Количество новостей об iBeacon в последнее время стремится к нулю. Анонс технологии состоялся на WWDC 2013, но что мы узнали о ней с тех пор? Google и «Яндекс» выдают в основном документы за 2014 год, как будто все застыло во времени. Что это? Затишье перед бурей или медленное умирание очередной «революционной» технологии, как это не раз уже было в IT-сфере?

Вспомним, как работает технология iBeacon. В основе лежит взаимодействие устройства iBeacon (далее — маячок) и iPhone/iPad по схеме:

  1. Маячок посылает сигнал на iPhone и передает данные: свой номер и различную техническую информацию.
  2. По принятому сигналу (номер маячка и сила сигнала) iPhone может определить свое местоположение в пространстве. Для этого необходимо 2–3 маячка. Кстати, на этом основана навигация в помещениях.
  3. После того как iPhone определил, где он находится, он связывается с сервером и в ответ получает информацию. Это могут быть рекламные сообщения о скидках, акциях, текстовый контент, фотографии и прочее.
  4. iPhone может установить двустороннюю связь с маячком и взаимодействовать с ним, например проводить финансовые транзакции.
Ibeacon-маячки польской фирмы Kontakt.io считаются лучшими в мире
iBeacon-маячки польской фирмы Kontakt.io считаются лучшими в мире.

Предполагалось, что технология iBeacon произведет революцию в ретейле, точках общественного питания, indoor-навигации, однако время шло, а успешными кейсами по внедрению технологии так никто и не похвастался. По мнению руководителя компании Ru-Beacon Ивана Парфенова, на то есть несколько причин.

Иван Парфенов,
CEO Ru-Beacon и партнер Empatika

Рынок надеялся, что эта технология будет привлекать новых клиентов. Рассылать спам — купите креветки, купите машину и так далее. А эта идея изначально неверна. По сути iBeacon — это сервис. То есть у вас должно быть приложение, оно должно удовлетворять потребности людей, и на iBeacon можно сделать дополнительную фишечку. Но не рассылать спам. В ретейле технология не приживается. А, например, в аэропортах уже работает. Крупнейший интегратор SITA поставил iBeacon в десяти аэропортах. В части из них уже настроена навигация. Я думаю, что эта технология как бомба замедленного действия и у Apple есть долгосрочные планы по развитию iBeacon. Да, в России нет проектов на iBeacon, которые приносили бы прибыль, но технология жива и медленно растет.

Похоже, что технология iBeacon спустя 2 года по-прежнему считается экспериментальной. В России успешные примеры внедрения можно пересчитать на пальцах одной руки. Один из кейсов — внедрение системы из медиагида и 20 маячков iВeacon в Мультимедиа Арт Музее Москвы (МАММ), которое провела компания Getsy.

The app was not found in the store. :-( #wpappbox

Links: → Visit Store → Search Google

Передвигаясь по экспозиции, пользователь получает на свой смартфон дополнительный контент в зависимости от того, в каком зале и даже конкретной точке экспозиции он находится.

Екатерина Финогенова,
руководитель департамента корпоративных коммуникаций МАММ

Приложение «Твой МАММ» с технологией iBeacon — уникальный продукт, который позволяет пользователям получать информацию удобным способом. Посетители нашего музея получают дополнительные сведения о выставке или художнике именно там, где это актуально, что делает использование приложения максимально полезным и удобным. Учитывая большой выбор выставок в музее и совершенно разные темы, у нас есть возможность точечно общаться с аудиторией, давая людям именно то, что им интересно.

Опыт МАММ — первый в России в этой области, и поэтому «МакРадар» отправился в музей, где встретился с генеральным директором компании Getsy Максимом Перцовским.

Максим Перцовский, генеральный директор Getsy
Максим Перцовский, генеральный директор Getsy.

— В чем вы видите эффективность использования технологии iBeacon в музеях, в данном случае — в МАММ?

— Мы правильно попали в аудиторию: MAMM посещают в основном молодые люди, живущие новыми технологиями. До нас никто еще в России не применял Bluetooth-метки в музейных пространствах. От первой встречи c коллегами и до релиза приложения прошел ровно год. Отношения человека и музея становятся более технологичными. Мы по другому уже воспринимаем информацию, и в целом это новый шаг к тому, как люди должны взаимодействовать с искусством. Для нас это первый шаг к тому, чтобы понять, насколько эта технология нужна людям.

