Елена Соколова (Артамонова)
Практикующий психолог, автор женских тренингов, соучредитель «Московской психологической лаборатории 12» и центра «Женский Мир».

В последнее время всё чаще подруги и клиентки делятся со мной негативным опытом работы с психологами. Не всегда человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, может сам оценить, насколько профессионально работает психолог, так как в таких обстоятельствах критичность снижена, границы легко нарушить, человек становится более уязвимым. Многие ощущают себя дискомфортно на приёме, но не решаются сменить психолога. Иногда — просто потому, что не знают, что допустимо, а что является грубым нарушением профессиональной этики.

Я решила составить памятку — список того, что должно как минимум насторожить вас при общении с психологом. А как максимум — подтолкнуть к смене специалиста. Если же ваш психолог так не говорит и так себя не ведёт — супер, держитесь за него.

1. Просьба об услуге личного характера

Например, терапевт, узнав, что клиент — прекрасный программист, просит его сделать сайт. Или познакомить с кем-то важным, или одолжить денег — любая просьба, которая подразумевает использование ресурсов клиента в личных целях терапевта, непрофессиональна, является манипуляцией и вредит терапии.

2. Занятие личными делами во время консультации

Во время консультации терапевт вдруг решает привести себя в порядок («Вы продолжайте, продолжайте, а я пока накрашусь»), отвечает на телефонный звонок, читает книжку (кстати, это реальные случаи). Помните, что во время консультации вы имеете право на 100% внимания своего терапевта.

3. Приглашение к личному общению вне сессий

Попить кофе, сходить вместе на выставку, просто прогуляться и поболтать. Личный контакт между клиентом и терапевтом вне сессий возможен, но это означает завершение терапевтических отношений. И лучше, если между этими событиями пройдёт время. То есть вы сможете дружить с терапевтом через полгода и это будет безопасно для вашей терапии.

4. Смена ролей

Если терапевт просит у вас совета («А как бы вы поступили на моём месте?») или рассказывает о своей сложной ситуации не в качестве примера, а с запросом на поддержку от клиента.

5. Любые конкретные советы в ситуации выбора клиента

«Вам надо разводиться/жениться/увольняться/переехать к маме». Это неэтично, потому что ставит клиента в подчинённую и зависимую позицию. В таком случае терапевт берёт на себя ответственность за решения клиента. А клиент, может, и получает временное облегчение, но не получает терапии и возможности научиться принимать эти решения самостоятельно — за чем он, вероятнее всего, и пришёл на терапию в том числе.

6. Обвинения в адрес клиента

«Вы сами виноваты в том, что у вас так сложилось», «С вами сложно работать, вы сопротивляетесь, не хотите меняться, не хотите сотрудничать».

7. Обесценивание в любом виде

«Ваши чувства — ерунда, что вы с этим так носитесь, бывает хуже».

8. Намёки вместо прямой коммуникации

9. Намёки на психическую неадекватность

Исключение составляет прямой вопрос на диагностическом интервью о наличии психических заболеваний.

10. «Я не могу вам помочь»