Когда старые знания препятствуют способности мозга воспринимать новую информацию, обучение происходит медленнее и тяжелее. Психологи называют это проактивной интерференцией.

Мы сталкиваемся с этим, если, например, нам нужно перейти на ручное управление автомобилем после автоматического. Или когда начинаем учить французский для работы, хотя в школе учили английский. В результате у нас получается какой-то «франглийский».

В таком случае нам нужно, как говорят учёные Дэвид Леи и Джон Слокум (David Lei, John Slocum)   David Lei, John Slocum. The Tipping Points of Business Strategy: The Rise and Decline of Competitiveness. , сознательно отбраковывать устаревшую, ставшую лишней информацию. Постепенно она сотрётся из памяти и заменится новой. Однако это не всегда так просто.

Чем более революционными становятся новые технологии, тем сложнее нам забыть существующие подходы к разработке продукта и старые модели ведения бизнеса.

Дэвид Леи и Джон Слокум

То же самое работает и в области карьеры. Упрямо придерживаясь устаревших взглядов, вы и сами не заметите, как станете лишним в своей сфере деятельности. Чтобы избавляться от ненужной информации, вы должны сознательно ставить под вопрос всё, что было актуально раньше.

В этом вам помогут три совета.

1. Убедитесь в своей неправоте

Описывая, как он справлялся с сомнениями, возникавшими во время экспериментов, знаменитый физик-теоретик Ричард Фейнман сказал: «Мы хотим как можно скорее убедиться, что мы не правы, потому что только так можно прийти к какому-то результату».

Это высказывание применимо не только в области физики, но и для всех профессий. Однако если мы просто подумаем про себя: «Может, я не прав?» — это ничего не даст. Наш мозг естественным образом стремится найти подтверждение уже существующим идеям, какими бы предвзятыми они ни были. Чтобы испытать свои убеждения на прочность, лучше постарайтесь не отгораживаться от информации, которая может их опровергнуть.

Конечно, изменить свою точку зрения, столкнувшись с выводящей из равновесия информацией, нелегко. Неприятно обнаружить, что то, во что верил, не выдерживает критики. Именно поэтому способность к забыванию старой информации так важна.

2. Удвойте число источников информации

Одна из причин процветания коллективных офисов заключается в том, что в таких условиях точки зрения и взгляды сотрудников из разных сфер деятельности смешиваются и воздействуют друг на друга. Это помогает нашему мышлению не застывать — а именно это, по мнению Эндрю Батлера (Andrew Butler), доцента педагогической психологии Техасского университета в Остине, и необходимо для забывания устаревшей информации.

Ложная информация и ошибочные модели мышления попадают к нам из множества источников, в том числе из фильмов и книг. Вместо того, чтобы полагаться на то, что, как вам кажется, вы хорошо знаете, постарайтесь расширить для себя число источников информации.

Эндрю Батлер

Многие считают, что те источники, из которых они черпают информацию и новые идеи, полностью достоверны. Но чем дольше мы находимся в какой-либо должности, чем дальше продвигаемся в нашей карьере, тем важнее нам расширить свой подход к поиску информации.

3. Используйте страх на пользу

Адео Ресси (Adeo Ressi), глава организации Founder Institute, помогает людям сменить сферу деятельности и стать предпринимателями.

«На то, чтобы перенастроить людей, избавить от имеющихся установок и научить думать как предприниматель, уходит около трёх с половиной месяцев», — говорит Ресси.

Для мотивации учеников он использует различные упражнения, в том числе упражнения, направленные на вызывание страха. Например, начинающие предприниматели должны создать свой сайт, привлечь 2 000 человек и продать 50 продуктов за ограниченный период времени. Многих это сначала пугает.

«Однако большинство людей, которым в начале показалось, что это невозможно, достигают отличных результатов, когда им удаётся забыть о предполагаемых ограничениях своего потенциала», — замечает Ресси.

Так что вместо того, чтобы просто избавиться от лишних навыков и заменить их новыми, попробуйте поставить под сомнение не только свои знания, но и взгляды о самом себе и своих возможностях.