Презентации — это всего лишь инструмент. Иногда они способны украсить выступление и сделать его более информативным. Например, если докладчик сравнивает большое количество данных, их тяжело воспринимать на слух — графики или диаграммы представят ситуацию нагляднее.

Но со временем презентации стали чуть ли не обязательным элементом любого выступления, даже если оно проходит на планёрке-пятиминутке в отделе. Существует множество статей и курсов, как готовить содержание слайдов, а ещё есть тренды в их оформлении. Однако часто нет ответа на главные вопросы: зачем в какой-то конкретный момент презентация нужна и какие задачи она решает?

Вот почему в большинстве случаев будет лучше отказаться от презентаций.

1. Это сэкономит ваше время

К любому выступлению надо готовиться. Даже для ежедневной пятиминутки в отделе стоит написать хотя бы тезисы, чтобы логично донести информацию.

Считается, что работа над презентацией помогает собраться с мыслями, потому что в процессе вы как раз формулируете тезисы выступления. Но знаете, что ещё помогает? Старые добрые карточки с ключевыми идеями или план выступления на бумаге. Если вы потратите время именно на его обдумывание, а не на оформление слайдов с красивыми переходами и картинками из бесплатных фотобанков, толка будет явно больше.

Тем более что если вы используете презентацию, оценка вашего выступления во многом зависит от выбранного дизайнерского решения. Так что подготовка требует поистине много усилий, а ещё дополнительных знаний о шрифтах, композиции и других нюансах, которые большинству людей нужны исключительно для презентаций. Нет их — нет проблем и пустой траты ресурсов.

2. Это сэкономит время собравшихся

Презентация должна служить дополнением и иллюстрацией к искромётному рассказу докладчика. Но зачастую спикер лишь монотонно (или не очень — как повезёт) зачитывает текст со слайдов, практически не добавляя к нему ничего нового.

Но если на слайдах уже содержится вся важная информация, может, и не стоит собирать людей, чтобы прочесть им эти данные. Достаточно просто разослать презентацию, пусть каждый посмотрит в комфорте в удобное для него время. А раз уж вы собрались все вместе, есть смысл пообщаться в формате, более приближенном к диалогу.

3. Это вовлекает аудиторию в происходящее

Физики, работающие над Большим адронным коллайдером, заметили LHC Physics Center switches to whiteboard-only forums это ещё в 2014 году. Оказалось, что если выступление сопровождается слайдами, присутствующие не настроены вступать в диалог. Они смотрят на экраны и неохотно отрываются от них, чтобы подискутировать.

Впрочем, спикер к этому тоже редко готов: если он опирается в выступлении на презентацию, то слабо отвечает на вопросы, которые прямо с ней не связаны.

Экран со слайдами встаёт между вами и аудиторией.

Как только физики отказались от презентаций, ситуация волшебным образом изменилась — люди стали Physicists, Generals And CEOs Agree: Ditch The PowerPoint более активно общаться.

4. Это делает выступление лучше

Когда речь или доклад подкрепляют презентацией, фокус внимания смещается на неё. Нередко выступление становится равно презентации: не слайды сопровождают рассказ, а рассказ — слайды. А потому именно на них уходит много сил. Само выступление при этом часто остаётся слабым: зачем тратить на него время, если можно «прикрыться» презентацией.

Конечно, есть мощный аргумент в пользу слайдов: многие в аудитории могут оказаться визуалами, поэтому их проще привлечь сменяющимися картинками. Но здесь проблема не в слушателях и зрителях, а в спикерах и качестве их выступлений.

Например, пересмотрите мощные выступления с конференции TED, где выступающие часто только рассказывают свои истории. И это работает просто так, без иллюстраций.

Более того, презентация — это не обязательно слайды.

Кажется, мы стали забывать, что это слово использовали и до появления PowerPoint и подобных программ. И означало оно представление аудитории чего-то нового. А потому, если вернуться к истокам и дать публике что-то новое, то заинтересовать её можно и без картинок.

5. Это даёт возможность больше думать

На слайдах обычно содержится вся важная информация, и аудитория это понимает. Зачем слушать и искать что-то ещё, если на картинках собрано основное.

Но вот в чём дело: распространяя информацию на большую аудиторию, обычно ориентируются на самую несообразительную её часть. Журналисты пишут тексты так, чтобы было понятно даже тем, кто давно не читал ничего, кроме постов в Instagram. Учителя повторяют материал, пока его не поймут все ученики. Спикеры преподносят информацию в презентации так, чтобы вопросов ни у кого не осталось. А так как при наличии слайдов люди в основном обращают внимание только на них, это всё очень упрощает.

Отсутствие слайдов делает восприятие информации немного сложнее, но зато даёт людям возможность вслушаться в слова спикера и унести столько, сколько они могут зачерпнуть. При условии, конечно, что выступление качественное и содержательное, а не состоит лишь из тезисов со слайдов.