Индустрия искусственного интеллекта сейчас оценивается в 15 миллиардов долларов и продолжает расти. Сегодня около 2 600 компаний занимаются разработкой умных технологий. Ожидается, что стоимость индустрии вырастет до 70 миллиардов долларов уже к 2020 году.

И привлекает она не только технологических гигантов: USSA использует умные технологии для защиты личных данных своих пользователей от кражи, а компания Under Armor подключила приложение MyFitnessPal к Watson IBM, чтобы пользователи могли получать как можно более точную информацию о состоянии своего здоровья.

Для дизайнеров искусственный интеллект открывает широкие возможности. Хотя в этой сфере будут востребованы навыки, которые у хорошего дизайнера уже и так имеются, многому ещё придётся научиться: разбираться в социологии, психологии, биологии, на практике применять знания статистики. Одного творческого подхода и внимания к деталям недостаточно. К этому дизайнеры и должны адаптироваться. Уже сейчас пора задуматься, как будет проходить работа над проектами в будущем.

Почему искусственный интеллект — мощный инструмент для дизайнера

Для начала несколько слов о том, почему дизайнеры должны принять искусственный интеллект с распростёртыми объятиями. Лучшие дизайнеры всегда понимали, что хороший продукт должен удовлетворять потребности пользователя, а для этого нужно хорошо разбираться в человеческом поведении. Но исторически сложилось так, что дизайнеры могли предлагать решения, которые удовлетворяли бы большинство пользователей в определённой ситуации, а не каждого отдельного человека постоянно.

Искусственный интеллект это изменит. Он позволит дизайнерам не только удовлетворить, но и предугадать потребности отдельного пользователя. Представьте зеркало в ванной комнате, которое регулирует освещение в помещении в зависимости от уровня стресса человека. Или робота, который помогает в учёбе и корректирует план занятия ребёнка, если он устал или не может сконцентрироваться. С искусственным интеллектом продукты и услуги будут выполнять не только свои прямые функции. Осведомлённость об эмоциях позволит предложить лучшее решение каждому пользователю.

Время учиться

Дизайн сегодня связан по большей части с гуманитарными науками. Но дизайнеру, которому предстоит работать с искусственным интеллектом, потребуется расширить свой кругозор.

Математика

Искусственный интеллект и математика

Новые данные появляются в современном мобильно-сенсорном мире в режиме нон-стоп. Такие дисциплины, как статистика, извлечение информации из массива данных, теория обработки и анализа данных, необходимы, чтобы находить закономерности в числах. Технологическое сообщество уделяет много внимания машинному обучению, то есть пытается научить машины самостоятельно принимать решения, отталкиваясь от подобных закономерностей. Поэтому дизайнеру необходимо понимать математические методы, чтобы использовать полученную информацию при проектировании.

Психология

Искусственный интеллект и психология

Искусственный интеллект должен по-разному взаимодействовать с пользователем, скажем, в два часа дня и в два часа ночи. Если время необычайно позднее, то, вероятно, пользователь расстроен, потому что не может уснуть. Или весел, потому что выпил. Или запаниковал, потому что случилось что-то чрезвычайное. Важно обращать на это внимание.

Дизайнеры должны понимать, что пользователи могут очень по-разному реагировать на различные ситуации. И поэтому их замысел должен зависеть от таких факторов, как настроение пользователя, местоположение и даже то, что сегодня было на обед. Для этого потребуется глубокое понимание человеческой психологии.

Один из самых больших недостатков систем искусственного интеллекта заключается в том, они могут расстраивать пользователя. А люди не склонны с тем же пониманием относиться к машинам, с каким они относятся друг к другу. Искусственный интеллект, который будет способен быстро и правильно понять запрос пользователя или его намерение исходя из контекста, обстоятельств и эмоционального состояния, будет иметь ключевое значение.

Социология

Искусственный интеллект и социология

Дизайнерам нужно рассмотреть вопрос, когда искусственный интеллект будет считаться отдельной частью общества и произойдёт ли это вообще. Стоит ли давать системам имена вроде Siri, Cortana и Alexa и будут ли они отличаться друг от друга? Или такие названия — это просто бренд? На что будет похожа интеллектуальная среда? Можно ли позволить разным искусственным интеллектам общаться и взаимодействовать друг с другом? Сможет ли сеть искусственных интеллектов стать самостоятельным обществом? И будет ли такое общество подвергаться изменениям из-за людей, использующих систему?

Это значит, что дизайнеру необходимо отлично разбираться в социологических теориях и применять эти знания на практике в интеллектуальных системах.

Биология

Искусственный интеллект и биология

Синтетическая биология — новое направление в науке: учёные соединяют биомолекулярные компоненты в новые структуры и сети и изменяют ДНК живых организмов. Это значит, что в будущем дизайнеры и архитекторы смогут использовать природный материал для изготовления одежды и строительства зданий.

Искусственный интеллект поднимет синтетическую биологию на новый уровень, позволив живым организмам расти и изменяться по принципам машинного обучения. Например, посмотрим на Ginkgo Bioworks, стартап, который проектирует роботов для конструирования генов. Недавно компания привлекла 100 миллионов долларов на расширение бизнеса. Один из клиентов Ginkgo Bioworks, парфюмерная компания, поручила стартапу вывести синтетическое розовое масло, чтобы можно было перестать добывать его из настоящих роз.

Граница между искусственным интеллектом и реальной жизнью становится всё более размытой. И вскоре дизайнерам придётся научиться использовать живые организмы для создания умных объектов и сред. Глубокое понимание биологии и этики сыграет в этом не последнюю роль.