Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Стать богатым
8 июля

Что такое эффект приманки и как он заставляет нас тратить больше

Иногда покупателю лишь кажется, что он сам выбирает товары.
Фото автора Наталья Небогатова
Наталья Небогатова

Автор Лайфхакера

Что такое эффект приманки и как он заставляет нас тратить больше

Что такое эффект приманки 

Эффект приманки — маркетинговый приём, который используют, чтобы подчеркнуть иллюзорные преимущества одного товара за счёт явных недостатков другого. Цель продавца — создать видимость крупной выгоды. И подтолкнуть клиента купить целевой товар — тот, что важно продать. 

Феномен работает, когда потребителю сложно сделать выбор между двумя предложениями. Или он вообще сомневается, нужно ли покупать. Тогда в эту линейку добавляют приманку — ещё один товар по явно невыгодной цене. И покупатель в итоге охотнее расстаётся с деньгами.

Как правило, сама приманка при этом продаётся намного хуже, чем первый и второй товары, если её вообще покупают. Но никто и не рассчитывает сделать выручку именно на ней. 

Почему работает эффект приманки

Исследований на эту тему не очень много. Одно из них показывает, что появление приманки активирует затылочную извилину, которая отвечает за анализ зрительной информации. Всплеск активности фиксируется и в передней островковой доле мозга. Этот фактор, по мнению исследователей, делает цель, которую подсвечивает приманка, более заметной. А ещё — подталкивает принимать интуитивные, а не логически взвешенные решения. 

В другом научном обзоре исследователи делают вывод: отсутствие чётких критериев, по которым можно выбрать товар, вызывает у человека повышенную тревожность. 

Потребитель не желает долго находиться в состоянии неопределённости. И эффект приманки позволяет клиенту сфокусироваться на признаках, с помощью которых легко принять решение. Конечно, это те критерии, которые особенно выгодны продавцу. Но покупатель не думает о других параметрах, которые могли бы изменить его предпочтения. Зато чувствует, что как только выбор сделан, тревожность снижается. И платит за покупку. 

Примеры применения эффекта приманки

Вы наверняка сталкивались хотя бы с одной попыткой маркетологов продать таким образом не самый ходовой товар. Вот несколько типичных ситуаций. 

Ложная скидка

Рядом с актуальной стоимостью товара продавцы часто пишут другие цифры. Они указывают цену намного выше и перечёркивают её. Именно это число служит приманкой. Покупатель видит якобы первоначальную цену и думает, что приобретает вещь или услугу на очень выгодных условиях. И берёт её.

Конечно, на эффект приманки реагируют не все потребители. Доля тех, кто всё же меняет свой выбор, составляет от 10 до 39%. Но часто продавцам достаточно и этого. 

Фокус на самом дорогом продукте

У продавца есть два товара, выполняющих похожие функции. Товар A дешевле — например, это смартфон за 10 000 рублей. Товар B гораздо дороже, но и ценность его выше. Допустим, это смартфон за 40 000 — у него больше функций и выше качество. Однако многие выбирают A из-за его невысокой цены, поэтому продавец получает очень скромную прибыль.

Тогда в товарную линейку добавляется приманка C — ещё один смартфон. По своим свойствам он заметно хуже B и ближе к дешёвому A. Но стоимость приманки ненамного ниже цены B — 35 000 рублей. Покупатель сравнивает товар B с приманкой C и решает, что приобрести дорогой B ему будет выгоднее. 

Фокус на промежуточном по цене товаре

Например, в алкомаркете продаётся вино марки A по цене 500 рублей за бутылку. Рядом стоит продукт бренда B за 1 200 рублей. 

Покупатели обычно предпочитают A, потому что это вино дешевле. Но продавец использует эффект приманки — ставит на полку продукт C того же производителя, что и B, с похожими характеристиками. При этом C стоит целых 1 400 рублей. И покупателю кажется, что выгоднее выбрать вариант B, чтобы получить примерно то же качество без переплаты. 

Где применяется эффект приманки

Короткий ответ: везде, где можно выстроить линейку из нескольких товаров и услуг. Так могут продавать:

  • продукты;
  • готовую еду в ресторанах и кафе;
  • автомобили;
  • смартфоны и компьютерную технику;
  • бытовую технику;
  • мебель и товары для дома;
  • квартиры;
  • услуги — например, туры или платные подписки.

Интересно, что эффект приманки работает не только в торговле и маркетинге, но и при найме сотрудников. Доказано, что работодатели не просто оценивают качества каждого соискателя в отдельности, но и сравнивают его с другими. Так, в одном исследовании рекрутеры общались с кандидатами A, B и C. Две трети работодателей предпочли нанять первого из них. Затем место соискателя C занял D. И две трети из другой группы нанимателей выбрали кандидата B. 

Интересно, что характеристики A и B не менялись. Но на решение работодателей повлияли третьи соискатели — кстати, их не захотел нанять никто. То есть они сыграли роль приманки, которая заставила обратить внимание на преимущества одного из кандидатов и проигнорировать второго.

Как не поддаваться эффекту приманки

Для этого стоит подходить к процессу выбора и покупки осознанно.

  • Выберите чёткие критерии нужного вам товара или услуги. Определите заранее, какие параметры кажутся вам самыми важными, и ориентируйтесь лишь на них.
  • Возьмите время на размышления. Не делайте серьёзных покупок, если вы во власти эмоций. Возможно, когда вы спокойно оцените разные варианты, то поймёте: выгоднее приобрести совсем другой товар. 
  • Учитывайте скрытые расходы. Бывает, что цена выглядит чрезвычайно заманчивой. Но после покупки вам придётся раскошелиться на дополнительные аксессуары, а это немалые траты.
  • Советуйтесь с близкими. Взгляд со стороны может ослабить влияние эффекта приманки. Возьмите с собой в магазин друга или партнёра, чтобы обсудить плюсы и минусы каждого варианта. Только обращайтесь к людям, способным оценивать факты, а не поддаваться эмоциям.
  • Изучайте отзывы на маркетплейсах. Эта предосторожность поможет не совершать импульсивных покупок онлайн, даже если на них объявлены чуть ли не 99-процентные скидки.
  • Добавьте товар в корзину и следите за его ценой. Этот пункт тоже пригодится любителям онлайн-магазинов. Если вещь не нужна вам срочно, посмотрите, как меняется её стоимость. Возможно, вы увидите, что цена всегда примерно одинакова, и рекламируемые скидки оказываются ложными. А выбранный товар вам на самом деле не очень-то и нужен. 
  • Поищите товар в различных магазинах. Опытные покупатели добавляют выбранную вещь в избранное или корзину сразу на нескольких площадках. И в итоге делают выбор в пользу самого выгодного предложения от надёжного продавца. Этот процесс тоже не позволит вам совершить покупку под влиянием эмоций, потому что требует времени. 

Эти простые шаги помогут вам не потратить лишнего. 

Узнайте больше
👇
Что такое фанфляция и как не разориться на развлечениях
Что такое спейвинг и как он незаметно опустошает ваш кошелёк
Что такое думспендинг и почему мы тратим деньги «как в последний раз»
8 вещей, которые незаметно съедают ваш бюджет
Что такое финансовая прокрастинация и как её распознать у себя
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

30 nedorogih novogodnih podarkov

30 недорогих новогодних подарков

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Комментарии
Светлана Степанова
12.07.25 18:34
Со смартфонами приманка не сработает на тех, кто понимает характеристики и сравнивает их. Если цену на продукцию отслеживать постоянно, то вас нельзя будет обмануть мнимой зачеркнутой ценой. С вином в целом тоже.
Что вы могли пропустить
Как я поняла, что надо научиться ждать, чтобы получать лучшее, — и теперь всем советую
Как я поняла, что надо научиться ждать, чтобы получать лучшее, — и теперь всем советую
0
19:00
Мотивация
Мотивация
30 недорогих новогодних подарков
30 недорогих новогодних подарков
0
18:00
Ликбез
Покупки
Как говорят в регионах: 22 слова, которые легко выдают, откуда вы родом
Как говорят в регионах: 22 слова, которые легко выдают, откуда вы родом
0
16:00
Образование
Образование
Комету 3I/ATLAS впервые сняли на любительскую оптику — она уже видна с Земли
Комету 3I/ATLAS впервые сняли на любительскую оптику — она уже видна с Земли
0
15:10
Новости
Новости
5 рецептов закусок, которыми приятно похрустеть под любимый фильм
5 рецептов закусок, которыми приятно похрустеть под любимый фильм
14:30
«Горящая изба»
Еда
Apple запустила новую веб-версию App Store — теперь все приложения собраны в одном месте
Apple запустила новую веб-версию App Store — теперь все приложения собраны в одном месте
0
12:10
Веб-сервисы
Новости
Простые рецепты оладий на любой вкус
Простые рецепты оладий на любой вкус
12:00
Еда
Еда
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
0
11:19
Кино
Новости
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке
0
11:00
Как выбрать
Технологии
Apple представит минимум 15 устройств в 2026 году — раскрыт весь список
Apple представит минимум 15 устройств в 2026 году — раскрыт весь список
0
10:48
Новости
Устройства
Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре
Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре
0
Вчера
Покупки
Покупки
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
0
Вчера
Жизнь
Колонка
Астрономы показали «космическую летучую мышь» в 10 000 световых лет от Земли
Астрономы показали «космическую летучую мышь» в 10 000 световых лет от Земли
0
Вчера
Новости
Новости
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
0
Вчера
Кино
Ликбез
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
0
Вчера
Кино
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
S G32 минуты назад

0 / 0

У меня вопрос не можно ли, а «НА ХУ Я?!»
Можно ли изменить цвет глаз и опасно ли это 
Аватар автора комментария
Алексей Зотов1 час назад

0 / 0

Черное зеркало не сериал в общем понятии, а собрание отдельных историй.
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
Аватар автора комментария
Артём Козориз5 часов назад

0 / 0

Вы_продоёте_рыбов.джпг
Apple запустила новую веб-версию App Store — теперь все приложения собраны в одном месте
Аватар автора комментария
Vladimir Nikitin5 часов назад

0 / 0

А как же "Авиатор"?
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях