Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Рабочие места
17 ноября 2022

«Всё, что было до Пушкина, — разогрев к выходу хедлайнера»: интервью с Юрием Сапрыкиным — основателем проекта «Полка»

Почему школьная программа не способна привить любовь к чтению и с какими современными авторами стоит познакомиться.
Фото автора Лера Бабицкая
Лера Бабицкая

Авторка Лайфхакера

«Всё, что было до Пушкина, — разогрев к выходу хедлайнера»: интервью с Юрием Сапрыкиным — основателем подкаста «Полка»

«Полка» — это проект, создатели которого рассказывают о самых значимых русскоязычных книгах. Они ведут сайт и подкаст, где объясняют, почему «Пушкин — наше всё», из‑за чего в каноне нет женщин‑писательниц, как классики описывали сексуальное влечение и многое другое.

Мы поговорили с основателем «Полки», Юрием Сапрыкиным, и попросили его рассказать о будущем отечественного книгоиздания, важных классических и современных текстах, школьной программе и об опыте подкастинга.

Юрий Сапрыкин

Журналист, литературный критик, основатель проекта «Полка».

О проекте «Полка»

— Как пришла идея создать «Полку»? Какую цель вы преследовали?

— «Полку» мы придумали 5 лет назад как способ заново рассказать про русскую классику и русскую культурную идентичность. Долго выбирали, с помощью каких форматов можно реализовать эту миссию.

Например, была идея создать гигантскую схему, которая показывала бы развитие литературы и движение идей внутри неё — как великие умы приходили к пониманию тех или иных истин. Потом поняли, что на это потребуются 10 лет жизни и большие усилия разработчиков.

Поэтому сейчас «Полка» существует в разных воплощениях:

  • сайт со статьями о русской литературе,
  • книга с гидами по большим романам,
  • соцсети,
  • подкаст.

— Вы пытались создать некую оппозицию учебной программе? Или наоборот, старались поддержать её, популяризируя русскую классику в онлайн‑пространстве?

— Идея создать оппозицию учебной программе или поддержать её у нас, конечно, была. Но наши материалы всё-таки заточены под других людей.

Всё, что делает «Полка», нужно взрослым, которые получили травму от столкновения с русской литературой в школе.

Они читали книги, совершенно далёкие от нынешних реалий, и не понимали, почему 150 лет подряд все считают «Анну Каренину» непревзойдённым произведением. Но потом выросли и почувствовали, что в этой литературе что‑то есть. И сейчас хотят разобраться, как получать удовольствие от чтения классики.

Нам хотелось бы помочь им в этом — выполнить функцию хорошего экскурсовода в музее, который ведёт читателя и доступно рассказывает ему, как устроено искусство.

О подкасте «Полка»

— Мне кажется, подкаст в этом смысле очень подходит для популяризации классики. В чём его задача?

— Да, подкаст — самая лёгкая и доступная форма разговора о литературе. Это более живой и менее академичный формат.

Дело в том, что мы в редакции страшно любим болтать. Это и натолкнуло на идею подкаста. Наверное, мы могли бы завести YouTube‑канал, но поняли, что нам больше нравится вести разговоры в тишине и темноте.

В этом смысле «Полка», наверное, мало чем отличается от 20 тысяч подкастов про секс и отношения. Просто у нас другая тема. При всех наших «умничаньях» это довольно лёгкий и дружелюбный формат. Благодаря ему легко почувствовать себя участником разговора, а не студентом, внимающим лектору со священным трепетом.

— Как вы придумываете темы для выпусков? У вас выходили эпизоды о еде и деньгах в литературе, о том, как авторы описывают свою внешность. Почему вам интересно разбирать такие темы?

— Мы пытаемся подойти к выбору тем с точки зрения того, что интересно нам. Не как читателям Тургенева, а как обычным людям. Что это может быть? Еда, секс, деньги…

Конечно, у каждой темы есть свой потенциал. У нас есть внутренний мем: «Собачки в русской литературе». Он обозначает совершенно крохотную, узкую тему, до которой, конечно, можно докопаться, но это будет похоже на разглядывание слона в микроскоп. Мы можем устроить такое обсуждение во время подкаста, но вряд ли выдержим целый час.

К тому же мой коллега Лев Оборин уже реализовал эту идею — он написал абсолютно серьёзную статью про собачек в русской литературе.

Однако нужно понимать: когда сгущаются исторические тучи, как сейчас, мы сразу забываем про еду и начинаем рассуждать о том, как в литературе реализована тема войны и отношений с государством.

Последний подкаст, например, посвящён тому, как в 1920–1930‑е годы детские писатели пытались вырастить «нового человека». Зачем? Потому что государство дало задание — воспитать будущих строителей коммунизма. Что‑то подобное происходит и сейчас, когда к детской литературе начинают предъявлять требование не просто быть развлекательной или познавательной, а воспитывать читателей в правильном духе.

Поэтому мы стараемся говорить о том, что было бы актуально и интересно и нам, и читателям, — о классических текстах, которые резонируют с сегодняшними мыслями в обществе.

О классической литературе

— В чём проблемы преподавания литературы в школе сейчас?

— Проблем несколько.

1. Нынешним детям сложно завести привычку к чтению. Сейчас у подростков книжки конкурируют не с прогулками во дворе или футболом, а с огромным количеством аудиовизуальной информации, которая гораздо более динамична и увлекательна, чем чёрные буквы на белой бумаге.

Разумеется, программа по литературе не нацелена на то, чтобы ученики полюбили книги. Её принципы были заложены в те времена, когда тебе сказали: «Читай», — и ты будешь читать. Это традиционная школьная авторитарность, которая сейчас работает очень плохо.

2. Огромное количество текстов, с которыми мы сталкиваемся на уроках литературы, не предназначены для чтения детьми. Причём не только нынешними, у которых голова якобы устроена по‑другому из‑за TikTok и Snapchat. Они не предназначены для чтения детьми вообще.

Если бы Толстому сказали, что «Войну и мир» должен будет прочитать любой человек, владеющий русским языком, в 16 лет, он бы пришёл в ужас.

Эта книга рассчитана на взрослого подготовленного читателя.

3. В курс литературы зашито много всего, что к ней не относится. С помощью классических текстов нам рассказывают про историю, этику, психологию, правила поведения и так далее. Это делает курс довольно тяжеловесным по содержанию и никак не помогает получать удовольствие от текстов.

При отсутствии хорошего учителя многое сводится к тому, что школьник должен зазубрить «правильные» шаблонные ответы на скучные вопросы: «Что хотел выразить Толстой в образе Платона Каратаева?» Это можно делать совершенно не включая головы и — хуже того — не читая «Войны и мира».

Из‑за этого вокруг школьной программы по литературе существует огромная индустрия обмана: сайты с краткими пересказами, готовые сочинения и рефераты…

Дальше — получаешь аттестат, выпускаешься из школы. Вроде бы ты переварил огромное количество знаний, но ничего, кроме ужаса, плоских формулировок про небо над Аустерлицем и нежелания брать в руки «Войну и мир», у тебя не остаётся.

«Что с этим делать?» — спросите вы. Я не знаю. Многие из этих проблем снимаются хорошим учителем. Программа допускает человеческое участие и вариативность подходов к её преподаванию.

По мне, главное — сделать так, чтобы детям было интересно читать. Для этого важно, чтобы они понимали, какое отношение все эти тексты имеют к их собственной жизни, как они устроены, почему написаны таким языком, почему в них такой сюжет. Можно рассказать о произведениях многое, от чего их станет увлекательнее читать.

— То есть «Войну и мир» не стоит давать в школе, так как это непосильное для понимания подростков произведение?

— Я понимаю, почему все должны прочитать «Войну и мир» в 16 лет. Людям нужно оказаться в этом культурном поле. Другого шанса просто не будет.

Тебе нужно понимать, кто такой Онегин, Наташа Ростова, Базаров и Раскольников. Из этого складывается культурное единство, общий язык.

Но надеяться на то, что ты полностью разберёшься в этих текстах в этом возрасте, наивно. Да, некоторым школьникам под силу одолеть все четыре тома «Войны и мира». Я сам был такой. Но потом, перечитав этот роман в 30 лет, я понял, что это совершенно другой текст.

— В таком случае что стоило бы добавить в школьную программу?

— В шестом классе начинает последовательно разворачиваться курс истории литературы. Дети читают «Слово о полку Игореве» и басни Крылова.

До этого стоило бы включить тексты современных писателей. Например, «Я не тормоз» Нины Дашевской или «Записки выдающегося двоечника» Артура Гиваргизова — книжки про сегодняшних школьников, которые будут понятны и интересны без какого‑либо принуждения.

— Невозможно не заметить, что в списке «Полки» много текстов Пушкина. Он действительно «наше всё»?

— Мы, россияне, находимся в уникальной ситуации. В текстах этого автора мы видим «начало литературы». Всё, что было до Пушкина, — разогрев к выходу хедлайнера.

Наверное, для обычного читателя ответ на вопрос «Что выбрать: Пушкина, Пелевина, Донцову или Иванова?» не самый очевидный. Но если мы посмотрим на историю литературы, то поймём, что многое Александр Сергеевич сделал раньше и лучше всех.

Сейчас сложно вернуть его текстам ощущение свежести, неожиданности. С самого рождения нам говорят, что «Евгений Онегин» — это величайшая поэма, энциклопедия русской жизни.

Однако то, как его приняли современники, — совершенно поразительно. Никто ничего не понял. Ведущие умы, литературные критики того времени крутили пальцем у виска: «Что это такое? Какая‑то рифмованная болтовня!» «Евгений Онегин» в своё время произвёл сокрушительное впечатление. Он был неожиданным, новаторским, странным.

Я бы хотел сделать так, чтобы люди смогли посмотреть на классику глазами современников Пушкина, будто это нечто удивительное.

Поэтому одна из задач «Полки» — попытаться вернуть ощущение свежести некоторым текстам.

— Некоторые люди боятся читать современную литературу, так как не освоили «азы» — не прочитали классику. Обоснован ли этот страх? И с чего стоит начать прививать любовь к чтению во взрослом возрасте? С классических или современных текстов?

— Любой хороший современный автор нам ближе и понятнее, чем условный Тургенев. Поэтому я бы советовал начать с недавно вышедших текстов. Если ты начнёшь проходить всё в историческом порядке, то до литературных новинок просто не дойдёшь.

О современной литературе

— Назовите современного русскоязычного писателя, который влюбит читателя в литературу. В чём его гениальность?

— Алексей Иванов. Этот человек очень умело работает и с сюжетом, и с исторической фактурой, и с современной повесткой. Не зря почти каждый его роман экранизирован. Сейчас, например, выходит «Сердце Пармы».

Когда люди, не привыкшие читать художественную литературу, спрашивают «Что бы мне взять интересного?», то в ответ получают Стивена Кинга. Алексей Иванов не то чтобы наш Стивен Кинг. Но в современной русской литературе он выполняет похожую функцию.

Если хочешь взять интересную, круто и изобретательно написанную книгу современного автора, стоит присмотреться к Иванову.

— Какие современные литературные жанры обладают наибольшим потенциалом войти в историю?

— Для историка литературы будет интересно всё, что сейчас расцветает пышным цветом: и автофикшен, и экофикшен, и комиксы, и постапокалиптические романы.

Другой вопрос: что войдёт в канон? На чём будет заканчиваться школьная программа через 50 лет? Это большой вопрос. И ответ на него зависит от того, в какой стране мы будем жить. Грубо говоря, кто будет главным писателем: Прилепин или Сорокин?

Если кто‑то создаст великий русский комикс, то, наверное, школьная программа по литературе может закончиться им. Хороших авторов много, но чего‑то вроде «Мауса» Арта Шпигельмана в России ещё нет. Это культурная бомба.

— В списке «Полки» очень мало текстов, написанных женщинами. Почему?

— Это результат голосования нескольких десятков экспертов. Те книги, которые получили больше всего упоминаний, в этот список и вошли.

Понятно, что с точки зрения баланса это выглядит смехотворно. Причём в России ещё более смехотворно, чем везде. Потому что у нас нет своих сестёр Бронте, Джейн Остин, Луизы Мэй Олкотт — ни одной общезначимой писательницы в XIX веке.

Когда я общался со славистами в Оксфордском университете, они спросили: «Кто у вас первая женщина в каноне?» Я ответил: «Цветаева». Они схватились за голову, а я почувствовал себя дикарём из слаборазвитой страны.

Дело не в том, что за границей женщины талантливые, а у нас нет. Это проблема устройства общества. Оно загоняет женщин в определённую социальную роль.

Мы попытались исправить этот дисбаланс и опубликовали огромный материал про женское письмо: там есть всё, начиная с творчества Екатерины II и заканчивая поэзией Елены Фанайловой.

— И сейчас всё больше девушек начинают писать. Будущее за женским письмом?

— Судя по результатам Нобелевской премии 2022 года, это место отвоевано как женское.

Воевать с этим фактом — всё равно что пытаться остановить давно ушедший поезд.

Женское письмо взрывает танцпол. Конвенциональная европейская мужская литература не несёт никаких особенных открытий.

Поэтому главные имена в русскоязычной литературе для меня — это Алла Горбунова и Оксана Васякина. Ты берёшь их книги и понимаешь: ничего подобного раньше не было.

Владимир Сорокин как‑то сказал: «Для того чтобы занять важное место в литературе, ты должен найти территорию, на которой ещё никого не было, вбить там свой колышек и начать копать вокруг него». Васякина и Горбунова буквально это и делают.

— Чего нам ждать от русскоязычной литературы? Как трансформируется эта сфера в ближайшем и отдалённом будущем?

— Сегодня главное и единственное требование к русской литературе — чтобы она выжила, чтобы перенесла все те исторические потрясения, с которыми нам приходится справляться. Случатся ли какие‑то великие прорывы — мы не знаем.

— Какие современные русскоязычные книги стоит прочесть нашим читателям?

  • Леонид Юзефович, «Филэллин»;
  • Алла Горбунова, «Конец света, моя любовь»;
  • Ольга Медведкова, «Три персонажа в поисках любви и бессмертия»;
  • Алексей Сальников, «Петровы в гриппе и вокруг него»;
  • Мария Степанова, «Памяти памяти».
Читайте также
🧐
Личный опыт: как я открыла студию подкастов
«Перечитайте рукопись, приготовьтесь к позору и шлите её редакторам»: интервью с писателем Алексеем Сальниковым
«Нет никакой гибели или деградации русского языка»: интервью с лингвистом Максимом Кронгаузом
Обложка: Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

5 nadyozhnyh obogrevatelej do 5 000 rublej dlya doma, dachi i ofisa

5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

5 nadyozhnyh uvlazhnitelej vozduha do 5 000 rublej

5 увлажнителей воздуха до 5 000 рублей

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

10 par nadyozhnyh zimnih krossovok i botinok na AliExpress

10 пар надёжных зимних кроссовок и ботинок

Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера

Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера

9 тёплых свитеров стоимостью до 2 000 рублей

9 тёплых свитеров стоимостью до 2 000 рублей

Это интересно
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Petr Babin6 минут назад

0 / 0

Наверно, у Вас есть это дорогое сито и Вы подсознательно протестуете против зря потраченных сил, а может просто скучно.....
Очень простые вареники с творогом без яиц
Аватар автора комментария
Petr Babin16 минут назад

0 / 0

Почему не пользуетесь проверкой орфографии от Word? Считаете себя шибко грамотной или наплевательски к людям, которые читают Ваши рецепты?
Как приготовить самаркандский плов с бараниной и нутом
Аватар автора комментария
Динара Валинурова25 минут назад

0 / 0

Преступления бывают разные, есть те, которые совершаются из-за нищеты, есть те, которые совершаются из-за культуры, есть те, которые совершаются из несовершенства общества, а есть законы, созданные ради сохранения власти у конкретных людей, возможно существование тех законов, которые навязаны личными, противоречащими морали суждениями. В связи с этим некоторые нарушения закона с точки зрения морали и блага общества целесообразны. Если мы берем в расчет те нарушения закона, которые вредят другим людям, или, например, экологии, то тут в первую очередь у людей, совершающих их (кроме беднейших слоев населения, для них это часто способ выживания), часто встречается такое расстройство как антисоциальное расстройство личности (психопатия в народе). Это расстройство не лечится, оно характеризуется отсутствием большинства эмоций и зачастую жестокостью. Можно пожизненно отправить этого человека в больницу, тогда он не проживет полноценную жизнь. Это отличается от тюрьмы, но не слишком сильно. Причем некоторые антисоциальные личности вообще никому не вредят, а приносят пользу, создавая сильные компании. Стоит ли их отправлять в заточение? Можно изобрести устройство, помогающее предотвращать преступления у людей с таким расстройством. Мы могли бы и сейчас отказаться от заключения большинство совершивших преступления людей, но это невыгодно власть имущим, потому что им придется меньше грабить ресурса народа и больше его отдавать, потому что если просто выпустить людей из тюрем начнется хаос. Нужно много денег и сил, чтобы построить доброе общество. А еще им сложнее управлять, ведь не получится сказать кто враг, никто не поверит, что геи или англосаксы достойны позора. Если есть конкретный враг, то мы вместе против кого-то, мы - одна команда и не важно, что происходит внутри страны, надо объединяться перед общим врагом. Мы могли бы бороться, например, с проституцией наказывая тех, кто снимает проституток, это было бы честно - они насильники, а проститутки - жертвы (по другим странам видно, что эффективно именно так бороться с проституцией), однако в правительстве тогда народ погрустнеет. Невыгодно дать людям ресурсы на образование и развитие, кто-то должен умереть неразвитым за богатство тех, кому это выгодно. Выгодно подсадить людей на короткие ролики, подсовывать им нужные идеи и управлять захваченными мозгами, которые разрушили свою префронтальную кору и не могут понять, как жестоко с ними обращаются. Из-за глупых убеждений и отсутствия самоконтроля (разрушенная префронатальная кора из-за короткого контента и других вещей) несчастных людей можно заставить делать что угодно, поверить во что угодно, у них не найдется сил сопротивляться. Из-за разрушенного самоконтроля многие уже не могут читать книги, изучать науки и развиваться, глубоко погружаясь в разные темы. Держать людей глупыми выгодней, чем тянуть народ вверх, умные люди не выполняют приказов, а думают своей головой. Слабых людей можно использовать для чего угодно. Людям у власти не важно, сколько женщин погибло от рук мужей, а сколько сидят за то, что защищались от побоев, они преследуют главную цель - эффективное (выгодное им) управление обществом, все ради увеличения богатства. В долгосрочной перспективе это вредит человечеству, но люди у власти не будут жить вечно, это не их проблемы. Нищета - не их проблема. У человечества есть ресурсы, чтобы накормить всех, но тем, у кого есть эти ресурсы это невыгодно, поэтому голод существует до сих пор. Поэтому до сих пор существует рабство. Поэтому до сих пор дети работают адским трудом. Поэтому до сих пор женщины чувствуют себя вторым полом и чаще абортируются, все чаще в разных странах навязывается повестка trade wife, заковывающая женщин в стенах дома, не давая ей развиваться, заниматься только воспроизводством человечества, что для женщины на данный момент невыгодно. Финансовая зависимость вещь опасная. Но повышение рождаемости ускоряет экономику и собранные в бОльшем количестве налоги можно частично скоммуниздить. Женщины с высоким IQ реже рожают, потому что беременная женщина и женщина с маленьким ребенком - наиболее уязвимая группа населения, рожать больно, страшно, вредно для здоровья, а еще это рушит карьеру. Ребенок - большая радость и большая ответственность и умные женщины хотят дать детям больше ресурсов, которые отнимает сам процесс рождения и воспитания. Можно было бы сделать материнство выгодным - дать беременным женщинам и матерям много денег, начать применять искусственную матку для безвредного для женского организма создания ребенка. Но кто хочет отдавать деньги? Проще отправить часть людей мучаться, чем решать реальные проблемы человечества. Решать реальные проблемы - сложно и невыгодно. И зачем? Ты богат, твой сын учится в лучшем вузе мира. А даже если отступишь и раздашь ресурсы нуждающимся, или скажешь правду - тебя и убить могут, слишком много награбил и слишком много кому насолил, слишком много кто хочет забрать твое выгодное место. Те, кто реально влияют на общество - не хотят его развивать, для них это опасно. Но нам выгодно. Поэтому нужно продвигать образование любой ценой, только понимание ужаса и лжи политики может помочь изменить мир к лучшему, это только наша ответственность. Все люди, которых я спрашивала о необходимости тюрем, говорили, что нужно отомстить преступникам за преступления, которые они совершили. Большинство людей даже не готовы к перестройке, жестокость осталась с прошлых веков. Они хотят ответить злом на зло, даже если это не будет иметь практической выгоды. Даже если преступление совершил больной запутавшийся человек. Надо в первую очередь работать с умами. Проповедовать добро и силу знаний
Как включить свою продуктивность на полную мощность: префронтальные понедельники
Аватар автора комментария
Alexandr Al1 час назад

0 / 0

Очевидно, что эти фильмы снимали не для вас, а для другой категории людей.
Collider назвал 10 лучших эпических фильмов последних 30 лет — дополняйте список
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях