Исследования показывают: узкая специализация приводит к тому, что человек становится менее творческим и более упрямым.

Специалисты Чикагского университета Лойолы провели эксперимент, в котором участникам задавали простейшие вопросы, касавшиеся одной тематики. Это было сделано так, чтобы испытуемые почувствовали себя знающими определённый предмет. После этого учёные оценили открытость и объективность их суждений.

Вывод исследователей был неожиданным: чем больше мы чувствуем свою уверенность в той или иной сфере знаний, тем более закрыто и односложно мыслим.

Доктор Виктор Отатти (Victor Otatti) назвал этот эффект «приобретённым догматизмом».

Когда индивидуум оценивает себя как эксперта, он также думает, что получает привилегию мыслить и действовать более догматично.

Виктор Отатти

С одной стороны, это выглядит более чем логично. Если вы проводите много времени, изучая определённый предмет, приобретая знания и опыт, вы ощущаете себя более уверенно. Это не только ожидаемо, но и оправданно. Ведь как бы вы себя чувствовали, если бы, например, пошли к доктору, который не уверен в собственных знаниях и постоянно меняет точку зрения?

Мы гораздо чаще прислушиваемся к догматичным и силовым методам выражения мысли, а значит, — скорее, к экспертам, чем к новичкам.

Обратная сторона результата исследования, впрочем, выглядит совершенно нелогичной. Так, отмечается, что чувство расслабленности и успешности — которое чаще всего испытывают эксперты, а не новички – стимулирует в нас открытость и широту суждений.

Когда же дело доходит до адаптации новых знаний, у эксперта есть значительное преимущество. Он способен оценить полученную информацию и умело внедрить её в существующую парадигму. Этого не умеет новичок: он с большей вероятностью допустит ошибку и не заметит упущений, ведь не обладает достаточной базой знаний и опыта.

Может ли быть так, что закрытость мышления, характерная для экспертов, на самом деле является способностью к анализу, оценке и проверке информации?

Иллюзия знания

В эксперименте, о котором мы говорили выше, проблема была в том, что участники на самом деле не были экспертами в какой-либо области знаний. Им просто позволили так себя почувствовать, создав иллюзию профессионализма. Однако этого было достаточно для того, чтобы они изменили привычную модель поведения и мышления.

знания — мышление
Francois de Halleux/Flickr.com

Поэтому вполне возможно, что многие из нас страдают от подобной иллюзии в повседневности. Это очень опасно, ведь создаёт ощущение всезнания и ложной уверенности. Новичок, имея небольшое представление о конкретном предмете, ещё не понимает, как много информации ему предстоит узнать. Пусть он и не готов назвать самого себя экспертом в каком-либо вопросе, но зато готов сказать — до этого уровня осталось не так уж и много. На деле он и не представляет, сколько ещё нового ему предстоит выучить.

Непрофессионалы довольно часто страдают от ощущения неоправданного превосходства, что называется эффектом Даннинга — Крюгера.

Такие персоны не способны осознавать сделанные ими ошибки, равно как и признавать низкий уровень своей квалификации. В пользу данного утверждения свидетельствует и результат эксперимента, проведённого Йельским университетом. Согласно ему, людям свойственно путать знания, полученные из интернета после недолгого поиска в Google, с реально выученной и усвоенной информацией. К сожалению, найти ответ в Сети — совсем не то же самое, что приумножить собственные знания.

Если вы не знаете ответ на вопрос, вы понимаете, что не обладаете нужной информацией. Соответственно, чтобы решить проблему, вы будете прикладывать усилия и тратить на это своё время. Когда же есть доступ к интернету, чёткая грань между тем, что вы действительно знаете, и тем, что думаете, что знаете, стирается.

Мэттью Фишер (Matthew Fisher), сотрудник кафедры Йельского университета.

Горе от ума

Конечно же, у эффекта Даннинга — Крюгера есть и другой вектор влияния, ещё более разрушительный. И он касается не новичков.

Беда в том, что эксперты из какой-либо области могут чувствовать себя неуверенно, думая, что их знания являются не эксклюзивными, а общеизвестными.

Результат такого поведения — то, что мы называем «горем от ума». Эксперты с трудом принимают точку зрения новичка, перестают видеть определённые аспекты проблемы или ту информацию, которая кажется очевидной людям без специфических знаний. Скорее всего, это приведёт к дополнительным сложностям: экспертам будет тяжело вести разговор с новичком, находить общие простые и интересные темы для разговора.

В общем, это суммируется в понятии «синдром эксперта»:

  1. Вы становитесь экспертом в определённой области знаний, предмете, умении, после чего теряете способность обсуждать эту тему с кем-то, кто не настолько квалифицирован. Кроме того, даже если разговор и начнётся, то вы упустите из виду огромный пласт информации, считая его ненужным, общеизвестным, неинтересным.
  2. Когда определённая часть знаний переходит в категорию «известно по умолчанию», новичкам становится тяжелее включиться в общий дискурс и, таким образом, они не могут овладеть даже базовой информацией.
  3. Из-за этого те новые профессионалы, которые пытаются вести диалог и сотрудничать с экспертами, обладают внушительными пробелами в опыте. Они могут не знать основных понятий и терминов, с трудом понимают базовые идеи.

Казалось бы, какое дело экспертам до новичков. Но на самом деле эта проблема очень комплексная и касается каждого.

Исследование, проведённое Корнелльским университетом, показало: люди, которые квалифицированы в той или иной области, будут утверждать, что знают даже о том, о чём на деле и не слышали. Более того, они могут рассказать вам много интересного о понятии, которое вы только что придумали.

Так как мы все немного разбираемся в психологии, вы тоже наверняка слышали такие термины: метатоксин, биосексуальный, ретроплекс. Вспоминаете? Можете примерно объяснить хотя бы самому себе, что именно значат эти слова?

Отлично! Ни один из этих терминов не является настоящим. Они все выдуманы и не значат вообще ничего.

Что же делать?

Кем бы вы ни были — новичком или экспертом — помните, что склонны недооценивать собственные знания или же переоценивать их. Самое безопасное — это держать в памяти тезис «знать — хорошо» и не делать из полученной информации основу для самомнения, модели поведения или способа мышления.