«Яндекс» научился точнее отвечать на сложные запросы

Новый алгоритм «Яндекса» преобразует поисковый запрос и сайты в несколько смысловых единиц или так называемые семантические векторы. Как только пользователь вводит запрос, поисковая машина сравнивает эти векторы с заголовком и содержанием потенциально подходящих сайтов. Предыдущий алгоритм «Палех» умел сравнивать только семантические векторы запроса и заголовков, а «Королёв» сканирует веб-страницы целиком.
«Яндекс» объясняет работу алгоритма «Королёв» на примере «Войны и мира». Предыдущая версия поиска может найти книгу только по заголовку или по ключевым словам, связанным с содержанием: имена персонажей, названия глав и так далее. А новый алгоритм будто прочитывает роман целиком и понимает смысл повествования.
По мнению разработчиков, главный плюс понимания смысла запросов в том, что язык поиска становится более человечным. Пользователь может не искать фильм по названию, а просто кратко описать сюжет. Например, так: «фильм про космос в котором герой разговаривал с дочерью через часы». Алгоритм понимает, что есть такой фильм «Интерстеллар», где герой Мэттью Макконахи был в космосе и использовал стрелки часов для общения с дочерью. И этот фильм появится в поисковой выдаче.
Чтобы поиск понимал, как смысл запроса относится к содержанию веб-страницы, нужно использовать масштабную нейросеть. Для её обучения потребуются миллиарды примеров, поэтому «Яндекс» использует своих пользователей для тренировки алгоритмов.
Если человек перешёл из поисковой выдачи на сайт и остался на нём, скорее всего, алгоритм сработал правильно. Нейросеть обучается и на плохих примерах: если сайт тут же закрыли или просто пропустили, то система это запомнит. Так что в будущем поиск должен работать всё лучше и лучше.