— Если маячок iBeacon стоит в магазине, то пользователь может получить, к примеру, скидки. У него есть мотивация включить Bluetooth. А какая мотивация в музее?

— Мы не навязываем технологии. У посетителя всегда остается выбор. Если он хочет получать дополнительный контент о выставках музея, он сам включает Bluetooth при входе в приложение и дает разрешение на отправку сообщений. Мотивация — не нужно брать аудиогид, не нужно сканировать QR-код и прочее. То есть мы снимаем в какой-то степени барьер между человеком и искусством.

IMG_3993 IMG_3994

— Сколько маячков установлено в здании музея и как вы их обслуживаете?

— В музее мы установили 20 маячков, в каждом зале — по 2–3 штуки. Сложность в том, что экспозиция постоянно меняется, даже стены иногда перекрашиваются и переделываются, поэтому нам было важно не мешать эстетическому восприятию экспонатов и сделать все незаметно.

— А вам надо приходить в музей или всю настройку iВeacon вы проводите удаленно?

— Здесь пока еще есть несколько технических проблем. Все, что сегодня представлено на рынке iВeacon, не масштабируется. Как сейчас все работает? Есть маячок, он без остановки транслирует Bluetooth-сигналы. В данном случае нет связи железа и облака, и мы не можем на расстоянии контролировать технические показания метки, проверять уровень заряда батареи и так далее — приходится физически приходить на объект и через специальное мобильное приложение от производителя собирать информацию по каждому маячку. Это становится невозможным при большом количестве объектов. Сейчас на рынке начал появляться новый класс iBeacon-устройств, которые, помимо Bluetooth, используют и Wi-Fi. Данные маячки объединяют в сеть метки вокруг и позволяют уже дистанционно закидывать информацию, обновлять прошивки, включать-выключать оборудование. Это гораздо более интересная вещь, мы уже тестим данные устройства на ряде пилотных объектов.

— Вы ставили маячки в магазинах «Республика». Каков результат?

— Это был пилотный проект не только для нас, но и для индустрии в целом. Мы не ставили задачи увеличить средний чек. Важнее было протестировать технологию. Когда кто-то заходил в магазин с iPhone в руках, выскакивало предложение зашарить в соцсети информацию о магазине, а мы после этого выдавали чехлы. Таких пользователей оказалось 350 человек, и мы поняли, что это работает. Причем мы реализовали проект, когда технология iBeacon была анонсирована и еще толком ни у кого не работала.

В МАММ можно встретить весьма необычные фотографии
В МАММ можно встретить весьма необычные фотографии.

— А как вы завозили маячки? Ведь их до сих пор нельзя завозить в больших объемах?

— Мы завозили в тот момент, когда еще было непонятно, что это такое вообще. И завезли сразу много. Поэтому я не могу сейчас точно сказать, какие существуют правила, но в нашем случае мы растаможивали товар и делали нотификацию в ФСБ России.

— Какие маячки сейчас есть на рынке?

— Китайские, американские, испанские, польские. Мы работаем с польскими, потому что они лучше всего подходят для бизнеса. Китайские сложно настраивать. Пробовали американские Estimote. Они красивые, но и только. Сеть, что будет решать бизнес-задачи заказчика, из них создать не получится.

— Вы, наверное, обратили внимание, что о технологии iBeacon в последнее время подзабыли. Может быть, это связано с появлением Apple Watch?

— Я знаю, что на закрытых сессиях WWDC 2015 были разговоры про технологию iBeacon и там все в порядке. Apple выпускает новые прошивки, сейчас уже седьмая версия, и с каждым обновлением технология становится лучше. Apple Watch существенно сокращают дистанцию от продавца к покупателю, и развитие в этом сегменте будет идти бешеными темпами. Сыграет свою роль Apple Pay и различные программы лояльности. В совокупности эти три технологии создадут принципиально новый пользовательский опыт в офлайн-коммерции.

Прогноз BI Intelligence

Источник: businessinsider.com Перевод: ibeaconrussia.ru
Источник: businessinsider.com. Перевод: ibeaconrussia.ru.

В августе 2014 года Business Insider опубликовал прогноз о развитии мирового рынка iBeacon до 2018 года. На графике видно, что нас ждет быстрый рост. Сбудется ли прогноз BI?