Надежда Поминова
Контент-маркетолог. Знает всё о корпоративных блогах и том, как превращать читателей в клиентов. Ведёт собственный блог Do it inbound.

Когда стоит завести блог?

Итак, вам в голову пришла идея завести блог. Надо куда-то выливать свои мысли, а психоаналитики обходятся слишком дорого. Или вы хотите продвигать свою компанию или себя как специалиста в какой-то области.

Если мысль завести блог только-только наклюнулась, сделайте вот что:

  1. Посмотрите лекции Роберта Сапольски, профессора Стэнфордского университета, о биологии поведения человека. Их перевели и озвучили.
  2. Научитесь делать мышку, журавлика и рыбку в технике оригами.
  3. Организуйте субботник во дворе своего дома и обустройте красивый цветник.

Если после этого вам всё ещё кажется, что вести блог — это интересно, то можно попробовать.

Чем поможет блог?

Посмотрите на сотню своих друзей в Facebook или «ВКонтакте». Сколько из них пишут что-то сами, а не делают бесконечные репосты? Сколько из этих пишущих публикуют собственные интересные мысли, а не «сегодня проснулся пораньше, чтобы успеть на очередную коуч-сессию по личной продуктивности»?

Выражать собственные мысли и стройно аргументировать их — сильное преимущество в мире перепостов и дакфейсов.

Люди, которые обладают этим навыком, выделяются среди остальных. И блог — отличный шанс привлечь внимание аудитории. Хорошая новость в том, что этому несложно научиться. Нужно всего лишь разбираться в том, о чём пишете, и быть дисциплинированным человеком.

К чему нужно быть готовым?

Самое главное, что следует усвоить: блог — это не весело. Блог — это обязанность, которую надо постоянно исполнять, как поход к стоматологу.

И так же, как и поход к стоматологу, многие блогеры откладывают написание постов на один, два, три года. Если не уверены, что готовы к рутинной работе, лучше не начинайте.

Сколько времени уходит на блог?

Много. У меня написание одной статьи занимает от часа до четырёх. В прошлом году я потратила на блог Do it inbound (а у меня есть и другие) 19 часов 19 минут. Это немного, но вы посмотрите, как безалаберно я его вела!

Как вести блог

Статьи выходили даже не каждый месяц. Мой блог — маркетинг самой себя. Потратить на него время — значит инвестировать в собственное продвижение.

В отличие от фондового рынка, в блоге зависимость однозначна: чем больше инвестируешь, тем больше получаешь.

Мой маленький секрет в том, что другие блоги я не просто веду, но и получаю за это деньги. А ещё могу на их примере рассказать, как я их веду, и это тоже будет маркетинг самой себя. Поэтому не стоит ориентироваться на то, сколько времени я трачу именно на Do it inbound. Мой инвестиционный портфель сбалансирован: Do it inbound не единственный актив.

Вам же советую вкладывать больше времени в блог и выдавать статьи регулярно. Сможете писать четыре раза в месяц — будет прекрасно, две — хорошо, один раз в два месяца — бессмысленно.

Можно ли бросить блог?

Да. Если начали, но уже с первых месяцев чувствуете, что не идёт, побыстрее себе в этом признайтесь, бросьте блог и живите спокойно. Честное слово, всем плевать!

В Сети полно мемасиков, видео с енотиками, статей про соблазнение, вязание, русский рэп. Никто не заметит, если ваш блог о квантовых взаимодействиях элементарных частиц прекратит своё существование.

Как выбрать тематику?

Бездарность не препятствие на пути к созданию популярного блога.

На каждого блогера найдётся причина, почему его читают, и читатель. Кто-то публикует на YouTube видео о том, как делать ремонт, кто-то пишет о своих детях, кто-то даже пишет о своих детях интересно.

Но подумайте о читателях: почему они будут читать ваш блог? Какая у них на это причина? Может быть, вы умеете писать смешно, обладаете даром рассказчика, подмечаете забавные мелочи в обычных ситуациях или хорошо разбираетесь в какой-нибудь теме и ваши знания помогут другим людям?

Учтите: тема должна нравиться вам самим, иначе вы долго не протянете.

Что самое главное для блогера?

Если хотите, чтобы количество читателей перевалило за ноль, соблюдайте одно самое главное правило.

Не выливайте в блог поток сознания. Структурируйте свои мысли.

В этом, кстати, отлично помогает книга «Мастерство презентации» Алексея Каптерева.

Сели писать статью, определите проблему, которую хотите решить. Что изменится в ваших читателях после прочтения? Начните свой текст с постановки проблемы и объяснения, почему это важно, потом опишите решение.

Как сделать так, чтобы вас читали?

У итальянцев есть выражение: «Говори как ешь». Это означает, что говорить надо просто, без витиеватости. Писать в блог надо так же.

Исключение, если вы умеете писать изящно и тонко, как Татьяна Толстая или Людмила Улицкая. Я не умею и не пытаюсь прыгнуть выше головы. И знаете что? Читатели хвалят!

Избавляйтесь от деепричастных оборотов, очень сложноподчинённых предложений, страдательного залога. Вместо «бронзовый конь был подарен мной друзьям на свадьбу» — «я подарил фигню».

Этому учат в книге «Пиши, сокращай», которую написали Максим Ильяхов и Людмила Сарычева (она моя сестра-близнец, между прочим).

Но должна предупредить: сначала содержание, потом — форма. Не ждите, что после прочтения «Пиши, сокращай» вы будете выдавать блестящие статьи. Правильно построенные фразы не заменят знания темы. И наоборот, если вы разбираетесь в том, о чём пишете, но не всегда стройно выражаете свои мысли, читатели отнесутся к этому лояльно.

Где черпать вдохновение?

Если несколько первых месяцев вы активно пишете, а потом понимаете, что перебрали уже все темы и больше рассказать нечего, тут два варианта:

  1. Либо просто прошла первоначальная эйфория, и блог превратился в рутину (это норма).
  2. Либо вам и впрямь нечего написать (маловероятно).

Чтобы такого не происходило, важно:

  1. Писать на близкую вам тему, в которую вы погружены.
  2. Понять, что любая мысль может стать контентом.

Когда тема вам близка и вами любима, она будет неисчерпаема для вас. Я пишу о контенте и блогах, я постоянно работаю с этим, общаюсь с людьми на тему контента, поэтому у меня постоянно появляются мысли, о чём можно написать.

Где брать идеи для контента?

В Facebook я подписана на нескольких людей, которые выдают по 1–3 поста в день. У них много читателей, много комментариев. А секрет в том, что они пишут.

Это не всем даётся просто, к этому надо себя приучить. Поставьте себе задачу писать абзац текста каждый день (упаси вас господь выкладывать всё это в Сеть), и спустя пару недель вы поймёте, что любая мысль может стать контентом.

После этого приучите себя писать на определённую вами тему. Тогда идеи будут приходить постоянно.

Зачем нужен контент-план?

План пригодится в тот депрессивный период, когда вам будет казаться, что писать не о чем. Когда вы только начинаете, когда вы на кураже от нового начинания, напишите список тем будущих статей. Штук пятьдесят. Этот список спасёт вас, когда кураж испарится.

Нужны ли блогу соцсети?

Если вы ведёте блог о самолётостроении, а в Facebook выкладываете фото «Мои новые ноготочки со стразиками, спасибо ненаглядной @nailsismylove1999❤», читатели вряд ли будут доверять вам как профессионалу. Особенно если вы мужчина.

Соцсети — инструмент для создания образа, а в случае профессионального блога — образа эксперта.

У многих людей в соцсетях только образ и есть, но это работает. Хотите выглядеть экспертом — ведите себя как эксперт. В моём Facebook 99% постов связаны с работой.

Зачем нужна обратная связь?

Общайтесь с читателями, спрашивайте у них, что они думают о вашем блоге. Очень угнетает, когда считаешь, что пишешь в пустоту. Со временем даже комментарии «Спасибо за полезный пост» перестают удовлетворять, нужно услышать что-то более подробное. Похвала подбодрит, а критика поможет оставаться в тонусе.

Будет ли результат?

Если вы всё-таки стойко прошли через все свои творческие кризисы и смогли регулярно вести блог хотя бы год, это принесёт плоды.

Дважды я получила работу именно благодаря блогу и несчётное количество раз — предложения по работе или сотрудничество по небольшим проектам.

Пути контента неисповедимы. Иногда он приносит совсем неожиданные плоды.

Вы ждёте, что на вишне созреет вишня, а там — раз — и впрямь вырастает вишня. Но иногда внезапно появляется и апельсин.

У известного SEO-специалиста, основателя компании Moz Рэнда Фишкина для этого есть термин «маркетинг счастливого случая» (serendipitous marketing).

У меня происходило такое два или три раза. Я пишу о контенте и блогах и иногда упоминаю слуховые имплантаты (работаю в компании, которая ими занимается). Однажды человек, который знал меня именно как маркетолога, написал мне, что интересуется имплантатами в целях благотворительности и хотел бы сотрудничать. Профессионализм в одной сфере привёл потенциального партнёра для другой. Такие случаи бывают нечасто, но неизменно удивляют.

Обещаю вам множество удивлений и открытий, если вы заведёте свой блог и будете дисциплинированно его вести.

Но начинайте осознанно. Как и в любой другой деятельности, здесь главное — труд и упорство. Если вы настроены решительно, не желаю вам вдохновения, а желаю дисциплины и воли. Тогда всё получится.