Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
КолонкаЗдоровье
11 мая 2023

«Неопасных болезней нет». Педиатр Сергей Бутрий — о заблуждениях, которые только вредят здоровью детей

Сохраняйте статью и используйте в качестве аргументов в спорах с бабушками.
Фото автора Сергей Бутрий
Сергей Бутрий

Главврач детской клиники «Рассвет»

«Неопасных болезней нет». Педиатр Сергей Бутрий — о заблуждениях, которые только вредят здоровью детей

1. Есть неопасные болезни вроде коклюша и ветрянки. И ими лучше переболеть, чтобы выработался иммунитет

Нет. Чтобы выработался иммунитет, надо делать прививки. Говорить, что переболеть — менее рискованная опция, чем привиться, это прямая и топорная ложь. Устраивать ветряночные, коревые и любые другие «вечеринки», когда здоровых детей приводят в гости к больному, — это варварство и жестокое обращение с ребёнком, за которое хочется наказывать.

Неопасных болезней не существует. Так, ветрянка и коклюш встречаются довольно часто, но обычно протекают не тяжело. И у людей остаются в памяти многие знакомые, которые сами или вместе с ребёнком переболели легко и бравировали этим. Те же пациенты, ребёнок которых перенёс ветрянку или коклюш тяжело, прошёл длительную госпитализацию (возможно, даже реанимационное отделение) и реабилитацию или тем более погиб от этих инфекций, неохотно рассказывают о своём опыте. Они раздавлены горем, виной и тратят все свободные силы на лечение осложнений болезни.

В итоге люди считают опасным более редкий менингококк просто потому, что о нём любят писать СМИ (тут летальные исходы и осложнения у всех на слуху). Да и летальность у генерализованной формы 20%, каждый пятый заболевший погибает. Но дети страдают и умирают от очень многих инфекционных болезней, прививки разработаны только от малой их части и именно от тех, что наиболее опасны и социально значимы.

В нацкалендаре нет необязательных вакцин. Но их недостаточно. Я бы вводил несколько прививок дополнительно: против ротавируса, ветряной оспы, менингококка, а в эндемичных регионах ещё и от гепатита А и клещевого энцефалита.

Фраза «лучше переболеть» — это прямое наследие антивакцинаторской пропаганды. Придумывая, почему ещё прививки не нужны, антиваксеры находят мелкие исследования, обнаружившие казуистическое снижение риска онкологии или ещё какую‑то пользу. Эти исследования, как правило, выполнены очень некачественно, не подтверждались более крупными и строгими научными работами и не могут быть применены в клинической практике. Но названия их звучат эффектно, и ими удобно закидывать оппонента‑врача, когда используешь запрещённый риторический приём «галоп Гиша», будто количество ложных аргументов может повлиять на их качество.

2. Ребёнок заболеет, если его легко одевать и давать ему пить и есть холодное

15 лет назад, когда я ещё был старшекурсником медицинского вуза, я слушал лекцию Владимира Кирилловича Таточенко, в которой он сказал легендарную фразу: «Дети не простужаются, они заражаются». Тогда эта идея была относительно свежей и революционной и плохо прорастала в головах врачей и родителей. Сейчас, кажется, уже многие знают, что отдельного явления «простуда» без вирусов и бактерий не существует.

Родители устают от частых ОРВИ у ребёнка, они плохо переносят неопределённость «Заболеет снова? Когда?», они хотят снизить риски. Из всех этих факторов рождается ритуал укутывания и подогревания. Усиливается он когнитивным искажением, которое называется «предвзятость подтверждения»: когда ребёнок промочил ноги и не заболел, это не запоминается, когда промочил и заболел — очень запоминается и транслируется дальше.

С точки зрения современной науки переохлаждение если и увеличивает риск заболевания вирусной инфекцией, то очень незначительно. Этим можно пренебречь. Ну и, разумеется, каждый педиатр знает множество педантично кутающих и греющих семей, в которых дети болеют если не чаще, то как минимум наравне с босоногими ребятами, жадно глотающими мороженое.

3. Поливитамины необходимы

Трудно понять, откуда взялась такая любовь родителей к поливитаминным комплексам. Думаю, тут много факторов: и желание сделать ОРВИ у дошкольников хоть немного более редкими, и заманчивость идеи дать здоровье в виде таблеточки, и тревога, и агрессивный маркетинг этого вида лекарств…

Но реальность такова, что современный ребёнок, питающийся более‑менее сносно, почти не имеет шансов на авитаминоз, а поливитамины нужны только в этом случае.

Важно искусственно добавлять в пищу только витамин D и йод (в йодированной соли или отдельно таблетками). Всё остальное должно быть назначено врачом по конкретным показаниям, и в списке этих показаний нет пункта «чтобы не так часто болел».

4. Температуру выше 38,5 ℃ нужно сбивать

До популяризации парацетамола и нестероидных противовоспалительных средств температуру не сбивали ничем, кроме физических методов охлаждения. Это когда ледяное полотенце кладут на лоб, а второе остывает в тазу с водой, чтобы через 2 минуты занять место первого.

Когда жаропонижающие стали популярны, родители начали стремиться сбивать до 36,6 ℃ любое повышение. Дальше врачи придумали такой компромисс: ну хотя бы до 38,5 ℃ не снижайте. Эта цифра взята с потолка, потому что всё, что более 39, обычно сильно пугает родителей, а всё, что менее 38, вряд ли связано с чем‑то серьёзным.

Я обычно учу родителей не снижать температуру, пока ребёнок нормально её переносит, даже если это 39,3 ℃. И наоборот: стоит дать препарат, если у ребёнка 37,3 ℃, но при этом сильный озноб и недомогание.

Температура, которую нужно снижать любой ценой, начинается после 42 ℃. Но всё, что выше 40 ℃, всё же заслуживает определённой тревоги даже без других красных флагов. Это значит, что нужно связаться с врачом, а он уже решит: стоит ли просто подождать или нужно изменить лечение.

5. Частые кровотечения из носа говорят о серьёзных проблемах со здоровьем

Зимой жалоба на носовые кровотечения — одна из самых популярных в кабинете педиатра. Трудно сказать, почему у конкретного ребёнка часто течёт кровь из носа, но это почти всегда безопасно, а врачу требуется только объяснить это и успокоить семью.

Сухой воздух дома в отопительный сезон, более тонкая слизистая у детей, привычка ковырять в носу и многие другие факторы могут приводить к кровоточивости до 20 раз в неделю. И это обычно не наносит вреда здоровью.

Я начинаю волноваться и обследовать в одном из этих случаев:

  1. Кровь из носа у ребёнка идёт долго — по 20 минут, несмотря на адекватные меры по остановке кровотечения.
  2. Крови слишком много — более 100 мл за раз или суммарно за неделю.
  3. Не только нос, но и царапины, порезы, ранка после взятия крови из пальца кровоточат более 10 минут, а синяки слишком крупные или в местах, которые сложно ушибить.

6. Плохое воспитание виновато в психических заболеваниях у детей

Это снова попытка искать простые объяснения сложным явлениям. На заре изучения аутизма, например, была гипотеза о «матерях‑холодильниках». Она объясняла возникновение расстройства через дефицит любви, внимания и заботы в адрес ребёнка. К счастью, её быстро опровергли.

Корни этого явления, полагаю, в каких‑то религиозных верованиях о том, что плохие вещи случаются только с плохими людьми. Это вроде как гарантирует, что если мы будем выполнять заповеди, то с нами такое случиться не может, бог не позволит.

Реальность, разумеется, сложнее. Плохие вещи случаются с самыми хорошими людьми, а воспитание имеет до обидного малое влияние на психическое здоровье детей.

7. С задержкой речевого развития не надо ничего делать, пройдёт сама

Тут две крайности, и обе они вредны. Незнание 10 слов в 1 год не является проблемой само по себе. Но и их знание тоже не гарантия нейротипичного (нормального) развития.

Задержка формирования речи — очень неспецифический симптом. Иногда он не говорит совсем ни о чём, а иногда является первым сигналом серьёзного заболевания или расстройства. Вариантов тут много, и на каждый не напишешь инструкцию родителям.

Пожалуй, самый универсальный совет — записывать всё, что не укладывается в нормальное развитие ребенка, всё, что смущает и тревожит, в отдельный список и вываливать все вопросы и тревоги на педиатра во время осмотра. Это ему решать, складывается ли это в пазл какой‑то серьёзной проблемы (и требуется ли дообследование у невролога или детского психиатра) или пока не о чем беспокоиться — наблюдаем и занимаемся стандартными развивашками.

8. Ребёнок с СДВГ сам научится быть внимательным

Тут сложно. С одной стороны, многие дети с СДВГ научатся, да. Или симптомы станут объективно слабее с возрастом, или страдающие от них разработают систему лайфхаков, которые помогут быть эффективнее и собраннее.

Но, с другой стороны, пока ребёнок набивает эти шишки и учится на собственных ошибках, он может заполучить серьёзные комплексы, тревогу, депрессию, низкую самооценку, зависимость от наркотических веществ, попасть в дурную компанию, растерять всё тепло из семейных отношений или отношений с друзьями.

Мне бы не хотелось пускать это на самотёк, тем более когда диагноз уже поставлен. Есть эффективные стратегии помощи семье и ребёнку. Как минимум это психообразование (чтение профильных книг и сайтов, групповая психотерапия, сообщества родителей и врачей, объединённых общим диагнозом, и так далее). Как максимум — лекарственные препараты, психотерапия, инклюзивное образование и воспитание, поддержка и помощь семье.

9. У часто болеющих детей слабый иммунитет

Врачи и пациенты понимают совсем разные вещи под фразой «слабый иммунитет». Врачи определяют его по частым и тяжёлым бактериальным осложнениям ОРВИ, а не по самим ОРВИ. Они называют так иммунитет, ослабленный химиотерапией злокачественной опухоли, или СПИДом, или врождённым дефектом клеточного или гуморального иммунитета, или удалённой селезёнкой и так далее. Это синоним иммунодефицита, врождённого или приобретённого.

В быту же о слабости иммунитета говорят, когда хотят подчеркнуть низкую сопротивляемость инфекциям, склонность к частым ОРВИ. Но это неправильно прежде всего потому, что поистине слабый иммунитет напрямую угрожает жизни ребёнка, а частые ОРВИ — нет.

Второе, что здесь важно сразу подчеркнуть: бытовой «слабый иммунитет» почти невозможно усилить. Заманчивые поливитамины, иммуномодуляторы, народные средства или закаливание крайне скромно или вообще никак не влияют на общую сопротивляемость инфекциям.

По‑настоящему — по‑медицински — слабый иммунитет «поднимается» или «усиливается» очень серьёзными методами. Например, ежедневным профилактическим применением антибиотика до достижения возраста 5 лет (при удалённой селезёнке), ежемесячным переливанием внутривенного иммуноглобулина (при врождённом дефекте гуморального иммунитета) и так далее. Но у серьёзных методов — серьёзные побочные эффекты, так что игра должна стоить свеч.

10. Вирусы герпеса — причина общей слабости, длительной субфебрильной температуры, болей в голове и животе, тошноты и так далее

Этот миф, к сожалению, запустили и поддерживают сами врачи. Не все, но те из нас, кто сам плохо переносит состояние неопределённости, кто плохо разбирается в соматоформных расстройствах, а также те, кто не очень умеет заниматься коммуникацией со сложными семьями.

Многие пациенты, в основном раннего подросткового возраста, но не только, склонны к упорным и изнурительным неспецифическим жалобам. Это прямо отдельная большая группа. Дети страдают и не могут учиться, родители водят их по десяткам врачей, заставляют сдавать сотни анализов и тестов. В конце концов находится доктор, который назначает ПЦР или ИФА на вирусы семейства герпесов.

Анализы показывают носительство (просто потому что оно есть у многих людей и обычно не имеет значения) или даже активное выделение этих вирусов, и доктор связывает все симптомы с этим. А потому назначает бессмысленные, бездоказательные и небезопасные методы лечения этих вирусов, а семьи начинают надеяться, что это поможет.

Но это не медицина, это имитация бурной деятельности. Такие методы обесценивают труд врачей и подрывают доверие к ним. Единственное, что тут можно посоветовать и докторам, и родителям: больше заниматься самообразованием и помнить, что у сложных проблем редко бывают простые причины. Ну и пациенты должны стараться всё же больше доверять врачам.

11. После инфекционного мононуклеоза не нужно загорать и заниматься спортом

Загорать не нужно ни после чего. Загар (особенно многократные солнечные ожоги) — это один из самых сильных и изученных факторов риска развития меланомы — крайне агрессивного кожного рака. Однако перенесённый мононуклеоз не увеличивает эти риски дополнительно. Не знаю, откуда взялся этот миф.

Вот насчёт запрета спорта на год всё более‑менее понятно. У некоторых детей из‑за ВЭБ‑инфекции так сильно увеличиваются печень и селезёнка (временно и обратимо), что на пике этого увеличения от удара в живот или от тряски, очень редко, случаются разрывы этих органов. Однако запрещать спорт следует именно тем, у кого печень и селезёнка увеличены до внушительных размеров, а не всем подряд.

12. Перед вакцинацией нужно сдавать иммунограмму или анализы крови, мочи, кала

Многие родители очень боятся вакцинации и хотят подстраховаться. Например, получше обследовать ребёнка до прививок, попринимать антигистаминный препарат, вводить вакцины не одновременно, а по отдельности.

Однако у всех этих стратегий нет никаких доказательств эффективности. Все современные международные рекомендации по вакцинации предписывают вводить вакцины одновременно, по несколько препаратов за один визит, и сообщают, что какие‑либо обследования или медикаментозная подготовка перед этим не нужны. Исключение — известные и очевидные проблемы со здоровьем у конкретного ребёнка. Например, серьёзные иммунодефициты, жизнеугрожающие аллергические реакции на предыдущее введение этой же вакцины, некоторые прогрессирующие неврологические заболевания, приём лекарств, изменяющих действие вакцин.

Лишние и необоснованные обследования не только не снижают риск осложнений от вакцинации, но и увеличивают вероятность того, что ребёнок вовсе не будет привит. Ведь чем больше условий перед прививкой нужно выполнить, тем меньшее количество семей преодолеет эту полосу препятствий. А значит, эти обследования напрямую вредят ребёнку.

Многое в современной медицине (и науке вообще) является контринтуитивным, вызывает удивление, недоверие или даже возмущение родителей. Но если задавать врачу вопрос «Почему?» и изучать доказательства, можно избавиться от большинства заблуждений и когнитивных искажений. И это принесёт только пользу.

Читайте также
🧐
Почему появляется сыпь у ребёнка и что с ней делать
Чем опасны аденоиды у ребёнка и надо ли их удалять
От чего у детей бывает гепатит и как его распознать
Обложка: BRO.vector / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

5 nadyozhnyh uvlazhnitelej vozduha do 5 000 rublej

5 увлажнителей воздуха до 5 000 рублей

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

10 par nadyozhnyh zimnih krossovok i botinok na AliExpress

10 пар надёжных зимних кроссовок и ботинок

Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера

Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера

9 тёплых свитеров стоимостью до 2 000 рублей

9 тёплых свитеров стоимостью до 2 000 рублей

11 отличных гаджетов с распродажи Baseus на AliExpress

11 отличных гаджетов с распродажи Baseus на AliExpress

Это интересно
От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Комментарии
Alexandra Dolzhenko
11.05.23 14:42
Я бы 10 плюсов этой статье поставила, и вменила в обязанность всем бабушкам, а часто и матерям это выучить.Безграмотность в этих вопросах, вкупе с постсоветской самоуверенностью (" Да что там они понимают") то приводит в отчаяние, то ужасно бесит.
Маша Пчёлкина
11.05.23 14:52
Я обычно учу родителей не снижать температуру, пока ребёнок нормально её переносит, даже если это 39,3 ℃. И наоборот: стоит дать препарат, если у ребёнка 37,3 ℃, но при этом сильный озноб и недомогание.Сколько лет я страдала от установки «не сбивать температуру ниже 38,5»... Плохо переношу повышение температуры, а иногда болею вовсе без нее, но мучительно. Только с появлением детей вчиталась, вдумалась и делаю теперь именно так, как описано в колонке. Отдельное спасибо за этот пункт в статье.
Evgesha Polevschikova
12.05.23 11:11
А я с боем отвоевывала, что если даже мне плохо, сбивать мне ниже 39,5 не надо, потому что "дайте иммунитету отработать", все равно предписан постельный режим, а его гораздо проще соблюдать, когда ты не можешь встать, ну и потому, что нужна информация о серьезности заболевания: на всякую фигню он 40 не выдаст. Муж болел обычно долго и нудно, по две недели с кашлем, соплями, недомоганием и регулярными попытками сбить 37,5. Я отговорила разок его сбивать, три дня плохо, потом здоров. Баланс между "при температуре нарушается работа ферментов, и он в принципе не рад такому" и "при температуре патоген не может выживать" где-то на уровне 38, наверное.
Lutefisk
12.05.23 17:47
Немножко расстрою вас: после 38,5 °С никаких особых преимуществ для иммунитета уже нет, т.к. диапазон эффективности -- это 37,5 - 38,5. Ниже -- неэффективная лихорадка, выше -- повышение температуры из-за того, что в иммунной системе не хватает регуляторов обратной связи по пирогенам в крови и там начинается процесс, сродни тому, когда вы микрофон подносите к колонке и она начинает орать диким писком. После 38,5 начинается неконтролируемая лавинообразная реакция выработки пирогенов, которая для здоровья не имеет смысла и рано или поздно обрубается гипоталамусом, который тоже не всегда имеет средства обуздания вышедшей из-под контроля иммунной системы. Помните, при ковиде говорили про цитокиновый шторм, который погружал пациентов в состояние отказа лёгких? Вот этот шторм -- наглядная реакция того, о чём я говорю, просто у ковида было одно гадкое свойство обходить имеющуюся у нас защиту и выводить иммунную систему на иной уровень отсутствия контроля. И опасен он был именно этим, потому что без этого его свойства он был бы не опаснее сезонной простуды (собственно, чем он и являлся для большинства людей).
Наталья Еремина
15.05.23 08:10
Есть хорошее правило: при любой высокой температуре если человеку плохо - сбивай (хотя многие врачи говорят, что сбивать - это вредно для организма), а если он нормально, терпимо переносит - не сбивай, дай организму работать так, как в нем это заложено. Кстати, повышенная температура стимулирует клетки иммунной системы, которые отвечают за защиту организма от раковых клеток!
Наталья Еремина
11.05.23 15:25
По поводу прививок считаю, что слишком категорично написано. Пока вакцинация не обязательная, у родителей есть право решать делать прививки или нет. Я не против вакцинации, но и не полностью "за", нужно адекватно подходить к графику вакцинации, учитывая индивидуальные особенности здоровья каждого ребенка. Было бы лучше, если бы врачи перед вакцинацией рассказывали о возможных осложнениях, которые написаны в инструкции к вакцине, короче давали полную информацию о пользе и побочках. А у нас заставляют делать под страхом того, что не пустят в школу или детский сад.
Firstname Lastname
11.05.23 16:26
А у вас откуда компетенции определять нужность или своевременность? В школу и детский сад вас совершенно справедливо угрожают не пустить потому что это уже не вопрос вашего личного здоровья, а и всех остальных детей в группе/классе.
Tatyana Pelina
11.05.23 20:43|изменено
А какой риск у детского коллектива, если он привит, от непривитого и внешне здорового ребёнка? Включите логику. Врачи нам говорят, что вакцины не полностью защищают от болезней, но призваны облегчить их течение, болеть и переносить инфекцию могут даже привитые дети. Поэтому никакой угрозы непривитый ребёнок вашему привитому не несёт. Вы своего защитили, а остальные дети в зоне ответственности их родителей.И к фразе "откуда компетентность" тоже отвечу. Знаете, если бы не было поствакцинальных осложнений, страха родителей, что они столкнутся с этим, безответственности медицинского сообщества и государства за поствакцинальные осложнения, не было бы и "компетентности" родителей. Тот, кто несёт полную ответственность за последствия сделанной или несделанной прививки (а это родители) - у того и право определять нужность и своевременность прививки.
Александр Горбулинский
12.05.23 04:46
Ну если все так будут рассуждать, то количество непривитых станет больше, чем привитых, а это угроза возникновения эпидемии
Olga Rusinova
12.05.23 13:05
Вы забываете о тех, кто не может быть привит по медицинским показаниям или имеет ослабленный иммунитет. Это больные дети и пожилые люди. Они полностью зависят от коллективного иммунитета. Они бы и рады привиться, но им или нельзя, или бесполезно - при сниженном иммунитете вакцины не работают или работают слабо. Именно по ним в первую очередь бьют вспышки болезней, вызванные массовым отказом от вакцинации. Как, например, вспышки кори в настоящий момент.
Основной канал
04.06.23 05:00
В первую очередь таких людей и надо прививать, дать поддержку иммунитету. Блин, честно говоря, ор от невежества.
Наталья Vedma
13.05.23 04:15
Логика простая - никто не хочет болеть даже легко из-за пары непривитых, это кроме того, что в случае непривитых вирус получает полигон для мутаций, часто - худших. Поствакцинальных осложнений не такое количество, сколько истерических криков вокруг них. При этом если взять статистику смертей в автокатастрофах или осложнений после приема антибиотиков, цифры будут несравнимыми, однако вам что-то не приходит в голову избегать с детьми транспорта или приема антибиотиков. Про право определять нужность потрясающе, конечно. То есть каждый идиoт с 9 классами образования лучше врача знает, нужна прививка или нет
Tatyana Pelina
13.05.23 15:57
Наталья Vedma, не расстраивайтесь, 9 классов образования это не приговор
Наталья Vedma
14.05.23 04:29
Ну, в вашем случае, видимо, и не 9 - приговор, судя по уровню образованности и желания образовываться при полном наличии всей информации. Тут только руками развести остается
Наталья Еремина
12.05.23 09:22
Если мой ребенок часто болеет в садике, я точно не буду в этот период делать прививки и даже через 2 недели после болезни, как рекомендуют врачи, т.к. нагрузка на иммунитет возрастает. Я до 6 лет дочке делала все прививки, она болела постоянно. Потом написала отказ на время и дочка гораздо реже стала болеть и быстрее выздоравливать, несмотря на школу и новый коллектив.. К сожалению, врачи в нашей стране, не несут ответственности за осложнения после вакцинации (а они могут быть разные), а несут родители. Полностью поддерживаю Tatyana Pelina.
Андрей Задорожный
12.05.23 14:33
после - не значит вследствие. И иммунитет работает не как подъемный кран: больше кирпичей - медленнее поднимает и может вообще не осилить. Конечно, в период болезни или вскоре после в любом случае не стоит делать. И кстати почему врачи должны нести ответственность за осложнения? Кассир тоже должен нести ответственность за некачественные (не испорченные, а некачественные) продукты или за вашу особую реакцию на них?
Lutefisk
12.05.23 17:56
Вот тебе значок, что ты дypачoк (с). Вакцинация в период болезни пациента -- один из признаков непрофессионализма. Это одна из основ, которая идёт красной линией во всех учебниках по иммунологии.Иммунитет не работает как подъёмный кран? Вот тебе ещё один значок, что ты дважды дypачoк. Пролиферация Т-клеток, В-клеток, макрофагов и других элеентов иммунной системы требует ресурсов, которые не являются бесконечными.Ни один вменяемый врач не будет забрасывать пациента вакцинами, пока тот переварил предыдущую или пока болеет.Вот пока по планете бегает толпа необразованных гуманитариев, как ты, так и будет происходить всякая хepня, а другие будут задавать вопросы, почему дядя Миша привился от гриппа и получил инфаркт миокарда.
Elena Gizatulin
13.05.23 01:33
Чего больше в вашем комменте: невежества или хамства? Пожалуй, поровну.
14.05.23 00:26
Комментарий удален
Наталья Vedma
14.05.23 04:32
Ваш невежественный бред к знаниям не относится и не льстите себе
Alex Ponomar
13.05.23 03:13
Сдается мне, вы не осилили понять смысл комментария, на который бросились писать ответ…
Dmitriy Dorian
14.05.23 01:32
Алекс, а почему вы не баните агрессивных идиотов, как этот Lutefisk?
Mike
14.05.23 09:39
Вы здесь недавно?
Dmitriy Dorian
14.05.23 15:32
Давненько.
Mike
14.05.23 17:11
Тогда странно, что Вы этого не замечали. Тут демократия, плюрализм мнений и все такое. Зато можно прямо в глаза идиоту сказать, что они идиот, аргументировать сказанное, и не быть забаненным самому.
Dmitriy Dorian
14.05.23 17:26
"Тогда странно, что Вы этого не замечали"Да замечал, но этот господин уже вообще перешёл все границы, даже либеральные местные. "Зато можно прямо в глаза идиоту сказать, что они идиот, аргументировать сказанное, и не быть забаненным самому".Ну это так себе преимущество, на мой взгляд :) Я бы лучше предпочёл обмениваться аргументами, которые могут помочь исследовать корректность рассуждений (с не идиотами), чем иметь возможность называть кого-то идиотом. :) Ведь от этого знание никак не прирастает.
Alex Ponomar
14.05.23 11:39
Если всех подряд банить – никаких комментаторов не останется. Присмотримся к товарищу.
Dmitriy Dorian
14.05.23 15:34
Ну не всех подряд, но тех, кто просто хамит всем подряд и несёт горяченный бред. Если таких комментаторов большинство, то стоит задуматься о миссии и цели сайта :) Если их мало, то вполне можно убрать из пространства.
Alex Ponomar
14.05.23 22:31
Меры приняли.
Dmitriy Dorian
15.05.23 13:44
Спасибо!
Наталья Vedma
13.05.23 04:10
Сразу видно, что никаких учебников по иммунологии вы даже не открывали. И да, иммунная система не работает как подъемный кран, бесконечность никому и не нужна. Переварил следующую? Понятно. Не позорьтесь лучше и не надо строить из себя умного, если выучил пару терминов вроде "пролиферации"
14.05.23 00:24
Комментарий удален
Наталья Vedma
14.05.23 04:32
Кроме истерики что-то по существу есть? Ах да
Наталья Vedma
13.05.23 04:06
Абсолютный бред. Никакая нагрузка на иммунитет не возрастает, а болеть в детстве ОРВИ - сугубо НОРМА. И если прививок не делать, меньше болеть ребенок не станет. С какой стати врачи должны нести за них ответственность, если это вещь непредсказуемая?
14.05.23 00:30
Комментарий удален
Dmitriy Dorian
14.05.23 01:34|изменено
Вы, сударь, хам и невежда. В былые времена вас бы вызывали на дуэль и спокойно проткнули или пристрелили. К счастью для вас, в наше просвещённое время максимум, что вам может грозить за хамство в сети — это бан от модераторов. Вам очень повезло.
Наталья Vedma
14.05.23 04:31
Овца у вас в зеркале отражается, это раз. Открываем учебник по иммунологии, окунаем туда невежественное лицо и просвещаемся, с каким количеством разнообразных антигенов иммунная система сталкивается КАЖДЫЙ день. Пачка дипломов - это про вас вот таких, кто выучил 2 термина и выдает себя за умного
Денис Лифанов
12.05.23 03:11|изменено
Информированное согласие - миф. Вас в какую сторону надо, в ту и на информирует не только врач, но и любой другой эксперт в той области, где вы несведущи. Вопрос лишь в навыках общения эксперта Хотите быть достаточно информированы о прививках - пожалуйста, живём в гиперинформационную эпоху, программа вуза со всеми материалами легко доступна.
Olga Rusinova
12.05.23 05:19
Знаете почему о побочках перед вакцинацией не рассказывают? Потому что как правило там не о чем рассказывать. Страшные и многочисленные побочки вакцин - миф, созданный движением антивакцинаторов. А когда начинаешь углубляться в тему, понимаешь, что их там на самом деле и нет, а те, что есть - крайне редкие и на фоне страшилок какие-то невнятные. Как тот миокардит от коронавирусной вакцины. Который диагностируется только клинически, ничем не проявляется, не требует госпитализации или лечения и проходит за неделю. Или один анафилактический шок на миллион доз. Это самая серьезная побочка. Именно поэтому просят после вакцинации полчасика посидеть в больнице, где есть под рукой шприц с адреналином, и только потом идти домой.
Mike
12.05.23 21:48|изменено
Не знаю. У нас рассказывают о побочных эффектах. Может надо просто спросить?
Наталья Vedma
13.05.23 04:07
Адекватно подходить к графику - прививать ребенка по календарю вакцинации, принимая во внимание то, что указано в аннотации. Правильно не пустят
Tatyana Pelina
11.05.23 20:49|изменено
Автору статьи хочется напомнить, что безопасных вакцин тоже нет. Всё на свой страх и риск делается. И ещё мне любопытно, почему у вакцинаторов повышенный интерес к людям до 18 лет, а после 18 лет никому до привитости нет дела, разве что к людям определённых профессий.
Mike
11.05.23 21:26
Дети они такие штуки, которые до детсадовского возраста весьма слабые и разные инфекции переносят очень тяжело. Начиная с детсадовского возраста они обычно сидят в одной довольно тесной комнате в количестве 30 штук по 4-5 часов в день, а то и дольше. Это оптимальные условия для распространения эпидемиологических инфекций. Взрослые обычно так не делают. Плюс поверждаются дети на природе гораздо чаще, соответственно выше риск заразится столбняком, ну или другими болячками, которые можно подцепить из почвы.Но есть инфекции от которых взрослым нужно прививаться и врачи настоятельно это рекомедуют - ГРИПП, Ковид, Энцефалит. Если Вы живете в регионе неблагоприятном по чему-нибудь еще, то Вас будут мучить прививаться и от этого. Если Вы поедете в какую-нибудь тропическую страну, то Вам могут порекомендовать привиться от какого-нибудь менингита или брюшного тифа.
Lutefisk
12.05.23 17:33
Прививка от гриппа -- одна из самых великих тупостей, т.к. срок эффективного действия составляет не более 4-х месяцев в лучшем случае, и это не покрывает даже период действия гриппа, а заражаемость у здорового человека невысока. Если кто-то взрослый болеет гриппом чаще чем раз в 4 года, то не прививаться надо, а думать, что с иммунитетом не так. Постоянно задалбывать свои В-лимфоциты, макрофаги и Т-клетки бесконечными вакцинациями от гриппа скажется не лучшим образом на иммунной системе. Тебе вдолбили в голову, что иммунная система бесконечна, однако это не так.Вышесказанное не касается других вакцин, которые необходимы для нормальной жизни, но вакцины от гриппа и ковида (и особенно последняя) создавались не ради здоровья.
Mike
12.05.23 18:58
Про бесконечность имунной системы особенно эпично получилось. Добавить мне нечего.
Elena Gizatulin
13.05.23 01:37
Невежда, где вы терминов нахватались?
Наталья Vedma
13.05.23 04:17
Ага, правда, наука про задалбывания не в курсе отчего-то. Так вот если бы вы хоть что-то открывали по теме, то были бы в курсе, что организм ежедневно сталкивается с кучей разных антигенов
Alina Yunusova
24.06.23 18:07
Как же приятно видеть на просторах интернета адекватные научные статьи доказательных врачей. Бутрий - великий педиатр! Читаю его блог уже несколько лет, именно оттуда узнала о существовании доказательной медицины и влюбилась с первого взгляда. Спасибо за труд ❤️
Нас часто спрашивают
3 факта о продуктах «ФрутоНяни», за которые их ценят родители малышей
3 факта о продуктах «ФрутоНяни», за которые их ценят родители малышей
0
20 октября
Здоровье
Здоровье
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться
17 октября
«Горящая изба»
Здоровье
Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому
Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому
0
10 октября
Здоровье
Здоровье
Как распознать рак груди и что делать дальше
Как распознать рак груди и что делать дальше
0
5 октября
Здоровье
Здоровье
«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать
«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать
3 октября
«Горящая изба»
Здоровье
Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат
Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат
0
29 сентября
Здоровье
Здоровье
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга
25 сентября
Здоровье
Здоровье
Карнивор-диета: что это такое и полезна ли она для здоровья
Карнивор-диета: что это такое и полезна ли она для здоровья
2 сентября
«Горящая изба»
Здоровье
Диспансеризация в декрете: что нужно знать молодым мамам
Диспансеризация в декрете: что нужно знать молодым мамам
28 августа
«Горящая изба»
Здоровье
Долго, дорого и бесполезно: развенчиваем главные мифы о диспансеризации
Долго, дорого и бесполезно: развенчиваем главные мифы о диспансеризации
0
21 августа
Здоровье
Здоровье
Можно ли мастурбировать во время месячных
Можно ли мастурбировать во время месячных
20 августа
«Горящая изба»
Здоровье
13 научно подтверждённых способов восстановить режим сна
13 научно подтверждённых способов восстановить режим сна
0
17 августа
Здоровье
Ликбез
Почему хочется есть мел, уголь и другие несъедобные вещи
Почему хочется есть мел, уголь и другие несъедобные вещи
0
15 августа
Здоровье
Здоровье
Как выбрать метод психотерапии
Как выбрать метод психотерапии
13 августа
«Горящая изба»
Здоровье
Знаете ли вы, почему нельзя смотреть на сварку?
Знаете ли вы, почему нельзя смотреть на сварку?
0
6 августа
Здоровье
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Maxim Bespalov44 минуты назад

0 / 0

Из блокбастеров достойнее Кинг Конга ничего не было
Collider назвал 10 лучших эпических фильмов последних 30 лет — дополняйте список
Аватар автора комментария
Artem Berezin45 минут назад

0 / 0

Какая чушь! ИИ не учиться в процессе диалога совсем. Обучение - очень дорогой процесс и сейчас нет нейронок, обучающихся в процессе. Они "заморожены" на определенную дату (когда их обучали). Все, что можно - это увеличивать контекст, историю диалога. И в рамках этого контекста еще можно как-то повлиять. Но в каждом новом диалоге все начинается заново. Это просто программа.
Исследование: стиль общения с чат-ботами влияет на точность их ответов
Аватар автора комментария
Dim Dim1 час назад

0 / 0

Танковая полиция
10 жутких и захватывающих мультфильмов в жанре киберпанк
Аватар автора комментария
Ольга Даниленко2 часа назад

0 / 0

Я запекаю за 25-30 минут. К чему там 45 - непонятно
Мясо по-французски с грибами
Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях