Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
22 февраля 2019

Как СМИ влияют на общественное мнение и что делать, чтобы не попадаться на уловки

Советов из серии «не читать новости, удалиться из социальных сетей и уйти в подполье» не будет.
Фото автора Ксения Жевлакова
Ксения Жевлакова

Как СМИ влияют на общественное мнение и что делать, чтобы не попадаться на уловки

Какие уловки используют СМИ

Намеренно вызывают нужные ассоциации с героем сюжета

Информацию в таких случаях могут подавать самыми разными способами. Вот основные из них.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Завуалированная подача. Один из вариантов — использование хитрых приёмов вёрстки. Психотерапевт Сэмюэль Лопес де Виктория приводит пример из газеты, редакция которой имела свою точку зрения насчёт действий одного политика.

В одном из выпусков рядом с его портретом они разместили фотографию клоуна, иллюстрирующую другую статью. Но ассоциации срабатывали так: казалось, что фотография этого персонажа относится именно к политическому материалу.

Проведение параллелей. К примеру, между героем сюжета и какой-либо неприятной личностью с тёмной историей, зарекомендовавшей себя сомнительными поступками. Вплоть до откровенной клеветы, чтобы вызвать нужные — в данном случае негативные — ассоциации.

Подбор нужных иллюстраций. В статьи нередко помещают не фотографии героя, а его карикатурные, как бы шуточные, изображения. Только обычно эти забавные рисунки содержат недвусмысленный подтекст: выставляют человека в дурном свете или акцентируют внимание на свойственных ему отрицательных чертах или действиях.

Иногда для неугодного персонажа подбирают худшую фотографию, которую только можно, чтобы усилить негативное восприятие аудиторией и закрепить ассоциацию.

Говорят об одной проблеме, но игнорируют другую

Сергей Зелинский, психолог, писатель и публицист, пишет, что СМИ могут осознанно «не замечать» одну проблему, но охотно уделять повышенное внимание другой. Из-за этого действительно важная новость теряется на фоне второстепенных, но мелькающих перед нами чаще.

Политические психологи Дональд Киндер и Шанто Айенгар провели эксперимент. Исследователи разделили испытуемых на три группы, каждой из которых показывали отредактированные новостные сюжеты с фокусом на три разные проблемы.

Через неделю участники из каждой группы считали, что именно ту проблему, которая получила более широкое освещение в СМИ, нужно решать в первую очередь. Причём у каждой группы была своя, отличающаяся от других тема.

Получается, что наше восприятие проблемы меняется не только из-за её реальных масштабов, но и из-за частоты упоминания в СМИ.

Более того, испытуемые также оценивали деятельность президента, опираясь на то, как он решает вопрос, который после просмотра отредактированных новостей они считали приоритетным.

Преподносят негативные новости как нечто обыденное

Информация, которая может вызвать у читателя или слушателя нежелательные эмоции, подаётся как ничем не примечательная. В итоге со временем человек перестаёт воспринимать дурные новости критично и начинает относиться к ним как к чему-то вполне нормальному, поскольку каждый день слышит и видит, что журналисты говорят об этом со спокойным лицом. То есть постепенно привыкает к негативной информации.

Используют контрасты

Новость, которая должна вызвать позитивный отклик, подаётся на фоне негативных сюжетов, и наоборот. Это делает её гораздо заметнее и выигрышнее. К примеру, сообщение о снижении уровня преступности в своём регионе будет воспринято более положительно после череды новостей о грабежах, разбоях или финансовых махинациях в отдалённой стране.

Оперируют «мнением большинства»

Нам проще сделать что-либо, если мы получаем одобрение других. Когда «78% населения недовольны сложившийся в регионе ситуацией» или «больше половины горожан уверены, что жизнь стала лучше», человеку лишь остаётся выбрать, к какому большинству присоединиться.

Приём также часто используют в рекламе, когда говорят, к примеру, что «80% домохозяек выбирает муку именно нашей марки». В итоге у женщины, которая смотрит рекламный ролик, возникает подсознательное желание оказаться в большинстве. И в следующий раз, возможно, она всё-таки купит «ту самую марку». А вдруг и ей тоже понравится?

Смещают акценты

Сообщения об одном и том же событии можно преподнести по-разному. Даже смена формулировки заголовка зачастую смещает акцент сюжета. Хоть он и остаётся правдивым, из-за специфической подачи у нас искажается его восприятие: мы фокусируемся именно на том, что СМИ вынесли на первый план.

Этот приём социологи часто сопровождают показательным примером — анекдотом про забег генсека СССР и американского президента, в котором победил второй.

Американские СМИ писали: «Наш президент пришёл первым и выиграл забег». Советские СМИ тоже опубликовали новость: «Генсек пришёл вторым, а президент США — предпоследним». И вроде бы правда и там, и там, но воспринимается она всё-таки по-разному.

Подают сообщение по методу «сэндвича»

Социальный психолог и публицист Виктор Сороченко описывает два приёма: «ядовитый сэндвич» и «сахарный сэндвич». Первый используют, чтобы спрятать позитивную информацию между двумя негативными сообщениями. Второй — чтобы негативный контекст затерялся между оптимистичными началом и концом.

Ссылаются на исследования, которых не было

В сюжете упоминают: «наш источник рассказал…», «группа учёных выяснила, что…» или «масштабное исследование доказало…», но не дают никаких ссылок. Такая фраза, вероятнее всего, используется лишь для придания большей значимости сказанному и не имеет под собой реальных оснований.

Создают интригу там, где её нет

Иногда журналисты прибегают к кликбейту: добавляют заголовку излишней сенсационности и выносят в него цепляющие слова, не передающие суть статьи, но заставляющие нас открыть её. И — как результат — получить полное разочарование из-за содержания.

Часто для кликбейта используют слова «шокирующий», «сенсация», «вы не поверите, что…» и так далее. Но иногда просто замалчивают важные детали, вводя в заблуждение читателя.

Например, вам попался такой заголовок: «Житель города N пришёл на выставку и уничтожил известную картину Айвазовского». Вы переходите по ссылке и из первого абзаца узнаёте, что человек купил репродукцию в сувенирной лавке, а затем порезал её на лоскуты. Зачем он это сделал — непонятно, но произошедшее не имеет никакого отношения к оригиналу картины, что совсем не очевидно из заголовка.

Выделяют нужную информацию на графиках

Например, чтобы разница между показателями нескольких конкурирующих компаний казалась внушительнее, нам могут показать лишь часть шкалы столбчатой диаграммы — от 90% до 100%. Разница в 4% на таком отрезке кажется ощутимой, но если посмотреть на шкалу полностью (от 0% до 100%), все компании будут почти на одном уровне.

Подобные приёмы используют и при построении графиков, указывая разные по продолжительности отрезки времени между критическими отметками, выбирая таким образом самые пиковые моменты. Тогда линия, идущая вверх или вниз, будет показательнее.

Кстати, указывать числа в процентах тоже выгоднее. Например, фраза «прибыль компании выросла на 10% за последний месяц» звучит довольно неплохо, а вот «за этот месяц компания заработала на 15 000 рублей больше» — уже не так впечатляет. Хотя и то, и то — правда.

Как не попадаться на эти уловки

Развивайте в себе критическое мышление. Оно необходимо, чтобы обрабатывать большие объёмы информации, анализировать доказательства, аргументы и мнения других людей, рассуждать логически. А ещё такое мышление заставляет ставить под сомнение факты и добираться до сути.

Вот действия, которые помогут научиться отличать достоверную информацию от ложной и распознавать манипуляции:

  • Читайте книги о критическом мышлении или другие полезные материалы по теме.
  • Изучайте и запоминайте уловки и приёмы, которые чаще всего используют СМИ и маркетологи.
  • Развивайте медиаграмотность. Это необходимый навык человека, живущего в цифровую эпоху. Именно медиаграмотность определяет возможность критического мышления: человек способен различать надёжные источники, анализировать контент и понимать культуру медиа.
  • Общайтесь в социальных сетях — или другим подходящим для вас способом — с людьми, которые могут дать объективную непредвзятую оценку по интересующему вас вопросу.
  • Подвергайте сомнению свои собственные суждения, пробуйте взглянуть на вещи под другим углом и ищите корень проблемы.
  • Учитесь читать и понимать статистику. Когда говорят, что «75% людей хотят жить лучше», это не всегда означает, что они живут плохо сейчас. И многие участники опроса комментируют свой ответ далее так: «Я доволен жизнью, но нет предела совершенству». К тому же выборка может быть ничтожно мала, а вопросы во время сбора данных, скорее всего, задавались таким образом, что человек подсознательно выбирал нужный ответ — у него просто не было достойных альтернатив.
Читайте также
🧐
7 лайфхаков, как не поддаваться на маркетинговые уловки
9 уловок в рекламе, на которые мы ведёмся
lifehacker.ru
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Популярный 3D-принтер Bambu Lab A1 отдают со скидкой 40% на «чёрной пятнице»

Популярный 3D-принтер Bambu Lab A1 отдают со скидкой 40% на «чёрной пятнице»

Забираем красивую дрель-шуруповёрт от Xiaomi со скидкой 28%

Надо брать: дрель-шуруповёрт от Xiaomi со скидкой 28%

5 отличных планшетов со скидками на распродаже «чёрная пятница»

5 отличных планшетов со скидками на распродаже «чёрная пятница»

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома со скидкой 38%

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Пусковые устройства на распродаже

5 пусковых устройств для автомобиля, которые можно выгодно купить на «чёрной пятнице»

Это интересно
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Профилактика диабета: как повысить свои шансы не заболеть

Профилактика диабета: как повысить свои шансы не заболеть

Комментарии
John Smith
22.02.19 09:39
- В политических вопросах читайте иностранные СМИ, чтоб узнать альтернативную точку зрения. - Никогда не переставайте общаться с людьми с альтернативными взглядами на вещи. Это, порой, может быть очень неприятно, всегда хочется общаться с единомышленниками или хотя бы с теми, кто будет солидарен с вами.
Конь Сферический
22.02.19 10:06
Я пользуюсь таким приёмом. Телевидение вообще "не употребляю", а новости читаю ... позже. Раз в неделю, по воскресеньям в течение 10-15 минут. Не больше! Обычно к этому моменту ситуация как-то развивается и ангажированность в ретроспективе становится заметнее. Жаль, но адекватных и объективных СМИ я не наблюдаю. Ни у нас, ни у них. Зато хоть своего времени на эту фигню трачу совсем немного.
Nik One
22.02.19 10:18
А стоит ли вообще читать ежедневные «общие» СМИ? Давно уже перешёл исключительно на периодические электронные издания определённой и интересной мне тематики. Тонны информационного мусора только мешают сосредоточиться на важном.Как кто-то сказал: «Если в мире что-то важное произойдёт, то вы в любом случае об этом узнаете»
Merdan Atazhanov
22.02.19 13:38
Российские сми вообще не стоит смотреть, сплошная лапша
Сергей Балашов
22.02.19 15:19
Надо заглянуть в себя и разобраться, почему вы не даёте обсуждать ваше сформировавшееся мнение. Отсюда всё идёт. "Я уверен на 100%" можно услышать от многих. Но быть уверенным не значит быть уверенным на 100% и лелеять своё мнение. Мыслящий человек постоянно корректирует его, анализируя факты и делая выводы. Всегда имеет смысл услышать и понять сторонников и противников для формирования своего мнения. А статья хорошая, теперь вы знаете, как манипулируют им.
Димон Медвед
22.02.19 22:16
Наши СМИ в этом деле достигли совершенства!
Конь Сферический
23.02.19 08:30
Нет! Совершенства в этом деле достигли как раз западные СМИ. Наши работают грубее, однако совершенствуются с пугающей скоростью.
JamesTipkin
24.02.19 20:46
Не смотреть телевизор вообще, читать независимые блоги в интернете, например, первый блогерский, читать книги
Что вы могли пропустить
Как обнаружить у себя крошечные психологические травмы и справиться с ними
Как обнаружить у себя крошечные психологические травмы и справиться с ними
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о памяти: отвечает нейрофизиолог Ольга Сварник
10 стыдных вопросов о памяти: отвечает нейрофизиолог Ольга Сварник
0
24 ноября
Жизнь
Колонка
Как отдохнуть по-настоящему, если вы тревожный человек
Как отдохнуть по-настоящему, если вы тревожный человек
0
23 ноября
Жизнь
Жизнь
Как метод зональной уборки поможет навести порядок даже очень занятым людям
Как метод зональной уборки поможет навести порядок даже очень занятым людям
0
21 ноября
Жизнь
Жизнь
Как извлечь пользу из сожалений
Как извлечь пользу из сожалений
0
20 ноября
Жизнь
Жизнь
Существует ли привилегия красоты и правда ли успех зависит от внешнего вида
Существует ли привилегия красоты и правда ли успех зависит от внешнего вида
0
20 ноября
Жизнь
Жизнь
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
0
20 ноября
Жизнь
Колонка
Что такое ментальная гигиена и как её правильно соблюдать
Что такое ментальная гигиена и как её правильно соблюдать
0
19 ноября
Жизнь
Жизнь
5 примеров из жизни, когда вам пригодится правило противоположностей
5 примеров из жизни, когда вам пригодится правило противоположностей
0
19 ноября
Жизнь
Жизнь
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
0
18 ноября
Жизнь
Колонка
Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно
Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно
0
18 ноября
Жизнь
Жизнь
6 капризных комнатных растений, с которыми новичкам лучше не связываться
6 капризных комнатных растений, с которыми новичкам лучше не связываться
0
18 ноября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
0
17 ноября
Жизнь
Колонка
Почему умные люди принимают глупые решения
Почему умные люди принимают глупые решения
0
14 ноября
Жизнь
Жизнь
Как отвечать на вопросы ребёнка, если сам не знаешь ответа
Как отвечать на вопросы ребёнка, если сам не знаешь ответа
0
14 ноября
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Sharo13 минут назад

0 / 0

Хочу узнать название картины и имя автора/
Этот сайт позволит найти картину по фотографии
Аватар автора комментария
Sharo22 минуты назад

0 / 0

Что это за картина и кто её автор. Если можно, укажите ценность.
Этот сайт позволит найти картину по фотографии
Аватар автора комментария
Радик Карамов34 минуты назад

0 / 0

DS
Названы 5 самых популярных чат-ботов в России — трафик ИИ-сервисов увеличился в 6 раз
Аватар автора комментария
Thor Steinar1 час назад

0 / 0

Выглядит на первый взгляд очень симпатично! Попробую недели 2 использовать его как основной браузер. Спасибо за рекомендацию!
Представлен Orion — новый браузер для Mac с фокусом на скорость и приватность
«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях