Почему так трудно противостоять толпе и к чему это может привести
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Чем чреват эффект присоединения к большинству
В 2016 году все СМИ писали о препарате от рака, который уже тестируют в Бразилии. Профессор Жилберту Шириси предложил использовать для лечения онкологических заболеваний таблетки фосфоэтаноламина — Phospho. Он просто начал производить лекарство и давать больным — без всяких доказательств и разрешений.
Когда правительству стало известно об этом, профессору запретили распространять препарат, но было поздно. Многие больные узнали о Phospho и подали в суд, требуя возобновить производство чудо-таблеток.
Затем на бразильском телевидении вышла серия историй с Шириси. Он стал звездой, а людей уже было не остановить: протест был таким сильным, что правительству пришлось принять меры. В марте 2016 года вышел закон, разрешающий производство и использование Phospho для лечения рака. В итоге таблетки выпустили на рынок без доказательств эффективности и безопасности.
Закон был отозван в мае того же года, однако случай был показательным. Почему люди набросились на непроверенное лекарство, а правительство, несмотря на сопротивление научного сообщества и отсутствие доказательств, разрешило лечить рак с помощью Phospho?
Это может объяснить эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) — когнитивное искажение, которое заставляет людей слепо выбирать то, что популярно в обществе. Другими словами, это давление общественного мнения и его доминирование над личными соображениями.
Этот эффект касается не только крупных событий. Мы постоянно находимся под его влиянием и в обычных бытовых ситуациях.
Давление общества заставляет людей жениться, потому что вроде бы пора уже, и заводить детей, так как «часики-то тикают». Тратить деньги на статусные товары, худеть, качаться, носить неудобные вещи, стесняться себя и притворяться кем-то другим.
Как общество влияет на наши решения
Люди могут наплевать на свои чувства в угоду общественному мнению, причём для этого не нужно большой толпы — достаточно трёх незнакомцев.
Это доказал эксперимент психолога Соломона Аша. Настоящего участника помещали среди подсадных — предупреждённых о деталях исследования людей. Затем группе показывали картинки, просили сравнить линии разной длины и найти одинаковые. Задание было очень простым, а правильный ответ просто бросался в глаза. Но когда все остальные указывали не на ту линию, тестируемый тоже отвечал неправильно. Причём эффект разворачивался в полную силу, начиная всего с трёх подсадных.
Большинство участников этого эксперимента утверждали, что независимость лучше конформизма, но мнение кучки незнакомых людей заставило их поступать вопреки своим идеалам.
Более того, если люди решают что-то вместе, они создают общественную норму и продолжают придерживаться её, даже когда остаются в одиночестве.
Это доказали в эксперименте Шерифа. Людям показывали лучик света в тёмной комнате и просили определить, какое расстояние в дюймах он прошёл. На самом деле свет не двигался, это была оптическая иллюзия.
Когда люди отвечали по одному, их ответы сильно разнились, но когда они собирались группой, то начинали видеть одно и то же. Причём они не просто меняли своё мнение, как у Аша, а действительно видели по-другому. Ответы людей оставались похожими и после того, как их снова разъединяли. Этот эффект сохранялся до 28 дней.
Почему мы доверяем общественному мнению больше, чем себе
Есть несколько теорий, почему мы так подвержены общественному мнению.
Потому что другие знают, что делают
Чаще всего мы идём за толпой, когда мало знаем. Представьте, что вам надо купить принтер, но вы понятия не имеете, по каким критериям выбирать. И чтобы не тратить время на скучные вещи, вы просто возьмёте самую популярную модель.
В такой ситуации вы учитываете не реальные преимущества товара, а его популярность. Объяснение очень простое: раз все выбирают этот товар, значит, в нём что-то есть.
И это влияет не только на материальные вещи, но и на мнения. Эксперимент показал, что поддельные хорошие комментарии к постам увеличивали положительное реакцию на них на 32%, а популярность материала — на 25%.
Потому что хотим быть с победителями
Эффект присоединения к большинству особенно заметен в политике и спорте. Когда команда выигрывает соревнования, число её фанатов резко увеличивается, а у лидирующих политических партий прямо перед выборами растёт число лояльных избирателей.
Поэтому в некоторых странах держат в секрете результаты предварительного голосования: после оглашения около 6% электората меняет своё решение в пользу лидирующей партии, что делает выборы нечестными.
Люди хотят быть с победителями: это создаёт ощущение общности и социальной защищённости. Кроме того, с лидерами больше шансов получить какой-то профит.
Потому что боимся быть аутсайдерами
В эксперименте Аша некоторые участники решили, что не могут правильно определить длину линий из-за какого-то своего нарушения. И они соглашались с большинством, чтобы не показывать, что с ними что-то не так.
Мы часто опасаемся порицания со стороны общества, не хотим идти на конфликт и боимся быть отвергнутыми. Этот страх заставляет пренебрегать личным мнением и принимать решения в угоду обществу.
Как преодолеть негативное влияние общества
Мы продукты своей культуры, так что полностью избавиться от влияния общества невозможно. Но иногда стоит абстрагироваться от общественного мнения, чтобы узнать, что лучше именно для вас. Вот несколько советов, как это сделать.
Изучите всю доступную информацию
Люди чаще идут за толпой, когда ничего толком не знают. Отложите решение, изучите все доступные данные, а ещё лучше — противоречивые мнения. Так вы с большей вероятностью сделаете правильный выбор.
Примите тот факт, что люди могут ошибаться
Все люди. Не только ваши соседи и друзья, но и умные учёные, важные работники правительства, эксперты и специалисты. Конечно, не стоит впадать в крайности и не верить вообще ничему, но если происходящее кажется вам лишённым логики и здравого смысла, возможно, ошибку совершают другие.
Оставьте место для размышлений наедине с собой
Советоваться и выслушивать чужие мнение — это прекрасно, особенно если вы рассматриваете разные точки зрения, а не ищете похожие, чтобы подтвердить своё решение. Но иногда нужно подумать обо всём в одиночестве, без влияния со стороны. Принимая важные решения, попробуйте остаться один на один с собой и поразмышлять без посторонних.
Эффект присоединения к большинству — одна из многих ловушек мышления, в которые мы попадаем ежедневно. У Лайфхакера есть книга о том, почему так происходит и как этого избежать. В ней, опираясь на науку, мы по одной разбираем ловушки и даём советы, как не позволить собственному мозгу нас обмануть.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Как рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
Как усыновить ребёнка: пошаговый план
Foodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса