конструкции

5 ошибок в уходе, которые могут испортить капы, элайнеры и другие съёмные ортодонтические конструкции

Реклама
Как выбрать апарт-отель для инвестиций и зачем это нужно

Как выбрать апарт-отель для инвестиций и зачем это нужно

Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
5-й сезон «Очень странных дел» повышает ставки и готовит к грандиозному финалу
5-й сезон «Очень странных дел» повышает ставки и готовит к грандиозному финалу
0
Вчера
Кино
Ликбез
На Kickstarter представили умную клавиатуру с ультрашироким сенсорным экраном
На Kickstarter представили умную клавиатуру с ультрашироким сенсорным экраном
0
Вчера
Новости
Устройства
120 интересных и полезных подарков жене на Новый год
120 интересных и полезных подарков жене на Новый год
0
Вчера
Ликбез
Покупки
Лабубу и Max: названы 15 самых популярных слов года в России
Лабубу и Max: названы 15 самых популярных слов года в России
0
Вчера
Новости
Новости
18 действительно вкусных салатов с крабовыми палочками
18 действительно вкусных салатов с крабовыми палочками
0
Вчера
Еда
Ликбез
Как нейросети могут помочь в развитии карьеры
Как нейросети могут помочь в развитии карьеры
Вчера
Работа и учёба
Работа и учёба
Названы 5 самых популярных чат-ботов в России — трафик ИИ-сервисов увеличился в 6 раз
Названы 5 самых популярных чат-ботов в России — трафик ИИ-сервисов увеличился в 6 раз
0
Вчера
Новости
Технологии
Что положить под ёлку: 54 идеи, которые порадуют любимого человека
Что положить под ёлку: 54 идеи, которые порадуют любимого человека
Вчера
«Горящая изба»
Праздники
7 признаков того, что вы слишком много требуете от партнёра
7 признаков того, что вы слишком много требуете от партнёра
0
Вчера
Отношения
Отношения
Джеймс Кэмерон чуть не снял «Злую» — но не смог найти подходящую «песню»
Джеймс Кэмерон чуть не снял «Злую» — но не смог найти подходящую «песню»
0
Вчера
Кино
Новости
Портал в другой мир и крадущийся тигр: 12 победителей конкурса «Фотограф природы 2025»
Портал в другой мир и крадущийся тигр: 12 победителей конкурса «Фотограф природы 2025»
0
Вчера
Интернет
Новости
Квентин Тарантино раскритиковал «Голодные игры» за плагиат «Королевской битвы»
Квентин Тарантино раскритиковал «Голодные игры» за плагиат «Королевской битвы»
0
Вчера
Кино
Новости
Профилактика диабета: как повысить свои шансы не заболеть
Профилактика диабета: как повысить свои шансы не заболеть
0
Вчера
Здоровье
Здоровье
Крошечного жеребца Пумуккеля признали самым маленьким конём в мире
Крошечного жеребца Пумуккеля признали самым маленьким конём в мире
0
Вчера
Новости
Новости
Представлен Orion — новый браузер для Mac с фокусом на скорость и приватность
Представлен Orion — новый браузер для Mac с фокусом на скорость и приватность
0
Вчера
Браузеры
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
S G13 минут назад

0 / 0

уже ж было на кикстартере, только если раньше была действительно клавиатура, то с AMD Ryzen 7 8840U - это уже получается полноценный ноутбук. Единственное на ваших скринах не видно дурацкой конструкции - в закрытом состоянии не створки корпуса смыкаются, а экран об клавиатуру
На Kickstarter представили умную клавиатуру с ультрашироким сенсорным экраном
Аватар автора комментария
Dmitry Eryomin2 часа назад

0 / 0

)) согласен
22 советских фильма для детей, которые любят даже взрослые
Аватар автора комментария
Varsonof3 часа назад

0 / 0

Если посчитать на графике X-RAY сигналов все (синие)точки промежуточных экстремумов, то их в одном периоде будет 22 (очень символичное число!). Если сгруппируем суммы точкек по уровням, начиная с верхней точки периода,то получим: 1 1 1 1 3 2 3 1 4 5 ( десять цифр, что тоже символично), потом сложив последовательно суммы одинаковых цифр,получим : 5 2 1 1 1, еще раз сложим подобным образом получим : 1 1 3. Получившуюся триаду сложим «теософским» счётом: 1+1+3=5. Получаем число пентаграммы, которая символизирует абсолютное Здоровье. По сути ,через графическо- цифровой код, нам посылают пожелание Здоровья. По русски говоря - ЗДРАВСТВУЙТЕ -😆
Астрономы зафиксировали загадочный сигнал из космоса, повторяющийся каждые 44 минуты
Аватар автора комментария
Сергей Волков4 часа назад

0 / 0

Уверены, что МАКС - это популярное слово? Это та херня, что нам навязали. Вместо здоровой конкуренции, запрет всех и вся вокруг вызывает нигатив к этой дичи. Продажные блогеры продвинули эту поделку, а если на сайт макса зайти, то можно увидеть, что оно ещё и из беты не вышло
Лабубу и Max: названы 15 самых популярных слов года в России
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях