Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЛикбезСвоё дело
6 февраля 2024

6 причин, почему бизнесу важно знать, кто его целевая аудитория

Это поможет эффективнее тратить деньги и генерировать новые идеи.
Фото автора Наталья Копылова
Наталья Копылова

Автор Лайфхакера

6 причин, почему бизнесу важно знать, кто его целевая аудитория

Что такое целевая аудитория

Целевая аудитория (ЦА) — это группа людей, объединённая какими-то общими признаками, которая является реальными или потенциальными потребителями товара либо услуги.

Например, компания производит детские зубные щётки. Их целевая аудитория — женщины с маленькими детьми, это сразу понятно. Но не всё так просто. Сколько стоят такие щётки? Если недёшево, то это уже женщины с маленькими детьми и с семейным доходом от среднего. Если товар можно купить только в европейской части России, то к описанию целевой аудитории добавляется локация. И в итоге формируется довольно подробный портрет среднего покупателя.

Некоторые предприниматели пренебрегают исследованием целевой аудитории, думая, что их товар нужен всем. Но так не бывает, у разных людей свои предпочтения. Вот мылом плюс-минус все пользуются. Но, допустим (это только предположение для примера), женщины предпочтут более бережное средство, мужчины — то, чем можно помыться от головы до пяток, пенсионеры — мыло подешевле, работники заводов — то, что хорошо отмывает машинное масло. То есть потребности различаются, и поэтому обращать внимание покупатели будут на разное.

Зачем понимать, кто ваша целевая аудитория

Есть несколько причин, почему её стоит изучить.

1. Чтобы представлять, для кого вы действительно работаете

Люди в большинстве своём достаточно предсказуемые в потребительском поведении, то есть обычно при изучении целевой аудитории сюрпризов не бывает. Просто оно позволяет понять, а кто конкретно ваш клиент. Средний покупатель обрастает набором качеств и предпочтений, и становится яснее, для кого, собственно, вы производите свой товар или услугу. Как пригодится это понимание, мы поговорим позже.

Но это не значит, что при изучении ЦА нечему удивиться. Допустим, предприниматель производит специальные гели для укладки бороды. Они делают растительность мягче и послушнее, позволяют укладывать её так, чтобы волоски не торчали в разные стороны. Ожидается, что покупать гели будут бородатые мужчины. Но внезапно может оказаться, что подавляющее число клиентов — женщины. Часть из них покупает продукт в подарок, потому что им неприятно, что борода партнёра колется при объятьях, и они хотят этого избежать. А другие пришли после отзыва бьюти-блогера, ведь этот гель восхитительно фиксирует брови. И вот реальная ЦА уже не бородатые мужчины, а делающие макияж женщины.

И здесь будет о чём подумать. Например, о том, чтобы изменить отдушку с морского бриза на лаванду и выпускать продукт уже как гель для бровей и вообще двинуться в эту сторону.

2. Чтобы составлять уникальные торговые предложения

Уникальное торговое предложение (УТП) — это продвижение продукта за счёт обозначения особенных выгод для потребителя. Но УТП сложно разработать, если не знать потребностей клиента. Можно, конечно, пойти по пути предположений. Однако если ошибиться, всё будет зря. Изучение целевой аудитории поможет не тратить ресурсы впустую.

Например, фирма производит ортопедические подушки. И при формировании УТП можно обратить внимание на разные моменты. Например, если ЦА — люди старше 30 лет, их можно зацепить идеей, что благодаря такой подушке у них будет меньше болеть спина. (Да, тридцать сейчас — новые двадцать, но позвоночнику об этом не рассказали.) Если это женщины, их к покупке может мотивировать тезис, что правильная поза для сна помогает избежать заломов и деформации кожи лица, а значит несколько отсрочить появление визуальных признаков старения.

Продукт один, а подача разная. И благодаря этому можно привлекать различную аудиторию.

3. Чтобы реклама была эффективнее

Для маркетинговых целей понимание целевой аудитории ключевое. Возьмём таргетированную рекламу. У вас есть бюджет в сто рублей и средство для поддержания потенции. Если настроить таргет на всех подряд, это будет как палить из пушки по воробьям. Допустим, рекламу посмотрят сто случайных человек, в их числе дети, женщины, мужчины. Попадёт сообщение только в 5 человек из 100, которые перейдут по ссылке, покупку совершит один. То есть цена за клик получится 20 рублей, а покупки — 100.

Но если таргет будет настроен на мужчин от 50 до 79 лет (а именно в этом возрасте можно наблюдать пик проблем с эрекцией), то кликнувших может быть уже 30, а оплативших — 10. Что делает рекламу намного эффективнее.

4. Чтобы выработать tone of voice и дизайн

Современный бизнес — это часто не только продажи, но и создание комьюнити вокруг бренда. Такой подход позволяет «растить» потенциальных клиентов, повышать лояльность уже имеющихся, продвигать ценности, устраивать акции и так далее.

Но чтобы делать это эффективно, тоже нужно понимать, кто ваша ЦА. Например, компания заводит аккаунты в соцсетях. Ей нужно планировать, что она будет там размещать, как станет общаться с подписчиками, какое оформление профиля выбрать. В одном случае аудитории «зайдут» мемы и шутки на грани. В другом — только экспертные тексты, написанные достаточно сложным языком. А если сделать наоборот, успеха не будет.

5. Чтобы развивать бизнес

Мы отчасти затронули этот момент в примере с гелем для бороды. Изучение аудитории поможет понять, куда двигаться дальше. При этом речь не обязательно идёт о кардинальных переменах.

Например, компания производит недешёвые кремы для лица. Целевая аудитория — в основном женщины разного достатка. Причём сегмент тех, для кого это не самая доступная покупка, достаточно высок. Просто они готовы платить за качество. Но для фирмы очевидно, что с учётом инфляционных процессов она будет вынуждена поднять цену. Значит, описанный сегмент покупателей может отвалиться, потому что для них кремы станут уже слишком дорогими. Но можно подумать, допустим, над удешевлением упаковки, чтобы сохранить стоимость и клиентов.

6. Чтобы привлекать новых клиентов

Изучение ЦА помогает понять, кто клиенты компании, а кто ими не являются, но в целом могут быть.

Снова вспомним старый пример — на этот раз с мылом. Допустим, производитель целился в женщин и продавал продукт как средство для чувствительной кожи. Мыло теперь ассоциируется с мягкостью, женственностью, поэтому мужчины его не покупают. Однако это не значит, что им оно не подходит. То есть можно скорректировать маркетинговую стратегию, чтобы и их привлечь. Больше продаж, больше денег — это и есть цель бизнеса.

Как понять, кто ваша целевая аудитория

Эффективнее всего делегировать эту задачу маркетологам: они знают, как работать с нужными инструментами. К тому же специалисты учатся этому месяцами и годами, в двух абзацах это раскрыть не получится.

Для изучения целевой аудитории обычно используют следующие инструменты:

  • опросы и интервью — они позволяют из первых уст узнать информацию о ваших клиентах;
  • «Яндекс Метрику» и Google Analytics — показывают, кто, по каким запросам и ссылкам находит компанию;
  • аналитику социальных сетей.

Что нужно знать о целевой аудитории

Обычно исследуют несколько моментов.

  • Демографические и социальные показатели: пол, возраст, семейное положение, уровень дохода и образования, наличие детей, сфера деятельности и должность.
  • Географические показатели: где находится клиент. В зависимости от потребностей компании узнавать это можно с разной точностью — от города до улицы.
  • Личностные качества: потребности, ценности, страхи, хобби, значимые дня человека инфлюенсеры и бренды.
  • Потребительское поведение: покупает онлайн или офлайн, импульсивно или обдуманно, как часто и как срочно.
Больше полезного
💹
Изнанка бизнеса: зачем рассказывать о внутренней кухне и каких ошибок избегать
Что такое HR-бренд и когда начинать его строить
Какие бывают программы лояльности и нужны ли они малому бизнесу
8 ошибок бизнеса на районе, которые мешают привлекать клиентов
10 приложений и сервисов для онлайн-записи клиентов
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

Берём в подарок колонку «Яндекс Станция Миди» со скидкой 50%

Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»

Надо брать: мощная GaN-зарядка от Asometech за полцены

Надо брать: мощная GaN-зарядка от Asometech за полцены

Новинку OPPO Find X9 отдают сейчас со скидкой 56% на AliExpress

Новинку OPPO Find X9 отдают сейчас со скидкой 56% на AliExpress

Простой в освоении 3D-принтер ELEGOO Centauri Carbon отдают с отличной скидкой

Простой в освоении 3D-принтер ELEGOO Centauri Carbon отдают с отличной скидкой

30 besproigryshnyh podarkov muzhu na Novyj god

30 беспроигрышных подарков мужу на Новый год

Надо брать: «Имаджинариум» — культовая игра на ассоциации

Надо брать: «Имаджинариум» — культовая игра на ассоциации

Как подобрать шапку по форме лица

Как подобрать шапку по форме лица

Это интересно
Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Комментарии
Анастасия Наумцева
07.02.24 07:43
Пример с гелем для бритья и фиксацией бровей случайно основан не на личном опыте?)
Elena Gritcun
07.02.24 08:31
У меня, кстати, по совету продавца-консультанта фирменного магазина одной отечественной марки косметики появился мужской крем. Он заявлен как восстанавливающий, успокаивающий, после бритья и вот это всё. Но его часто берут именно женщины для себя: крем прекрасно убирает раздражение в области подмышек и сухость локтей )) Пахнет — ну, мужской аромат, но не очень навязчивый и сильный. А мужчины не покупают этот крем, потому что консистенция слишком плотная, чтобы после бритья наносить на лицо.
Наталья Копылова
07.02.24 09:16
Мужские средства часто хороши. Вот, например, у клиник был мужской крем с витамином С. По цене то же самое или дешевле, а концентрация витамина С там сильно выше. Для начинающего пользователя это баг, но для опытного - фича, получается, выгоднее мужской покупать. Дезодоранты част бронебойнее, потому что мужчины в среднем активнее потеют. Ещё бы вот, конечно, чтобы аромат был не сбивающий с ног морской бриз или мощный кедр, а что-то попроще, цены бы не было. Ну и, собственно, многие марки сейчас переходят на унисекс средства не по полу, а по проблеме. Потому что у мужчины может быть нежная чувствительная кожа, так ему и средство нужно щадящее, а не как будто отбеливатель в лицо плеснул. Короче, тема косметики для меня будоражащая, как понятно)))
Elena Gritcun
07.02.24 09:23
О, дезодоранты: есть такой! Олд спайс Wolfthorn! Пахнет жвачкой, очень крутой аромат. А вот гель для душа из этой же серии уже «мужской» — лёгкий морской бриз, сбивающий с ног, ага ))
Наталья Копылова
07.02.24 14:02
олд спайс вообще супер!
Оксана Запевалова
07.02.24 17:45
Обожаю этот дезик с волчками! А ещё есть с медведями, чуть более конфетно пахнет, но тоже кайф)
Наталья Копылова
07.02.24 09:13
на личном опыте промышленного просмотра ютьюба)
Wera Ferat
09.11.25 09:43
Понятно, что, когда досконально изучил целевую аудиторию меньше денег сливаешь, когда выбираешь товар или запускаешь рекламу.

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Areaddna28 минут назад

0 / 0

У каждого танца есть еще много разных направлений, как к примеру K-pop, Hip-hop, Jazz Funk с региональностью танец видоизменяется и превращается в свой отдельный стиль. Я к примеру тоже пришла сначала обучаться на эстрадный дэнс в студию Divadance: https://www.divadance.ru/gallery/gallery_3_k_pop_cover_dance.htm и за полтора года перешла на Jazz Funk, со временем приоритеты меняются.
Как научиться танцевать: видеоуроки для тех, кто не боится попробовать
Аватар автора комментария
alekar49 минут назад

0 / 0

отдельная кнопка для запуска камеры... - мммм.... как же они до этого додумались то... - это настолько неожиданно и инновационно, правда можно обойтись совсем без кнопки (что много удобнее и быстрее) - и кое кто давно уже так и делает: На Motorola есть знаменитые жесты «Двойное вращение кисти» для быстрого запуска камеры и «Рубящее движение» (или встряхивание) для включения фонарика, которые включаются в настройках в разделе «Действия Moto» или «Жесты» (в старых версиях), позволяя управлять телефоном бесконтактно, активируя функции даже при выключенном экране
5 причин, почему Apple по-прежнему законодатель моды в сфере смартфонов
Аватар автора комментария
DelMar55 минут назад

0 / 0

Телега дырявая помойка с дырявой системой защиты, меня чуть ли на кеждую неделю взламывают, причем мне не понятно как взломщик заходит в акк если нет доступа к номеру и почте, и самое классное что ты не можешь запретить взломщику доступ потому что тебе пишет что ты с новго устройства (хотя захожу со старого, на котором был всегда) и тебе надо подождать несколько часов (дней) прежде чем сможешь завершать сеансы на других устройствах и пока ты ждешь, на следущий день тебе опять приходится заново заходить в акк и тебя опять определяет как вход с нового устройства и все начинается по новой, просто днище а не месенджер даже в вк такого дна нет в защите. И теперь еще не приходят смс коды на телефон а при входе требует указать почту хотя она была привязана, но как только ты указываешь почту тебе надо потвердить с помощью смс кода который не приходит потому что маразматические РКН дали команду операторам сотовой сети блокировать сообщения и звонки от телеграм и ватсап, а все потому что в петушином народном, отечественном месенджере МАКС (СКАМ) никто не хочет сидеть
Как авторизоваться в Telegram, если СМС и звонки не приходят
Аватар автора комментария
S G1 час назад

0 / 0

>15 худших фильмов 2025 года на Metacritic >2. «Убойная суббота» (Playdate, 2025) — 20. в очередной раз показывает, что ваши рейтинги - Говно. Даже без учета моего мнения об этом фильме на одном пиратском сайте он имеет рейтинг 6.65 из 10.
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке 

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях