1. Всегда давайте чёткое руководство к действию

Неважно, насколько вдохновляющим будет ваше выступление, любая аудитория предпочтёт научиться чему-то немедленно, чтобы сразу же применить новые знания в своей жизни.

Вдохновение — это прекрасно, но применение вашего материала имеет гораздо большее значение. Так что не бойтесь говорить: «Сегодня подумайте о материале, а завтра сделайте то-то и то-то».

2. Не откладывайте ответы на вопросы аудитории

Если вопрос возник в середине вашей презентации, это замечательно: значит, кто-то вас слушает. Используйте эту возможность. Если вы ответили на заданный вопрос в предыдущем слайде, вернитесь назад.

Лучшая презентация воспринимается как обсуждение, так что никогда не упускайте возможности взаимодействия с аудиторией.

3. Задавайте вопросы, на которые не знаете ответа

Когда вы задаёте вопросы, чтобы вовлечь людей в обсуждение, это может ощущаться как принуждение. Вместо этого задайте вопрос, на который аудитория не знает ответа, а потом скажите, что и сами его не знаете.

Тот факт, что вы не знаете, но хотите узнать ответ, не только делает вас более простым и человечным в глазах публики, но и заставляет людей более внимательно слушать то, что вы рассказываете.

4. Заправьте свой умственный двигатель

Аминокислота тирозин, содержащаяся в белке, улучшает когнитивные способности во время стресса и улучшает настроение. Так что перед выступлением включите в свой рацион пищу, богатую белком.

И поешьте заранее. Когда вы нервничаете, еда — это последнее, о чём вы подумаете.

5. Сожгите немного кортизола

Когда вы волнуетесь, ваши надпочечники производят кортизол. Этот гормон ограничивает ваши творческие способности и возможность работать со сложной информацией.

Когда вас атакует кортизол, практически невозможно читать или реагировать на то, что происходит с аудиторией.

Простой способ снизить количество кортизола — физические упражнения. Позанимайтесь на улице перед тем, как отправиться на работу, прогуляйтесь в обеденный перерыв или отправляйтесь в спортзал незадолго до выступления.

6. Создайте два запасных плана

Как правило, самый большой источник беспокойства — это вопрос «Что, если?..». Что, если ваша презентация провалится, кто-то будет постоянно вас перебивать или ваши идеи никому не понравятся?

Возьмите два самых больших страха и создайте запасной план. Что вы будете делать, если сломается проектор? Как вы поступите, если совещание будет длиться слишком долго и на ваше выступление останется всего пара минут?

Даже если ваши страхи не воплотятся в жизнь, запасной план поможет вам выступить лучше. Чем лучше вы продумаете все аспекты своего выступления, тем быстрее сориентируетесь, если действительно произойдёт что-то неожиданное.

7. Замените суеверия полезными привычками

Суеверия придуманы для того, чтобы обрести чувство контроля над своими страхами. «Счастливые» носки не помогут вам лучше пробежать на соревнованиях. Надевая «счастливую» вещь, вы пытаетесь магическим способом повлиять на будущие события, над которыми не властны и которые внушают страх.

Вместо того чтобы плодить суеверия, займитесь делами, которые помогут успокоиться. Походите по комнате, в которой будете выступать, и найдите лучшие точки обзора. Проверьте микрофон. Пробегитесь по своей презентации, чтобы ещё раз убедиться, что вы готовы к выступлению.

Выберите несколько действительно полезных действий и привыкайте выполнять их перед каждым выступлением. Знакомые действия помогут вам обрести уверенность в своих силах.

8. Установите запасную цель

Давайте представим, что вы выступаете перед людьми в рамках благотворительной программы и понимаете, что ваше выступление не имеет успеха. В такой ситуации люди, как правило, либо начинают слишком сильно стараться, чтобы выступление всё же понравилось, либо просто сдаются.

Если вашей целью было наладить контакт с аудиторией и вы понимаете, что сделать это не удалось, попробуйте сменить цель. Если вы не достигли своей изначальной цели, подумайте, что ещё вы можете получить от выступления.

Запасная цель поможет вам остаться позитивным и сосредоточенным до конца выступления.

9. Поделитесь эмоциональной историей

Многие ораторы рассказывают истории из жизни, но не всегда это приносит очевидную пользу. Если история своего промаха рассказана только для того, чтобы показать, как далеко продвинулся рассказчик, это не вызовет отклика у аудитории.

Другое дело — рассказать историю, которая заставит вас проявить эмоции. Если вам было грустно, покажите это. Если вы кричали, расскажите историю на повышенных тонах. Если вы чувствовали раскаяние, дайте ему пробиться наружу.

Когда вы проявляете неподдельные эмоции, возникает немедленный и продолжительный контакт с аудиторией. Эмоции делают ваше выступление проникновенным, впечатляющим и запоминающимся.

10. Сделайте паузу на 10 секунд

Остановитесь на 2 секунды — и аудитория подумает, что вы потеряли мысль. Возьмите паузу на 5 секунд — и публика решит, что вы остановились умышленно. После 10 секунд паузы даже те, кто переписывался во время вашей речи, поднимут голову, чтобы посмотреть, в чём дело.

Когда вы снова начнёте говорить, все будут уверены в том, что ваша пауза была намеренной и что вы уверенный в себе и продвинутый оратор.

Неуверенный рассказчик боится пустоты, и только опытный оратор хорошо чувствует себя во время тишины. Сделайте одну длинную паузу, чтобы собраться с мыслями, и аудитория автоматически добавит вам очков.

11. Поделитесь удивительным фактом

Никто не скажет: «Вчера на презентации диаграмма Ганта того парня просто невероятно меня впечатлила». Скорее вы услышите: «Вчера я узнал, что, когда мы краснеем, желудок тоже краснеет».

Найдите удивительный факт или необычную аналогию по теме доклада и поделитесь с аудиторией. Люди любят удивляться. Они запомнят ваше выступление и расскажут о нём друзьям и знакомым.

12. Стремитесь помочь своей аудитории

Большинство ораторов считают целью своего выступления получение немедленной выгоды: например, продвижение сайта или сервиса, расширение круга клиентов.

Думая о выступлении в таком ключе, вы увеличиваете давление и без того стрессовой ситуации. Вместо этого стремитесь к тому, чтобы ваша речь была полезна аудитории.

Когда вы помогаете людям вырасти в профессиональном плане или стараетесь каким-то образом улучшить их жизнь, вы и так получаете выгоду в виде преданных слушателей, известности и новых клиентов.

13. Не оправдывайтесь

Теперь давайте рассмотрим несколько вещей, которые делать не стоит.

Из-за чувства незащищённости многие ораторы начинают своё выступление так: «У меня было мало времени на подготовку» или «Я не очень хорош в этом».

Это не заставит людей относиться к вашему выступлению лучше. Вместо этого ваши слушатели подумают: «Если ты ничего не знаешь, зачем тратишь моё время?» Пересмотрите свою речь на предмет оправданий и вычеркните их.

14. Заканчивайте подготовку до выступления

Когда вы стоите перед аудиторией, время для подготовки уже прошло. Не проверяйте микрофон, свет, пульт для перелистывания слайдов — сделайте это заранее. Если за техническую сторону вашего выступления отвечают специалисты, заблаговременно узнайте у них, что делать, если что-то пойдёт не так.

Если во время вашего выступления что-то сломалось, постарайтесь выглядеть уверенно, пока решаете проблему (или пока техники налаживают оборудование). Когда что-то идёт не так, самое главное — то, как вы на это реагируете.

15. Не перегружайте свои слайды

Есть простое правило: размер шрифта должен быть в два раза больше возраста вашей аудитории. Это значит, что размер шрифта будет между 60 и 80 пунктами. Если у вас не получается уместить на слайде все слова, придётся укорачивать сообщение.

16. Никогда не читайте слайды

Ваши слушатели должны скользить взглядом по слайдам. Если им придётся читать, вы потеряете их внимание. Кроме того, вы упустите аудиторию, если сами будете читать слайды во время выступления.

Слайды должны акцентировать ваши слова, подчёркивать какие-то пункты вашего выступления, но не являться этими пунктами.

17. Завоюйте внимание

Вместо того чтобы просить людей выключить мобильные устройства (никто этого не сделает), постарайтесь полностью завоевать их внимание, чтобы у них и мысли не возникло проверить email во время вашего выступления.

Сделайте свою презентацию такой интересной и вдохновляющей, чтобы люди поневоле слушали её от начала до конца. Аудитория не обязана вас слушать, это вы обязаны заставить её слушать.

18. Всегда повторяйте вопросы аудитории

Микрофон есть у каждого оратора, но редко доступен людям из зала. Поэтому, если вам задали вопрос, обязательно повторите его для аудитории, прежде чем начать отвечать.

Во-первых, это поможет всем слушателям понять, о чём идёт речь в вашем ответе. Во-вторых, это даст вам несколько секунд, чтобы найти самый лучший ответ.

19. Повторяйте ключевые пункты

Продумайте структуру своего выступления так, чтобы вы могли иногда повторять ключевые пункты своей речи. Сначала объясните пункт, затем приведите примеры, как можно применить эту информацию в жизни, и закончите описанием конкретных действий в соответствии с рассказанным.

Поскольку никто не может запомнить абсолютно всё, что вы говорили, чем больше вы повторяете ключевые пункты, тем больше шансов, что они отложатся в памяти ваших слушателей и будут использованы в жизни.

20. Будьте кратки

Если на ваше выступление отвели 30 минут, используйте 25. Если вам дали час, говорите в течение 50 минут. Всегда уважайте время своей аудитории и заканчивайте раньше.

Стараясь сократить своё выступление ещё на этапе подготовки, вы отточите свою речь и уберёте из неё всё ненужное.

Закончите пораньше и потратьте оставшееся время, отвечая на вопросы аудитории. Если времени не хватает, предложите слушателям встретиться после презентации, чтобы обсудить непонятные моменты.

Никогда не затягивайте выступление. Это может разрушить положительное впечатление и оставить у аудитории неприятный осадок.