UPD. Текст обновлён 6 августа 2019 года.

1. Невысокий доход

Если в корпорации хотят видеть конкретно вас, то предложат выгодные условия, чтобы переманить с текущего места работы. Тем, кто сам отсылает резюме и претендует на линейную должность, как правило, многого не предложат.

Вы и так должны быть благодарны за то, что вас позвали в компанию с именем, — это можно считать дословной цитатой менеджеров по персоналу в некоторых корпорациях. Кроме того, на уровень дохода часто влияет стаж работы в этой фирме. Чтобы выйти на приличную доплату, придётся продолжительно трудиться, а в первые годы предстоит довольствоваться малым.

Наконец, в корпорациях обычно действует жёсткое штатное расписание. Чтобы вам повысили зарплату, недостаточно стараться и быть лучшим. Нужно продвинуться по карьерной лестнице, а вот с этим могут быть проблемы.

Однажды меня позвали на работу в крупный медиахолдинг. Предполагаемая зарплата озадачила: это была половина от средней для отрасли по Москве. В ответ на недоумение мне сказали, что сама работа в холдинге — везение и шанс и я должна быть благодарна им.

Мария, отказалась от работы в корпорации

2. Предсказуемый и медленный карьерный рост

Корпорация — это махина с огромным количеством сотрудников. Число начальников поражает, а за ними ещё стоят заместители заместителей руководителей.

Соответственно, вы чётко видите все ступеньки карьерной лестницы. Вот только, чтобы подняться вверх, придётся дождаться, когда они освободятся. На повышение можно надеяться годами, и на вакансию будет много претендентов.

Даже если вы гений, ваш талант с вершины горы не видно, так что восхождение будет непростым.

3. Бюрократия

Работая в корпорации, вы научитесь писать служебную записку на служебные записки и начнёте виртуозно заполнять все официальные бумаги. В этом есть определённый смысл. Из-за разветвлённой структуры крупных компаний практически невозможно другим способом достучаться до соседних отделов и тем более получить от них желаемое. Поэтому приходится писать официальные письма и отсылать их, упомянув в копии вашего общего начальника, чтобы у адресата не было возможности соскочить.

Кроме того, официальная корреспонденция помогает снять с себя ответственность за сорванные дедлайны и некачественно выполненные части задания, за которые отвечали не вы. Если что, у вас доказательства есть. Правда, это помогает не всегда.

Шесть часов из восьми приходилось писать служебки, подписывать их по корпусам у ответственных людей — при этом электронного подтверждения было недостаточно, нужно было ходить. И главное, в этом совершенно не было необходимости. Когда поняла, что я тут, скорее, высокооплачиваемый курьер, сбежала.

Наталья, ушла из корпорации спустя две недели

4. Сомнительное распределение ответственности

Ваши заслуги будут волновать кого-то лишь в том случае, если вас надо будет срочно уволить. В основном всё будет упираться в пресловутый командный дух. Если отдел выполняет план или делает что-то классное, то и хвалить будут весь отдел. Даже если это только ваша заслуга. На каждом следующем этапе к этим достижениям будут присоединяться начальники и отделы разного рода. Так что в итоге все будут выглядеть одинаковыми молодцами, и это бывает обидно.

А вот с ответственностью за неудачи дела обстоят немного иначе. Если это ваш просчёт, то сначала вы получите порицание как часть коллектива, а потом индивидуально — причём не только от начальства, но и от тех, кто пострадал из-за вас. Если же вы ни в чём не виноваты, вы всё равно будете наказаны.

Первый месяц в корпорации я потратил на то, чтобы разобраться, как и что работает, кто и чем занимается. Почему для этого вопроса нужно идти к этому человеку, а не к этому. Отдельный ад — действительно добиться чего-то от другого человека, особенно если ты новенький. В лучшем случае тебя проигнорируют, в худшем — пойдут к генеральному с кучей вопросов. Это всё стресс и лишние нервы.

Пётр, дважды работал в корпорациях

5. Много напрасного труда

Корпорация может себе позволить, чтобы сотни людей занимались работой ради работы. Поэтому иногда вы с трудом будете понимать, что и зачем делаете. И даже если вы подойдёте к очередному проекту со всей душой, где-то наверху могут передумать его воплощать — просто потому что.

Один из печальнейших вариантов впустую потраченного времени — когда вы сделали отчёт или презентацию, а итог труда вернулся к вам с пометкой, что это никуда не годится. Правда, от вашей работы там осталось процентов 10, потому что на каждом этапе каждый руководитель посчитал возможным внести правки от себя, причём иногда они противоречили друг другу. А вам придётся переделывать результат этого коллективного творчества.

6. Впустую потраченное время

У вас будет много встреч, совещаний и прочих обсуждений. На некоторых из них вы не будете понимать, что вообще происходит, на других — почему вас в очередной раз собрали, чтобы объяснить очевидные вещи. Так часто бывает, когда спикер ориентируется на некоего усреднённого сотрудника — то есть в итоге ни на кого.

В некоторых корпорациях проблема с совещаниями очень актуальна: вы собираетесь, что-то обсуждаете, а через два дня обсуждаете то же самое, как будто и не собирались вовсе. А ещё и ответственность размывается — так можно потратить на совещания всю рабочую неделю.

Пётр, дважды работал в корпорациях

7. Формальные требования

Небольшим коллективом управлять легко. Каждый понимает, за что именно отвечает, как это сказывается на общем результате. Маленькая компания не может себе позволить, чтобы обязанности сотрудников дублировались. Это для неё слишком дорого. В итоге отследить эффективность работников несложно.

В крупной корпорации сделать это труднее. Тем более и занятия у людей могут быть слишком разными, чтобы измерить их эффективность, вовлечённость и так далее. Зато легко наладить формальный контроль: штрафовать за опоздания, считать число отлучек в туалет. На эффективности, разумеется, это сказывается приблизительно никак. Ситуация близка к анекдотической: «Вам шашечки или ехать?».

А если к этому всё же добавят KPI, то вся ваша работа будет крутиться вокруг одного — достижения целевых показателей. Как это скажется на результативности — не так важно.

8. Подмена личного коллективным

Пресловутый корпоративный дух всё ещё продолжают насаждать в крупных компаниях. Логично, ведь любить маленькую фирму проще. Вы знакомы со всеми коллегами, понимаете, чем занимается каждый из них и какие у вас общие цели. Вам не обязательно согласовывать каждое микродействие, вы проживаете свои личные успехи и неудачи и, разумеется, гордитесь тем, что можете быть частью чего-то классного.

Имена корпораций обычно звучат громко, о работе в них приятно рассказывать окружающим. Но на деле чаще приходится симулировать любовь, чем её по-настоящему ощущать. Сложно оценить ваш вклад в общее дело, ведь вы всего лишь винтик. Да, система без вас не сможет работать, но и заменить вас просто.

Чтобы осознание этого не давило, в команде прокачивают корпоративный дух. Вас ориентируют на общий большой успех, а личное размывается. И это может быть поводом для фрустрации.

За лозунгами вроде «Мы — одна семья» может скрываться и ещё одно неприятное последствие. Если компания — ваша семья, то зачем вам ещё одна? Так что проводите в офисе побольше времени и в выходные не забывайте приходить.

В компании, где я работал, стены офиса расписаны мотивирующими фразами, был уголок с библиотекой и лучшими мотивирующими книгами, на корпоратив свозили сотрудников со всей страны. Конечно, внутри были «сектанты», которые правда жили корпоративным духом, но большинство воспринимало это просто как причуду.

Пётр, дважды работал в корпорациях

9. Слишком много коммуникаций

Если вы просто будете хорошо делать свою работу, вас никто не заметит: слишком много народа. Чтобы выделиться, придётся участвовать в разговорах, быть милым и удобным для начальства, смеяться над чужими несмешными шутками, ходить на корпоративы. Куда ни повернись, везде общение ради общения, причём не самое искреннее.

Иногда вам придётся делать десятки звонков, просто чтобы найти человека, который отвечает за нужную вам задачу. И это явно не самое продуктивное занятие.

10. Монотонная работа

В маленькой компании вы и швец, и жнец, и на дуде игрец, и это, будем честны, порядком бесит. Но в то же время открывает большие возможности для того, чтобы попробовать новое.

В крупной компании задачи, как правило, распределяются так, чтобы каждый занимался чем-то конкретным — и только им. В итоге вы выгораете, у вас нет пространства, чтобы проявить свои таланты и выходить с инициативами. Последние так долго будут пробираться через мясорубку бюрократии, что вы просто устанете ждать, чем дело кончится.

А вы работали в больших компаниях? Делитесь опытом в комментариях.