«Сколько я стою»: как правильно обозначать свои зарплатные ожидания, чтобы не прогадать
Определите сумму, которая вас устроит
Низкая зарплата — самая распространённая причина увольнения по собственному желанию в России. Поэтому логично, что при поиске новой работы мы рассчитываем на более высокий доход, чем на предыдущем месте. Например, на 10% больше — в рамках наблюдаемого уровня инфляции. Изучите вакансии по вашему профилю, где зарплаты указаны: вы увидите, вписываются ли ваши ожидания в возможности работодателей. Есть вероятность, что на предыдущей работе вам и правда критически недоплачивали. В этом случае можно смело прибавлять к последней зарплате треть, а то и половину — лишь бы финальная сумма вписывалась в рынок.
Вы можете претендовать и на более высокую, чем в среднем по рынку, зарплату, если вы компетентный эксперт, который может трудоустроиться даже без рассылки резюме. Но эти ожидания должны быть обоснованными, так что будьте готовы предоставить по запросу потенциального работодателя список ваших достижений. Например, вы SMM‑специалист, который успешно вёл одновременно три сообщества и достиг небывалой конверсии. Или же говорите на нескольких языках и даже перевели пару бестселлеров на русский.
Есть как минимум два случая, когда зарплатные ожидания стоит несколько снизить, даже если они на уровне рыночных: вы давно и безуспешно ищете работу или у вас совсем нет опыта.
Обозначьте её в резюме
Не все кандидаты это делают. Многие рассчитывают, что при личной встрече или даже телефонном разговоре быстро сориентируются и смогут договориться о максимально выгодных для себя условиях. А зря: нередко рекрутеры просматривают в первую очередь именно резюме с указанием зарплаты. Ведь это существенно экономит им время на переговоры об условиях. Но если вы ничего не указали, это, конечно, не значит, что вам никто не позвонит. Просто процесс поиска может затянуться.
Возможно, вы редкий эксперт с внушительным послужным списком, который не считает нужным указывать цифры. Ведь хороший HR‑специалист и так может прикинуть, на какую сумму вы претендуете. В этом случае рекрутер наверняка попытается выяснить ваши ожидания ещё в первичном скрининговом интервью по телефону. В любом случае вам придётся обозначить свои зарплатные ожидания ещё до очного собеседования: либо в резюме, либо при разговоре. Подумайте, возможно, если вы заранее укажете эту сумму, это сократит время поиска работы мечты.
Подготовьтесь к собеседованию
Когда вас пригласят на очное интервью, будьте готовы к тому, что рекрутер обязательно уточнит ваши зарплатные ожидания ещё раз. Даже если они указаны в резюме или вы обговорили этот вопрос по телефону. Чтобы переговоры о деньгах прошли успешно, придерживайтесь следующих правил.
1. Не говорите о зарплате первым
Любой работодатель понимает, что это важный вопрос, и вряд ли забудет его обсудить, поэтому не надо перехватывать инициативу. Нанимателю может показаться, что деньги — это главное, что интересует вас в работе. Если вы устраиваетесь в большую компанию и вам предстоит несколько раундов интервью, вопрос зарплаты окончательно может обсуждаться только на последнем, и это нормально. Лучше не меняйте свои ожидания от встречи к встрече в рамках одной компании.
2. Называйте сумму сами
Когда вас наконец спросят, на какую зарплату вы рассчитываете, не стоит в лучших традициях одесских анекдотов отвечать вопросом на вопрос, например: «А сколько вы можете предложить?» Наниматель может интерпретировать ответ не в вашу же пользу. К примеру, подумает, что вы сами не знаете, сколько стоите на рынке труда. Или что вы банально торгуетесь, боясь продешевить. И то и другое — минус.
Если на собеседовании вы выясните, что круг обязанностей в реальности шире указанного в вакансии, не стесняйтесь назвать несколько большую сумму, чем планировали изначально. В этом случае вы легко сможете обосновать свою точку зрения. Ведь компании проще и дешевле доплачивать вам за выполнение дополнительных функций, чем нанимать отдельного человека для этой работы.
3. Не спешите говорить, что готовы «подвинуться»
Это нужно делать только в том случае, если наниматель ясно даёт понять, что ваши ожидания не вписываются в его бюджет. В противном случае может показаться, что вы сами не верите, что заслуживаете столько, сколько просите.
«Двигаться» можно максимум до 20‑25%. Поэтому ещё до собеседования определите не только желаемую сумму, но и минимум, который вас устроит. Например, вы хотели бы зарабатывать 50 000 рублей, но согласны и на 40 000, если другие условия в компании вас полностью устроят. А вот на 35 000 соглашаться уже не стоит. В этом случае наниматель может решить, что вы изначально слишком завысили свои ожидания, но при этом не очень‑то востребованы на рынке, раз легко уступаете.
4. Уточняйте все финансовые аспекты
Обязательно укажите, что сумма, которую вы назвали, — «чистая», то есть после вычета налогов. И убедитесь, что и наниматель, говоря о зарплатах в компании, имеет в виду то же самое. Выясните также, что будет указано в вашем трудовом договоре. Это может быть либо вся названная сумма, либо некий оклад плюс премиальные, которые вы, возможно, не всегда будете получать.
Не стесняйтесь спрашивать о других способах мотивации, принятых в компании. Это могут быть, например, полис ДМС, оплата расходов на транспорт и мобильную связь, квартальные и годовые бонусы, опционы. Что если вам готовы предложить зарплату чуть меньше того, что вы ожидаете? Подумайте, не компенсируют ли эту разницу предложенные бонусы.
Выясните также, предлагает ли компания программы обучения и повышения квалификации. Во‑первых, так вы покажете себя замотивированным специалистом, готовым совершенствоваться. А во‑вторых, все эти возможности — хороший шанс для вас увеличить свою «стоимость» за время работы на этом месте.
5. Не ссылайтесь на другие компании
Вас могут спросить, где вы уже побывали на собеседованиях. Не стоит рассказывать каждому из нанимателей, что другие готовы сделать вам более выгодное предложение. А вы при этом размышляете и хотите послушать, что вам пообещают здесь. Да, иногда такое работает: если вы сверхценный кадр, наниматель захочет переманить вас немедленно. Но после компания, предложившая больше, будет видеть в вас ненадёжного человека. Репутация стоит дороже нескольких премий.