6 современных брендов, которые появились ещё в Российской империи

1. «Новая заря»
Эта компания производит те самые духи «Красная Москва». Она в 1864 году. Тогда молодой француз Генрих Брокар, работавший на парфюмерной фабрике, решил открыть мыловаренное предприятие. Цех разместил в бывшей конюшне, а из инструментов приобрёл только печь, пару кастрюль и ступку.
Первым делом француз создал партию обычного брускового мыла «Детское». Но оно проигрывало в борьбе с раскрученными конкурентами. Жена предпринимателя Шарлотта предложила поэкспериментировать с формой. Под брендом «Брокар и Ко» начало выходить мыло в виде мандаринов, букв и животных. Это сработало! Продукцию фирмы стали активно покупать родители.
В начале 1870‑х Брокар решает добавить в ассортимент парфюмерию. А к XX веку он умудрился стать официальным поставщиком императорского двора. Но долго радоваться этой победе не удалось: в декабре 1900 года предприниматель скончался. Дело перешло к жене и детям. В 1913 году к юбилею династии Романовых «Брокар и Ко» подготовил особый парфюм для Марии Фёдоровны, мамы Николая II, — «Любимый букет императрицы».
В 1917 году бренд национализировали, а в 1922‑м он изменил название на «Новая заря». Тремя годами позже на полках появляется «Красная Москва». Кстати, по одной из версий эти духи точно ольфакторную пирамиду того самого «Любимого букета императрицы». Но есть и другие легенды, например, что композицию собирали уже в СССР при участии Полины Жемчужиной, жены Вячеслава Молотова. Сейчас «Новая заря» всё ещё продолжает выпускать этот легендарный аромат, а вместе с ним ещё порядка 160 парфюмов. Также в их ассортименте есть дезодоранты, лаки для ногтей, композиции для дома и другие товары.
2. «Большевик»
История этой кондитерской компании также начинается с иностранного предпринимателя. Молодой француз Адольф Сиу в Москву в 1853 году, чтобы работать в парфюмерном доме и в будущем запустить собственное дело в Российской империи. Долго он не ждал: уже в 1855‑м с женой открыл семейную кондитерскую. Сначала прибыли не было: Сиу был занят на работе, поэтому всецело посвятить себя сладостям не мог. В 1861 году его трудовой контракт закончился, и кондитерская начала расти. В ассортименте появились пастила, пряники, мороженое, кофе, какао. Объёмы продаж выросли до 24,5 тонны продуктов в год.
В 1881‑м француз официально зарегистрировал свой бренд — торговый дом «А. Сиу и Ко». Спустя три года компания перешла в управление к детям Адольфа. А в 1913 году поставщиком императорского двора. Тогда же было создано знаменитое печенье «Юбилейное» — рецепт разработали специально к трёхсотлетию династии Романовых.
После революции компанию национализировали и переименовали в «Большевик». Бренд во времена СССР часто в ВДНХ (ранее ВСХВ). На этой выставке традиционно показывали главные достижения отечественных производителей. Кстати, в 2023 году ей исполняется ровно 100 лет. В честь юбилея на ВДНХ пройдёт международная выставка‑форум «Россия» с той же концепцией: она откроется 4 ноября и будет работать до 12 апреля 2024 года.
В 1990‑е у бренда «Большевик» снова появился французский владелец — его Danone. В 2007‑м компания американскому концерну Kraft Foods, а в 2012‑м — Mondelēz International. Все эти перестановки никак не повлияли на «Юбилейное» — оно даже превратилось в отдельную линейку: в ней кроме классической версии этого печенья есть варианты с глазурью разных вкусов, цельнозерновые крекеры и кексы.
3. «Рот Фронт»
Кондитерская компания, конфеты которой сейчас есть в любом супермаркете, появилась в 1826 году. Тогда это была не огромная фирма, а небольшая семейная мастерская московского купца Сергея Ленова. Основатель бизнеса делал только леденцы и помадки. Расширить ассортимент и увеличить объёмы производства уже внук Ленова — Георгий, получивший бизнес в 1886 году. Вместе со своей женой Екатериной он закупил новые производственные здания и машины, а в линейку товаров добавил конфеты, шоколад и мармелад. Фабрика обрела название «Торговый дом Леновых». Кондитерские изделия бренда были популярны в России и ездили на международные выставки, в том числе в Риме: там в 1911 году компания получила главную награду.
После революции фирму передали государству. Какое‑то время она называлась «Кондитерская фабрика Центросоюза», но в 1931 году стала «Рот Фронтом» — по имени немецкой антифашистской организации. К 1938 году фабрика превратилась в одного из крупнейших производителей кондитерских изделий в СССР: она создавала 176 разных сладостей. В 1959‑м придумала свои легендарные конфеты — батончики «Рот Фронт», а в 1980‑м первой в России начала выпускать жевательную резинку.
Сейчас фабрика ежегодно производит порядка 74 тысяч тонн продукции, а в её ассортименте насчитывается 300 наименований. Кроме того, с 2002 года «Рот Фронт» входит в холдинг «Объединённые кондитеры».
4. «Красный котельщик»
Этот котельный завод в Таганроге появился в 1896 году. Его — бельгиец Альберт Нев, перебравшийся в Россию по настоянию своего дяди, известного промышленника. Компанию он назвал «Альберт Нев, Вильде и К». Она создавала котлы для паровозов и пароходов, железнодорожные мосты, а также оборудование для шахт и печей.
После революции завод отдали Южному машиностроительному тресту. В 1925 году название сменилось на «Красный котельщик». В 1934‑м компания барабаны для котлостроительных заводов, а в 1948‑м — поставлять товар в Румынию, Венгрию и Китай. Со временем ассортимент завода пополнило оборудование для угольных, газовых и атомных электростанций.
В 1990‑е «Красный котельщик» снова стал частным предприятием и получил сертификат международного стандарта ISO 9001. Завод всё ещё создаёт оборудование для России и на экспорт, а его продукцию используют в 40 странах мира.
5. «Егорьевский Текстиль»
История крупного текстильного предприятия в подмосковном Егорьевске началась с поясов и кушаков. В начале XIX века собственную мастерскую по изготовлению таких аксессуаров крестьянин Иван Хлудов. Поначалу он занимался этим в родном селе Акатове. В 1817 году перебрался в Москву. Там он постепенно наращивал объёмы производства и поставлял свой товар в разные лавки на Красной площади. А позже приобрёл две собственные торговые точки.
В 1835 году предприниматель умер, его бизнес ушёл сыновьям — Алексею и Герасиму. Младшие Хлудовы расширили ассортимент — собственно, начали производить ткани. В 1840‑е они получили статус купцов первой гильдии, открыли торговый дом «А., Н., Г. и Д. Ивана Хлудова сыновья» и приобрели английские станки. Дальше бренд продолжал обретать популярность и даже засветился на международном рынке. Например, в 1867 году льняная продукция Хлудовых побывала на всемирной выставке в Париже.
В начале XX века компания временно приостановила работу, а в 1922 году вернулась под именем «Вождь пролетариата». Современное название бренд получил в 1992 году после приватизации.
6. «Бабаевский»
Основателем этого бренда крепостной крестьянин Степан Николаев. Его семья готовила для барского стола сладости. Особенно ему удавались абрикосовые пастила и варенье. В 1804 году Степану дали вольную, он с женой и детьми перебрался в Москву. Там Николаевы продолжили готовить угощения для праздников купцов и чиновников. Звездой всё также оставались блюда из абрикоса — за это начинающих кондитеров прозвали Абрикосовыми. В 1814 году семья официально сменила фамилию.
Год за годом мастерская росла. Но рывок случился в 1850‑х, когда дело перешло в управление Алексея Абрикосова, внука Степана Николаева. Фирма обзаводится машинами для тёрки миндаля и изготовления монпансье, появляется пара десятков наёмных рабочих. В 1870‑х компания официально становится кондитерской фабрикой, на которой трудится более сотни человек. Она также обзавелась сетью розничных магазинов в разных городах страны.
После национализации компании сначала присвоили имя «Государственная кондитерская фабрика №2», а затем уже близкое к сегодняшнему — «Фабрика им. рабочего П. А. Бабаева». Кстати, сначала рядом с новым названием ставили пометку «быв. Абрикосова» — таким громким и популярным был бренд.
В 1990‑х фабрику приватизировали: сначала она называлась ОАО «Бабаевское», а затем ОАО «Кондитерский концерн „Бабаевский“». Сейчас компания всё ещё производит разные сладости, в том числе конфеты «Вдохновение» и фирменный шоколад.















