Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Своё дело
15 апреля 2020

7 лайфхаков от предпринимателей, как удержаться на плаву в карантин

Бизнесмены предлагают искать смелые решения, но вовремя отступить, если это потребуется.
Фото автора Наталья Копылова
Наталья Копылова

Автор Лайфхакера

7 лайфхаков от предпринимателей, как удержаться на плаву в карантин

1. Перенесите бизнес в онлайн

Кажется, что это потрясающе очевидный совет. Но сейчас самое время взглянуть на него ещё разок.

Когда пандемия коронавируса была ещё эпидемией, те, кто мог легко перенести деятельность в интернет, это сделали. Остальные замерли в ожидании. Было непонятно, введут карантин или нет? А если введут, то на сколько? И чем поддержит государство? Теперь ответы есть, и они бизнесу не нравятся. Вместо карантина и ЧС введены самоизоляция, режим повышенной готовности и оплачиваемые месячные выходные. Очевидно, что ситуация быстро не разрешится, значит, сейчас надо подумать о переходе в онлайн ещё раз.

Дмитрий Пучков

Категорийный менеджер «Авито Работа».

По последним данным, с момента установления карантина российские интернет‑провайдеры зафиксировали увеличение интернет‑трафика на 10–30%. Это значит, что у пользователей в разы больше времени на цифровой контент. Поэтому поищите способы грамотно перейти из офлайн‑формата в онлайн. Например, многие компании запускают сейчас серии платных онлайн‑вебинаров для профессионалов и частных лиц и обнаруживают, что клиенты из регионов, которые не могли приехать, чтобы получить консультацию, активно подключаются к этим вебинарам.

Чтобы продолжать работать, важно понимать, какую часть прежних задач вы можете выполнять в новых условиях и как это делать правильно. Ваши клиенты тоже оказались в непростой ситуации, особенно если вы имеете дело с организациями, а не с физлицами. Они будут лояльны и благодарны, если вы продолжите выполнять свои обязательства, несмотря ни на что.

Павел Котов

Руководитель департамента по работе с партнёрской сетью «АТОЛ».

Продукты «АТОЛ» обеспечивают финансовые расчёты. Нам удалось за короткий срок организовать систему дистанционного мониторинга оборудования и устранения неполадок для наших партнёров. Те, в свою очередь, работают с конечными заказчиками, например с продуктовыми магазинами или аптеками. Система функционирует по тому же принципу, что и дистанционное администрирование компьютеров. Партнёр может удалённо вносить необходимые изменения, оперативно устранять неполадки. Мы доступны 24/7 для наших заказчиков.

Иногда альтернативных продуктов может быть несколько.

Антон Шардаков

Сооснователь сети барабанных школ «Не Школа Барабанов».

Наш бизнес — школа игры на музыкальном инструменте. На сегодняшний день мы обучаем более 10 тысяч человек одновременно. Школы работают офлайн, а барабанная установка не тот инструмент, который каждый ученик может принести домой. К тому же у нас сеть франшиз, где каждый франчайзи в своих действиях зависит от управляющей компании.

Мы оперативно запустили альтернативные продукты, которые позволили на время заменить основной — курс по игре на барабанах. Первым продуктом, который мы анонсировали, стал «Интенсив со звёздами» — девятидневный марафон, где барабанщики из популярных групп («Би‑2», «Ночные снайперы», «Мельница», Black Star) ведут занятия с нашими учениками. За первые десять дней продаж мы получили 1,5 миллиона рублей выручки, которые позволили нам частично перекрыть расходы из‑за карантина.

Второй продукт — Drum TV. Это формат барабанного телевидения со своей программой передач, учебный, развлекательный, новостной и эмоционально поддерживающий контент, который мы реализуем через YouTube. Сейчас мы еженедельно снимаем десятки уроков. И каждый из учеников в итоге имеет возможность получить даже больше пользы, чем в «мирное время».

Третий продукт — перевод в онлайн развлекательных мероприятий. До карантина у нас каждую неделю проходили концерты и вечеринки, где выступали наши ученики. Этот формат они также восприняли с огромным интересом.

2. Переведите коммуникации в интернет

Перенести взаимодействие с клиентом в онлайн стоит не только на время пандемии, но и в долгосрочной перспективе. Это касается и сегмента B2C, и B2B. Причём последнего даже в большей степени, ведь здесь особенно сильна приверженность личным контактам. По некоторым данным, почти половина лиц, принимающих решения о закупках, никак не контактируют с потенциальным продавцом. Они получают все данные из открытых источников. Так что ставка на личные встречи и активные продажи рискует не сработать уже в ближайшем будущем.

Конечно, заниматься онлайн‑стороной бизнеса было бы удобнее в более спокойное время. Но придётся работать с тем, что есть.

Сейчас читают
🔥
Кредитные каникулы и отмена пени за неуплату ЖКУ: как государство поддержит россиян

3. Переформатируйте бизнес

Некоторым ограничительные меры не дают заниматься тем, что они делали до пандемии. Товары и услуги других просто невостребованы. Многие стали заложниками ситуации. Когда стало понятно, что в новой реальности придётся существовать долго, самое время рассмотреть, на что нужное и актуальное может переключиться ваша компания. Не всегда это будет самое очевидное решение.

Екатерина Крайванова

Сооснователь сервиса аренды вещей Next2U.

Карантин и связанные с ним ограничения начались ещё в середине марта и моментально отразились на нашем сервисе аренды вещей. Спрос на всё, что связанно с мероприятиями (вечерние платья, смокинги, световое и звуковое оборудование, декор и мебель) упал на 80%, сейчас эта цифра достигла 90%. При этом он значительно вырос в категориях, не очень популярных до этого момента: аренда велотренажёров, беговых дорожек, спортивного инвентаря, игровых приставок и роботов — мойщиков окон. Теперь они стали хитами.

Чтобы удовлетворить взрывной рост спроса, мы начали сотрудничество с фитнес‑клубами и клубами сайклинга. Фитнес‑клуб размещает на нашем сервисе свои предложения об аренде спортинвентаря и работает с клиентами, обеспечивая его выдачу и приёмку. Мы занимаемся поиском клиентов, предоставляем онлайн‑договор, скоринг и страховку. За эту работу наша стандартная комиссия составляет 20–25% от суммы сделки, но на апрель мы её снизили до 5%, чтобы хоть как‑то поддержать рынок аренды вещей. Безусловно, аренда даже большинства спортинвентаря клуба не позволит ему приблизиться к докризисным доходам, но будет подспорьем, которое поможет это время переждать.

По такому же принципу сотрудничества, как с фитнес‑клубами, мы планируем коллаборации с игровыми клубами для удовлетворения спроса на игровые приставки, который также значительно вырос.

4. Позаботьтесь о сотрудниках

Чтобы не испортить отношения, важно сохранять их прозрачность. Если ваша компания хороша, а вы не врёте людям и не подставляете их, велика вероятность, что сообща вам удастся пережить тяжёлый период. Возможно, ради этого сотрудники даже согласятся потерпеть некоторые неудобства. Забота о них — инвестиция в будущее.

Евгения Пруслина

Совладелица PR‑агентства BBAgency.

Ещё в начале марта мы договорились с подрядчиками‑копирайтерами о снижении ставки за работу в 1,5–2 раза на два месяца. А с сотрудниками перешли на более тонкую систему оплаты: фикс — 50% от той зарплаты, которая была, а всё остальное — бонус за перевыполнение KPI.

Так мы даём нашим клиентам бо́льшую ценность за тот же гонорар, так как сейчас все нацелены на высокую продуктивность в синергии. В итоге оборот за счёт приостановки работы с теми клиентами, которые занимались организацией офлайн‑мероприятий, упал на 30%, при этом личный доход остался на прежнем уровне.

Антон Шардаков

Сооснователь сети барабанных школ «Не Школа Барабанов».

Мы собираемся сохранить всю нашу команду к моменту выхода из карантина. Мы сократили бонусную часть и премии, но при этом дали сотрудникам возможность зарабатывать в текущих реалиях: они занимаются продажей онлайн‑продуктов и за перевыполнение плана смогут получить вознаграждения. Также мы нашли компании, которым необходимы продажники на аутсорсе, и берём на себя часть их работы.

5. Сократите расходы

Структурируйте все расходы компании и разделите их на группы по степени необходимости. Так вы будете понимать, от чего можно отказаться в ближайшее время, а за что нужно держаться до последнего. Например, вы можете договориться с арендодателем и временно снизить платежи за ваш офис. Или работать напрямую с поставщиком необходимых вам товаров, а не с дистрибьютором.

Здесь важно «видеть берега». Не стоит спускать последнее, если света в конце туннеля всё ещё не видно. Возможно, грамотнее в этих условиях будет законсервировать бизнес до лучших времён — если отрасль позволяет, конечно.

Екатерина Здесенкова

Исполнительный директор группы компаний iConText Group.

Если вы оказались не готовы к ситуации, лучше принять непростое решение остановить или заморозить бизнес на время кризиса. Иногда лучше переждать шторм, чем биться в конвульсиях и тратить последние деньги. Ведите свою страничку в Instagram* или Facebook*, постарайтесь сохранить вашу основную аудиторию. Если она останется заинтересованной в вас, вы гораздо быстрее восстановите то, что было упущено.

6. Прокачайте бренд

Кризис не самое подходящее время для дорогостоящих маркетинговых мероприятий. Однако, если чувствуете в себе силы и готовы вложиться в узнаваемость бренда, рассмотрите варианты. При верном планировании это не потребует от вас запредельных трат.

Гаянэ Асадова

Основатель первого PR‑бюро для экспертов ACG.

У экспертов и предпринимателей нет другого выхода из кризиса, кроме как заявлять о себе и своём бизнесе через СМИ, повышать доверие потенциальных клиентов. Сейчас, когда обороты большинства компаний не растут, владельцы и эксперты выбирают рост своей известности. Это логично, ведь карантин закончится, всё заработает в прежнем режиме. И к этому времени они будут уже впереди конкурентов, о которых так никто и не узнал. Известность бренда напрямую влияет на доход компании.

Возможно, параллельно с этим у вас получится найти новые каналы для заработка денег.

Елена Зубкова

Основательница и директор креативного агентства OMG Agency по созданию личного бренда в Instagram*.

Наш клиент — косметологическая клиника, которая закрылась из‑за пандемии. Совместно с основательницей этой клиники мы приняли решение развивать аккаунт в Instagram*. Сделали упор на то, что женщины могут заботиться о себе дома: делать чистки лица, снимать лак и так далее. При этом клиника предлагает необходимые товары для ухода за собой: маски, салфетки для снятия покрытия с ногтей и прочее. Их доставляет курьер.

7. Думайте о будущем

Есть и хорошие новости: пандемия и кризис не вечны. Этот период будет тяжёлым — нет причин предсказывать обратное, но он рано или поздно закончится. И к этому нужно быть готовыми.

Лилия Алеева

Директор по маркетингу ICL Services, кандидат экономических наук.

У меня перед глазами есть примеры, как умело малый бизнес приспосабливается к текущим непростым условиям. Один из казанских салонов красоты ввёл долговременную предзапись для лояльных клиентов по привлекательным ценам. С одной стороны, это позволит салону продержаться в безденежный период в части зарплат и арендных платежей и не растерять персонал. С другой стороны — обеспечить себя работой по завершении пандемии и не терять времени на восстановление потока клиентов.

Читайте также
🧐
13 бизнес-идей для маленького города, которые сработают
Личный опыт: как я открыл студию дизайна
Как оформить увольнение по соглашению сторон правильно

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Проектор Wanbo Mozart 1 Pro 2025

Выбрасываем телевизор и забираем проектор Wanbo Mozart 1 Pro с хорошей скидкой

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

Распродажа Чёрная пятница наAliExpress

15 достойных внимания товаров со скидками до 67% на «чёрной пятнице»

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

Надо брать: компактная беговая дорожка для дома со скидкой 66%

Надо брать: компактная беговая дорожка для дома со скидкой 66%

Это интересно
ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Kremlina Nova13 минут назад

0 / 0

Вот бы мне такую терапию. Мне сложно отказать, особенно близким людям ((( Иногда получается себя перебороть, но потом возникает чувство вины (( Да и отказ тоже, порой страшно услышать.
Что такое терапия отказами и эффективна ли она для обретения уверенности в себе
Аватар автора комментария
Kremlina Nova18 минут назад

0 / 0

Оживили моего любимого персонажа из "Холодного сердца", он такой прикольный
Disney создала роботизированного Олафа из «Холодного сердца» — он выглядит как живой
Аватар автора комментария
Kremlina Nova20 минут назад

0 / 0

Сто процентов ))
Без интернета, но с пропагандой: YouTube-блогер изучил два смартфона из Северной Кореи
Аватар автора комментария
Kremlina Nova20 минут назад

0 / 0

Какой классный, выглядит, как элемент интерьера.
Huawei выпустила прозрачный роутер с мини-горой внутри и подсветкой
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке 

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях