«Альтер»: стоит ли смотреть ироничную антиутопию со звездой «Гарри Поттера»

18 сентября в российский прокат выходит новый фильм финского режиссёра Тимо Вуоренсолы — он наиболее известен по чёрной комедии «Железное небо». Его новую работу сначала продвигали под названием «Проект Дарвин», потом — «Генезис». Но в итоге локализацию оставили близкой к оригиналу: «Альтер».
Фильм Вуоренсолы максимально интернациональный проект. Страной производства указана Канада, съёмки частично вели в казахской Астане с участием местного оператора, а в кадре соседствуют британские и российские актёры. Но, конечно же, все сразу обратят внимание на главного героя Тома Фелтона — знаменитого Драко Малфоя из «Гарри Поттера».
Картину продвигают как мрачную фантастику. Однако нужно учитывать, что режиссёр обычно снимает недорогое ироничное кино, которое скорее подшучивает над стереотипами популярных жанров, чем следует им. Поэтому и от «Альтера» не стоит ждать антиутопического блокбастера, а лучше настроиться смотреть его с улыбкой — хотя на экране все максимально серьёзны.
О фильме «Альтер»
- Оригинальное название: Altered.
- Страна производства: Канада.
- Жанр: фантастика, боевик, драма.
- Дата выхода: 18 сентября.
- Длительность: 1 час 25 минут.
- Режиссёр: Тимо Вуоренсола.
- В главных ролях: Том Фелтон, Ричард Брейк, Эгги К. Адамс, Игорь Жижикин, Елизавета Бугулова, Алексей Филимонов.
Неизвестно, по чьей вине, но в мире началась ядерная война, уничтожившая старый порядок. Однако человечество выжило и перестроило общество. В джунглях Амазонки нашли дерево «Генезис», которое сделали главным источником энергии. А ещё люди научились менять ДНК, и практически все получили какие-то улучшенные способности: повышенную силу, рентгеновское зрение или что-то подобное. Всех их назвали «генетиками».
Однако 10% человечества оказались не подвержены изменениям. Обычные люди стали низшей кастой, которая выполняет чёрную работу. Их называют «особыми».
Леон — представитель последних, да ещё и не может ходить, передвигается только на коляске. Однако он очень умён и поэтому создаёт для других «особых» протезы и прочие приборы, облегчающие жизнь. Вместе со своей подругой Хлоей герой отправляется на новый заказ и сталкивается с бандой террористов, которые якобы борются с «генетиками». Вот только на самом деле всё это — часть большого заговора. Используя свой ум и технологичный экзоскелет, Леон становится защитником простых людей.
В фильме есть интересный социальный подтекст
Завязка «Альтера» напоминает сразу многие антиутопии про необычное технологичное будущее: от «Элизиума» Нила Бломкампа до экранизации «Дивного нового мира». С первым картину роднит даже наличие экзоскелета у главного героя. Но главное, что объединяет все истории, — тема сегрегации на фоне видимого благополучия общества.

Футуризм Тимо Вуоренсолы очень условен: в плане визуализации он просто взял необычно выглядящие реальные дома (огромный шар действительно стоит в Астане), дополнил их компьютерной графикой и сделал ещё ярче на контрасте с серыми разваливающимися домами — которые по факту не слишком отличаются от хрущёвок.
Да и объяснение происходящего в мире здесь очень условно и часто склоняется к клише: ядерная война, новые технологии, другое общество. Лучше даже не ждать, что тему природной энергии раскроют и объяснят подробно, — всё это лишь формальный фон для основной истории.
На первый план режиссёр, совершенно не скрываясь, выводит аналогии с любой сегрегацией — здесь каждый зритель может выбрать параллель, которая актуальна для него. Наиболее зловеще выглядит намёк, что даже те, кто вроде бы настроен к «особым» положительно, считают их способными лишь на самую простую работу. Эта доброжелательная снисходительность, которую часто можно встретить и в жизни, иногда пугает больше жестокости.

Но всё же главная и самая мрачная ирония как будто слегка скрыта: ведь на самом деле «особые» — это как раз обычные люди, какие были всегда, а «генетики» — мутанты. Причём способности не их заслуга, а просто удача каких-то учёных прошлого. Как тут не найти параллели с теми, кому повезло с состоятельными родственниками или просто с внешностью — и потом они начинают оскорблять остальных за лень и отсутствие стремлений. Не секрет, что любая фантастика говорит не о будущем, а о настоящем.
К истории не нужно относиться слишком серьёзно
Заранее можно сказать, что многие будут ругать «Альтер». И вроде бы есть за что: фильм действительно буквально состоит из клише. Историю развития мира здесь подают в виде лекции, которую зачитывают подросткам, — так делали не только в классических антиутопиях, но и в пародийных «Двух холмах». Злодеи в этом кино очень любят обсуждать свои злодейские планы вслух, чтобы герой мог услышать и помешать, — «Хранители» Алана Мура издевались над этим ходом десятки лет назад.

А потом безумные странности и повороты начнут сыпаться один за другим, превращая фантастическую антиутопию чуть ли не в мыльную оперу про неожиданные родственные связи. И тут уже зависит только от прозорливости зрителя, насколько быстро он поймёт главное.
Весь фильм — пародия на фантастику про супергероев, а не серьёзная история.
Не такая пародия, как «Голый пистолет», конечно. Здесь нет откровенного идиотизма и желания развеселить зрителя гэгами. Но Тимо Вуоренсола всегда снимает немного издевательски, что логично для человека, начавшего карьеру с картины «Звездная муть», а потом снявшего «Железное небо» про нацистов, которые спрятались на тёмной стороне Луны, а потом полетели на Землю захватывать айфоны.
Кто-то поймёт шутку уже на моменте, когда герои начнут бороться за справедливость с популярной певицей Мирой, а их общение с Леоном превратится в поток подколов друг друга. Ещё более очевидным всё станет, когда персонажи придут в центр планирования семьи, причём герой Фелтона будет одет то ли как сутенёр, то ли как персонаж «Даёшь молодёжь», говоривший: «Данила, ты что крейзи?»
В конце концов, Леон превращается в крутого героя в костюме, но он не какой-нибудь Бэтмен, а буквально Флауэрмен, поскольку в качестве оружия использует цветочную пыльцу, шипы и какой-то очень едкий цитрус.

Если разглядеть в «Альтере» иронию, то всё встанет на свои места. Весь сюжет фильма построен на клише о становлении супергероя, повторяя ходы условного «Железного человека», но с бюджетом всего в 15 миллионов долларов.
Актёрский состав выглядит интригующе
Особенно иронично, что на главную роль в картине про сегрегацию пригласили Тома Фелтона, которого лучше всего помнят по образу Драко Малфоя из «Гарри Поттера». Когда-то его персонаж громче всех обзывал других «грязнокровками» — теперь же Леон готов отдать жизнь за равенство людей, даже отказавшись от собственного благополучия. Трудно сказать, задумывал ли режиссёр такую сложную шутку или она получилась случайно. Но в чём нет сомнений: Фелтона приятно видеть на больших экранах.

К актёрам, которых прославил «Гарри Поттер», до сих пор приковано внимание фанатского сообщества, и очень любопытно наблюдать, насколько по-разному складывается их карьера. Особенно отличился Дэниел Рэдклифф, который выбирает самые странные роли в кино: от трупа в фильме «Человек — швейцарский нож» до трёх разных образов в «Чудотворцах».
Том Фелтон чаще снимается в не слишком заметных фильмах, играет в театре и даже выпустил несколько альбомов (он, кстати, отлично поёт). Его участие в «Альтере» — своеобразная реклама для фильма, которая привлечёт к экранам всех соскучившихся по актёру из детства.
Но Фелтон даже в не самой серьёзной работе играет с душой. Непроходящая грусть в глазах героя кажется очень натуральной.
А для российских зрителей будет интересно, что в кадре собрались не только приятные британские актёры (среди них Ричард Брейк, игравший первую версию Короля ночи в «Игре престолов»), но и отечественные артисты. Причём не в эпизодах, а в основных ролях.
Хлою — главную помощницу и названную сестру Леона — сыграла Елизавета Бугулова. Она больше известна как работница дубляжа, но в последнее время всё чаще появляется на экранах. Образ одного из главных злодеев достался Игорю Жижикину. В дубляже, конечно, не понять, как персонажи общаются на английском. Но визуально все они на экране выглядят очень даже органично и не проигрывают коллегам.
Да и в целом всё это отлично соответствует концепции мира будущего, где толком не указано, сохранились ли различия по странам, языкам и национальностям. Возможно, отказавшись от одного разделения, люди сразу нашли новое.

Впечатления от «Альтера» могут испортить завышенные ожидания: если идти на сеанс как на серьёзную антиутопию с примесью супергероики, можно разочароваться. Но лучше воспринимать фильм как кино категории «Б» — с не слишком большим бюджетом и отчасти ироничным содержанием. Тогда можно найти и над чем посмеяться, и о чём задуматься после просмотра.
Лучшие предложения
18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах
10 вещей популярных брендов со скидками до 65%
Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%
15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress
8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%
Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы
Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков
Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников